Введение
В настоящее
время наблюдается новый этап
в развитии научной деятельности,
который характеризуется ежегодным
увеличением финансирования фундаментальных
и прикладных исследований, ускоренным
освоением нововведений за счет стимулирования
интеграции науки с частным сектором,
всемерное содействие развитию инновационной
деятельности, ориентация научно-технического
потенциала на решение насущных экономических
и социальных задач.
Инновация
– это коммерциализованное новшество,
обладающее высокой эффективностью. Является
конечным результатом интеллектуальной
деятельности человека, его фантазии,
творческого процесса, открытий, изобретений
и рационализации. Она характеризуется
введением на рынок продукции (товаров
и услуг) с новыми потребительскими свойствами
или качественным повышением эффективности
производственных систем. Понятия «изменения»
и «креативность» также иногда могут быть
употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать
инновации от перечисленных выше
понятий, нередко уточняется, что
особенность инновации в том,
что она позволяет создать
дополнительную ценность, позволяет
инноватору получить дополнительную ценность
и связана с внедрением. В рамках
этого взгляда инновация не является
инновацией до того момента, пока она
успешно не внедрена и не начала
приносить пользу. Понятие экономической
инновации было разработано Йозефом
Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development»
(1934).
В рамках
альтернативного подхода другие
понятия используются как часть
определения инноваций: «Инновация
имеет место, когда кто-либо использует
изобретение - или использует что-то
уже существующее новым образом
- для изменения образа жизни людей».
В данном случае изобретением может
быть новая концепция, устройство или
другие вещи, которые облегчают деятельность,
а инновационность не связывается
с тем, получил ли организатор
инновации какую-либо выгоду и принесла
ли она позитивный эффект.
Актуальность
данной темы обусловлена тем, что
в современной экономике роль
инноваций значительно возросла.
Это вызвано тем, что в рыночной
экономике инновации представляют
собой метод конкуренции, так
как инновация ведет к снижению
себестоимости, цен и росту прибыли,
к созданию новых потребностей, к
притоку денег, к повышению имиджа
(рейтинга) производителя новых продуктов,
к открытию и захвату новых
рынков, в том числе и внешних.
Инновация как процесс или
как продукт может стать одной
из главных статей дохода предприятия,
оказывая существенное влияние на увеличение
прибыли.
Цель данной курсовой работы – познакомиться
с инновационной деятельностью за рубежом.
1. Инновации и
инновационная деятельность за
рубежом
1.1 Определение терминов
инновации и инновационной деятельности
Инновации
– это некие нововведения в
самых различных областях: от техники
и технологии до управления и организации
труда. Эти нововведения становятся инновациями
только тогда, когда они используют современные
достижения науки и техники, а также опыт
применения схожих решений в прошлом.
Инновации при грамотном их применении
могут принести существенные преимущества
перед конкурентами, которые могут быть
финансовыми, функциональными и т.д. Термин
«инновация» очень тесно связан со многими
другими терминами, например, изобретением
или открытием.
К инновациям
относятся все изменения (новшества),
которые впервые нашли применение
на предприятии и приносят ему
конкретную экономическую и/или
социальную пользу.
Поэтому
под инновацией понимается не только
внедрение нового продукта на рынок,
но и целый ряд других нововведений:
- новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
- новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
- измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
- новые или улучшенные производственные системы.
Основные
функции, выполняемые различными инновациями:
- воспроизводственная – получение прибыли от инноваций и использование её в качестве источника ресурсов;
- инвестиционная – использование полученной прибыли для финансирования новых;
- стимулирующая – получая прибыль, предприниматель захочет внедрить новые инновации, что даст стимул на его дальнейшее развитие и поиск новых открытий.
Существуют
самые разнообразные инновации. Все они
имеют следующую классификацию:
- По технологическим параметрам:
- По типу новизны:
- Новые для отрасли в мире;
- Новые для отрасли в стране;
- Новые для конкретного предприятия или группы таких предприятий.
- По источнику:
- Инновации вызванные развитием науки и техники;
- Инновации вызванные потребностями производства или рынка.
- По месту в системе:
- Инновации на ходе предприятия (сырьё, оборудование и т.д.);
- Инновации на его выходе (продукция);
- Инновации системной структуры предприятия.
- В зависимости от глубины изменений:
- Радикальные;
- Улучшающие;
- Модификационные инновации.
Инновации
не могут создаваться и внедряться
в ходе рутинных процессов, а требуют
от всех участников (руководителей
и сотрудников) ясного понимания
необходимости в них и творческих
способностей. Таким образом, инновации
появляются в ходе инновационной
деятельности.
Инновационная
деятельность - это деятельность, направленная
на поиск и реализацию инноваций в целях
расширения ассортимента и повышения
качества продукции, совершенствования
технологии и организации производства.
Инновационная
деятельность включает:
- выявление проблем предприятия;
- осуществление инновационного процесса;
- организацию инновационной деятельности.
Главная
предпосылка инновационной деятельности
предприятия состоит в том, что
все существующее стареет. Поэтому
необходимо систематически отбрасывать
все то, что износилось, устарело,
стало тормозом на пути к прогрессу,
а также учитывать ошибки, неудачи
и просчеты.
В узком
смысле слова инновационная деятельность
направлена на обеспечение нового уровня
взаимодействия факторов производства,
благодаря использованию новых
научно-технических знаний. Содержанием
инновационной деятельности в экономической
сфере является создание и распространение
новшеств в материальном производстве.
Она представляет собой звено
между научной и производственной
сферой, в результате взаимосвязи
которых реализуются технико-экономические
потребности общества. И сейчас особую
значимость приобрело творческое использование
опыта развитых стран по реализации мер
государственной поддержки инновационных
процессов в экономике, что в итоге позволит
сформироваться отечественную систему
стимулирования инновационной деятельности.
Основными
функциями государственных органов
в инновационной сфере являются
следующие:
- аккумулирование средств на НИОКР и инновации;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
- создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности;
- формирование инновационной инфраструктуры;
- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
- повышение общественного статуса инновационной деятельности;
- региональное регулирование инновационных процессов;
- регулирование международных аспектов инновационных процессов.
При производстве
и реализации инновационной продукции
предприятиям на определенный начальный
период должны быть предоставлены налоговые
льготы, стимулирующие их инновационную
деятельность. Разобравшись с определениями
терминов, следует рассмотреть осуществление
инноваций и инновационной деятельности
за рубежом.
1.2 Инновационная деятельность
за рубежом
Зарубежный
опыт позволяет ответить на вопрос:
как лечить больную экономику
и по возможности избежать болезней.
Германия, Япония, Гонконг, Южная Корея,
Тайвань убедительно продемонстрировали,
что для господства на мировом
рынке вовсе не нужно иметь
газ, нефть, лес и другие природные
ресурсы. Модель развития, опробованная
после Второй мировой войны Японией,
а затем другими государствами
Юго-Восточной Азии, показала, что
даже при отсутствии собственной
научной базы, опираясь на новейшие
технологии, разработанные в других
странах, приобретая патенты и лицензии,
можно обеспечить 10-20% ежегодного прироста
промышленного производства.
За последние
годы существенные изменения претерпевают
НИОКР США. На первый план выдвигаются
задачи по усилению связи науки и
техники, повышению степени приложимости
фундаментальных научных знаний.
Значительно увеличиваются федеральные
инвестиции в высокоокупаемые прикладные
исследования и разработки с упором
на такие технологии, которые способны
породить новые производства и перестроить
прежние. Укрепляется сотрудничество
государства и частного бизнеса.
Разнообразнее становятся стимулы
для активного привлечения частных
инвестиций в науку, включая использование
налогового кредита на НИОКР, налоговую
скидку на прирост стоимости капитала,
предприятия и т.д.
Многие
федеральные научные исследования
и опытно-конструкторские разработки
проводятся в США негосударственными
организациями благодаря контрактам
и грантам. Промышленные фирмы осуществляют
большой объем работы (часть которой
приходится на прикладные исследования)
по контрактам под государственным
надзором. В области фундаментальных
исследований, которые обычно финансируются
федеральным правительством через
выделение грантов, доминируют университеты.
Широкое использование контрактов
и грантов является ключевым аспектом
в системе НИОКР США. Через
них федеральное правительство
обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские
организации и талантливых ученых,
ставя перед ними научно-исследовательские
и опытно-конструкторские задачи.
Это делает систему США более
гибкой по сравнению со многими национальными
аналогичными системами, которые в
основном охватывают государственные
лаборатории и институты.
В науку
и технику вовлекаются фактически
все штаты. При этом более 90% федеральных
исследований курируются Министерством
обороны, Министерством здравоохранения
и медицинского обслуживания, Министерством
энергетики, Национальным управлением
по аэронавтике и исследованию космического
пространства (НАСА), Национальным научным
фондом и Министерством сельского
хозяйства. Свой вклад в финансирование
вносят также Министерство торговли,
Министерство внутренних дел. Министерство
транспорта и Управление по охране
окружающей среды.
В США
большая часть НИОКР финансируется
и осуществляется частным сектором
промышленности. Но параллельно создана
система трансферта результатов
НИОКР, выполненных в университетах
и федеральных научных центрах.
Как известно,
американские университеты - это своеобразные
интеллектуальные центры, в которых
фундаментальные и прикладные исследования
тесно связаны с подготовкой
специалистов. Объемы государственной
поддержки проводимой здесь научно-исследовательской
работы (вне зависимости от того,
является ли заведение частным или
государственным) значительно выше,
чем в других странах, а степень
"рационального использования"
результатов интеллектуальной деятельности
сотрудников самая высокая в
мире. Университетские научно-исследовательские
проекты получают финансовую поддержку
от федерального правительства в
форме грантов, контрактов, соглашений.
В соответствии
с законодательством США выработаны
нормативные документы, регламентирующие
цепочку процедур от правил подачи
заявок на НИОКР, определения их стоимости
(прямые и косвенные затраты) до лицензирования
результатов и распределения
доходов. При этом политика в области
НИОКР строится исходя из принципов
и приоритетов, заложенных в уставных
документах университетов. Базисным элементом
политики является право собственности
последних на результаты интеллектуальной
деятельности, полученные в процессе
выполнения НИОКР, и это право
закреплено федеральным законодательством.
Уже на этапе подписания контракта
с персоналом (о приеме на работу)
оговаривается, что сотрудники, принимающие
участие в проектах, финансируемых
из федерального бюджета, должны предоставлять
университету все, по их мнению, патентоспособные
результаты и выполнять необходимые
процедуры, связанные с патентованием
и возможным лицензированием. Название
изобретения также является собственностью
университета. Соблюдение этих норм контролируется
Попечительским советом. В свою очередь,
университет берет на себя обязательства,
связанные с патентованием и
лицензированием (если экспертиза подтвердит
целесообразность) и выплатой определенной
доли лицензионных платежей (если таковые
будут поступать).