Информационное обеспечение и поддержка в процессе принятия управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночных преобразований в России возникает насущная потребность в обеспечении качественного управления различными социальными процессами и явлениями. Одним из главных элементов управленческого процесса выступает разработка и принятие управленческих решений.
Совершенствование управления является еще недостаточно востребованным резервом увеличения эффективности во всех сферах социальной деятельности. Особенно актуализируется и усложняется эта проблема в условиях становления информационного общества. На этом фоне особую значимость приобретает информационная проблематика управления. Именно таким новым технологиям отводится роль средства и способа преодоления, разрешения социальных проблем, получения максимально значимых результатов при ограниченных ресурсах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1 Информационное сопровождение управленческой деятельности.......6
1.2 Управленческая информация и закономерности ее движения, формы информационной коммуникации……………………………………...13
1.3 Виды информационных технологий, информационные ресурсы в процессе принятия управленческих решений…………………………………………………………...…….28
2 КРАТКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АЗОТ-СЕРВИС»
2.1 Общая характеристика предприятия.....................................................40
2.2 Информационные технологии и системы поддержки принятия
решений на примере ООО «Азот-Сервис»………………...……........42
3 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЗОТ-СЕРВИС»…………………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..…… ………….55

Файлы: 1 файл

Kursovaya_proverena.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Формулировка проблемы. На основании вышесказанного проблему можно сформулировать так: необходимость обеспечения (поддержки) принятия решений информацией, которая должным образом отобрана, обобщена, систематизирована и проанализирована, то есть пригодна для принятия правильного и обоснованного решения  в каждой  конкретной ситуации. Еще одной проблемой является своевременность информации.

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляется на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.

В деятельности крупных фирм, в особенности имеющих множество филиалов в далеко удаленных местах, передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов. Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требуемых принятыми оперативными решениями.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:

  • краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
  • удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
  • точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.

Для адекватного представления ситуации, как правило, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Это обеспечивается с помощью широко используемых в процессах принятие решений экспертных технологий.

Целесообразным при получении и обработке информации о ситуации принятие решений является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия решений.

Виды информационных технологий. При организации сбора и регистрации данных по принципу последовательных решений могут применяться различные виды информационной технология:

  • сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства (на местах возникновения затрат) в форме единоличного документа и использование центральной ЭВМ для агрегирования данных; обработка данных в режиме диалога для расчета показателей на терминале;
  • получение свободного документа, использование машиносчитывающего носителя информации (например, диска), обработка данных по производственному отделению на персональных компьютерах.

Решение вопросов внедрения новых технологий требует комплексного, разностороннего подхода. Важно не только исследовать технико-экономические и организационные аспекты проблемы, но и учитывать влияние внедрения новых технологий на положение работника в производственном процессе. В частности, требуется анализ трудовых функций работника, его образа действий, навыков, способностей, условий труда. Представляют большую трудность оценить трудовые и социально-экономические факторы.

Технология информационной деятельности предполагает: создание системы записей (цифровой и текстовой информации) с применением средств компьютерной техники; использование форм как носителей информации; формирование базы данных; создание пакетов прикладных программ.

Информационные ресурсы бизнеса. Переход общества в постиндустриальной эпохе и наукоемких технологиям вводит в активный оборот информационные ресурсы и еще более повышает требования к квалификации труда специалистов. Но именно информация дает возможность рационально распоряжаться всеми иными видами ресурсов. Интенсивное использование информации позволяет значительно снизить материалоемкость и энергоемкость продукции. Главная проблема любой экономики - преодолеть ограниченность ресурсов. Но имеющиеся ресурсы можно использовать различными способами. Ключевым моментом здесь является решение о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов в нужное время, в нужном месте, для решения главного, приоритетного направления - вот в чем помогает информация при принятии экономического решения.

Информационная поддержка управленческой деятельности. Одним из основных отличий аналитической от оперативной обработки данных является не столько большой объем обрабатываемых данных, сколько необходимость поддерживать обработку произвольных, заранее не регламентированных запросов из различных источников информации.

На основании всего сказанного выше можно сделать такой вывод: поставленная проблема, то есть обеспечение процесса принятия решения информацией, которая отвечает всем требованиям, вполне решаема. В настоящее время эта проблема решается с помощью использования современной электронно-вычислительной техники, создания различных баз данных, экспертных систем и систем подготовки принятия решений. Подобные способы позволяют довольно просто, а главное быстро, собирать, обрабатывать и анализировать существующую информацию. Они также позволяют существенно облегчить процесс принятия решений для руководителей всех уровней. Внедрение описанных выше систем требует достаточно больших вложений, но они, несомненно, с лихвой окупаются. Ведь, как говорится, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией, кто владеет ситуацией, тот владеет всем.

Наряду со всеми достоинствами данное решение проблемы имеет и свои недостатки. Одним из таких недостатков является необходимость получения новых знаний руководителями для того, чтобы использовать предложенные средства наиболее эффективно, что требует довольно таки много времени. С другой стороны полная автоматизация процесса принятия решений порождает много проблем социального плана, в частности это приводит к сокращению времени, которое затрачивается на общение с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АЗОТ-СЕРВИС»

 

2.1   Общая характеристика ООО «Азот-Сервис»

 

В 2004 году на базе ремонтных структурных подразделений Кемеровского ОАО «Азот» было создано дочернее предприятие - ООО «Азот-Сервис».

ООО «Азот-Сервис» учреждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными законодательными актами РФ.

В 2006 году в результате динамичного развития и достижения весомых экономических показателей ООО «Азот-Сервис», как самостоятельное предприятие, вошло в состав ОАО «СИБУР Холдинг», выполняя функции генподрядчика в реализации инвестиционных проектов КОАО «Азот», а также проектов поддержания основных фондов материнского предприятия.

Накопленный за 4 года потенциал позволил поставить перед предприятием амбициозные цели: заявить о себе как об инжиниринговой компании, прежде всего в области модернизации крупнотоннажных производственных процессов азотного передела (аммиак, азотная кислота, ГАС, аммиачная селитра).

После вхождения в состав компании проектного подразделения КОАО «Азот» от предпроектного консультационного инжиниринга и экспертизы инвестиционного предложения компания развилась до пуско-наладочных работ и приемо-сдаточных испытаний, реализуя современный принцип ведения бизнеса «под ключ».

На сегодняшний день инжиниринговая компания ООО «Азот-Сервис» является одной из наиболее крупных, высококвалифицированных, технически и интеллектуально вооруженных и экономически стабильных фирм на рынке комплексного инжиниринга, включая изыскания и проектирование, производство технологического оборудования, выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ, в Сибирском Федеральном округе.

В 2011 г. ООО «Азот-Сервис» вступил в саморегулируемую организацию НП «Ассоциация проектировщиков Кузбасса» в г. Кемерово, регистрационный номер Свидетельства - № АПКУЗ-093-04-140211-4205076008-624/178

Характер собственности предприятия: частная.

Основными видами деятельности общества являются:

  • строительство, реконструкция, реставрация, ремонт объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения;
  • проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, наладочных, ремонтных и проектных работ, организация внедрения в производство высокоэффективной техники и технологии, в том числе средств вычислительной техники и программного обеспечения, патентование как в РФ, так и за рубежом, прочие работы и услуги, связанные с использованием прогрессивных технологий в различных отраслях хозяйства;
  • производство и реализация строительных и иных материалов, деталей и конструкций, комплектующих и иных изделий;
  • проектно-сметные, ремонтно-строительные, строительно-монтажные, электроремонтные, электромонтажные, и строительно-эксплуатационные работы;
  • строительство и эксплуатация объектов жилого назначения;
  • проведение лизинговых операций;
  • производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
  • сбор и обработка отходов и вторичных ресурсов;
  • оказание услуг по транспортным перевозкам на территории РФ и за ее пределами, транспортно-экспедиционная деятельность;

Специфика реализуемого ассортимента товаров и услуг такова, что подавляющее число потребителей - это юридические лица, такие как: Кемеровское ОАО «Азот», ОАО «Кокс», ООО «Кемеровохиммаш», ООО «Сбоойл», ООО «Агромаш», ОАО «Кемвод», ООО «Полимер», ООО «Кузбассрегионгаз» и еще 22 компании из Кузбасса и Сибири. На долю физических лиц, потребляющих товары и услуги ООО «Азот-Сервис» приходится меньшая доля от общего объема предоставляемых товаров и услуг.

Партнерами ООО «Азот-Сервис» являются: ООО «Химмонтаж», ООО «Агрик-КС», ООО «Высотники», ООО «Триест», ООО «ИОН», ООО «ЗАЛМА», ООО «Штат – 10».

В числе конкурентов ООО «Азот-Сервис» можно указать следующие компании: ООО «Геостройэкспедиция», ООО «Геотехника», Городское управление капитального строительства, ГПИЖГС Кемеровогорпроект, ООО «Кузбассгидропроект».

 

2.2   Информационные технологии и системы поддержки принятия решений на примере ООО «Азот-Сервис»

 

ООО «Азот-Сервис» современная организация, организационная структура которой соответствует реалиям рынка, в том числе развитию технологий на нем. Именно поэтому данная организация имеет отлаженную информационную систему, направление деятельности которой способствует обеспечению информацией управляющий персонал и каждое подразделение внутри компании в частности.

Выделим и опишем ряд интеллектуальных систем, используемых ООО «Азот-Сервис» для своей деятельности.

Под интеллектуальными системами будем понимать системы, созданные, в основном, для расширения возможностей интеллектуальной деятельности человека в процессах принятия решений.

Зачем нужны интеллектуальные системы? Во многом благодаря их применению стал возможен качественный скачок в развитии управленческих технологий. Всеобщая компьютеризация, сделавшая доступным использование научных методов разработки и обоснования решений, позволяет создавать автоматизированные информационные системы, обеспечивающие качественно новые подходы к пониманию и осуществлению управленческой деятельности. А поскольку управленческая деятельность - это прежде всего принятие решений на уровне государства, региона, отрасли, концерна, организации, структурного подразделения и, наконец, отдельного работника становится понятным, насколько широк диапазон возможного применения интеллектуальных систем. Назначение их довольно разнообразно. Это могут быть сравнительно простые системы массового применения, основная задача которых - предоставить доступ к знаниям и опыту экспертов специалистам менее высокой квалификации. А могут быть и весьма сложные, предназначенные для проведения коллективной экспертизы при решении нестандартных проблем, требующих тщательного профессионального анализа и прогнозирования ситуации.

Информация о работе Информационное обеспечение и поддержка в процессе принятия управленческого решения