Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Инновация как процесс или как продукт может стать одной из главных статей дохода предприятия, оказывая существенное влияние на увеличение прибыли.
Цель данной курсовой работы – познакомиться с инновационной деятельностью за рубежом.
Внедрение научных разработок в промышленность - сложная проблема, решению которой правительства многих стран мира уделяют исключительно большое внимание. Научные разработки - это всегда новый товар, его освоение - процесс достаточно длительный, а главное, рискованный: деньги вкладываются надолго, а стопроцентной гарантии их возврата нет.
Все индустриально
развитые страны пытаются определить
приоритеты своей научно-технической
политики, что фактически является
важнейшим компонентом
Важным
элементом государственной
По своему объему рынок наукоемкой продукции в ближайшее время превысит на порядок все остальные рынки. Чтобы наука стала источником новых технологий, ей необходима серьезная государственная поддержка, выстраивание системы "образование - наука - производство - рынок".
Основными задачами государственных органов по управлению НИОКР в развитых странах являются распределение финансовых средств по организациям и целевым программам, разработка научно-технологической политики, поиск приоритетных путей развития научно-исследовательских и технологических работ. В США такими организациями являются: Национальный научный фонд, Бюро стандартов, Министерство обороны, НАСА, Министерство энергетики и др.; в Японии: Министерство внешней торговли и промышленности, Министерство образования, Агентство науки и технологии; в Европейском Союзе: Европейский Совет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Комитет по научно-техническим исследованиям, Комитет европейского развития науки и техники. Несмотря на разнообразие форм и значимости управленческих структур НИОКР в промышленно развитых странах, они имеют одну главную цель - достижение передовых рубежей научно-технического прогресса для своей страны, увеличение конкурентоспособности промышленности и благосостояния народа.
В США существует множество различных министерств и ведомств, координирующих и управляющих деятельностью НИОКР в стране. Государственное стимулирование научно-исследовательских работ идет через Национальный научный фонд (НСФ) для общих исследований и для специальных областей - из средств отраслевых министерств и ведомств. К ним относятся: Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство энергетики и Национальное агентство по аэронавтике и космонавтике.
Наибольшее
значение для развития американских
НИОКР имеет Министерство обороны.
На него приходится более 46% расходуемого
государственного бюджета в области
научных исследований. В его подчинении
68 научно-исследовательских
Министерство
здравоохранения - второе по значению
ведомство США по проведению НИОКР.
На него приходится более 10% государственных
затрат на научные исследования. Оно
включает в себя: национальный институт
здоровья, 13 научно-исследовательских
института по всей территории США
и 7 программно-ориентированных
Национальный
научный фонд (ННФ) - единственное ведомство,
чья область интересов не ограничена
специальными исследованиями. Это всеобщий
орган для фундаментальных
На Министерство
энергетики приходится 9% государственных
научных расходов. Оно занимается
финансированием
В Японии существуют три организации, ответственные за проведение научно-технологической политики и координацию НИОКР:
1) Министерство образования
2) Агентство науки и технологии
3) Министерство
внешней торговли и
Министерство
внешней торговли и промышленности
играет главную роль в разработке
научно-технологической
Фундаментальные исследования - очень дорогостоящие и рискованные, поэтому фирмы не рискуют вкладывать в них деньги, но, в случае поддержки этих исследований государством, компании также готовы вложить средства в разработки. Конкуренция между фирмами начинается после получения результата фундаментальных исследований.
Доля
государственных расходов на НИОКР
в Японии составляет 20% всех расходов
на науку и около 1,5% расходов на НИОКР
в промышленности, что является самым
низким показателем среди развитых
стран. Но роль государства в данной
области очень велика. Это достигается
за счет особого подхода в
Правительство
способствует передаче научных результатов,
полученных в государственных
Агентство
науки и технологии отвечает за проведение
фундаментальных исследований. При
агентстве существует крупный исследовательский
центр, основной задачей которого является
передача технологий, созданных в
правительственных
Министерство
образования является финансовым донором
государственных университетов
и подчиненных ему научно-
В Германии организация НИОКР имеет свою особенность: в ней нет центрального механизма, координирующего проведение научных исследований и определяющего приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так и за счет регионального. Законы Германии ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению тех или иных вопросов. При этом усиливаются ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности и стимулы для сотрудничества высших учебных заведениях с экономикой, в особенности со средними по размеру предприятиями.
Распределение государственных ассигнований производится Министерством образования, науки и технологии, а также региональными парламентами по основным структурам НИОКР в Германии - университетам и научным обществам. В Германии насчитывается четыре научных общества: Объединение немецких исследовательских центров им. Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка и научно-исследовательские учреждения "Голубого списка".
Научные
общества в Германии выполняют функции
технологических посредников
Большое участие в организации передачи технологий принимают местные органы власти, в первую очередь правительства земель. В частности, они вносят большой вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития.
Общество им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах при университетах Германии. Учреждения "Голубого списка" занимаются прикладными и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных науках, а также проводят исследования по вопросам образования. Тесное взаимодействие научных обществ не допускает дублирования научных исследований. Координационными центрами, согласующими их деятельность, являются: Комиссия федерации и земель по планированию образования и содействия научно-исследовательской деятельности, а также Научный Совет.
Академический сектор в Германии представлен в основном университетами, где ведутся как прикладные, так и фундаментальные исследования. По сравнению с США и Японией университеты в Германии играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских работ и около 30% занятого в НИОКР персонала. Кроме того, университеты Германии имеют большую автономию и свободу в принятии решений по финансированию и осуществлению тех или иных научно-исследовательских программ, выборе самостоятельно приоритетных направлений научного поиска, что практически невозможно в университетах США и Японии, где финансирование университетов происходит по строго отбираемым исследовательским программам.
Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационной деятельности компании. Экономический кризис сократил корпоративные расходы на исследования и разработки. В 2009 году среднее сокращение составило 1,9%, причем по ряду промышленно-развитых стран сокращение было даже большим. Однако в общий тренд совершенно не вписывается Китай, который в 2009 году увеличил свои R&D-расходы сразу на 40%. Об этом говорится в исследовании опубликованном накануне Европейским союзом.
Исследователи говорят, что особенно резким падение расходов на исследования было в 2009 году зафиксировано в Европе и США, чуть лучше обстояли дела в крупных азиатских странах, таких как Япония, Малайзия и другие. По данным европейских специалистов, в 2009 году расходы на исследования в Европе сократились на 2,6% в случае с коммерческими компаниями и на 10,1% в государственных учреждениях.
В США
крупнейшие корпорации сократили расходы
на 5,6%, что отразилось на выводе на рынок
новых высокотехнологичных
2 года
подряд, несмотря на сложные
Еврокомиссар по вопросам исследований и разработок Мэр Джоеган-Куинн говорит, что пропасть между европейскими и американскими компаниями в области программного обеспечения и биотехнологии, а также стремительный рост азиатских компаний, говорит о том, что «Европа стоит перед чрезвычайным вызовом в области НИОКР».
Сейчас ЕС призывает государства-члены к повышению уровня расходов на НИОКР до 3% ВВП, против сегодняшних 2%. В США и Японии этот показатель составляет 2,6 и 3,4% соответственно. Мировой спрос на инфо-коммуникационные технологии сейчас оценивается в 2 триллиона евро в год и доля европейских стран тут не более 25%.
По статистике, сейчас в мире насчитывается более 1400 крупных ИТ-компаний, причем в Европе расположены менее 400 из них.
В ушедшем 2010 году самой инновационной страной мира стала Дания. За ней следует Швеция, а Соединенные Штаты занимают третье место. Россия в общем рейтинге занимает 63 место (из 110 исследуемых стран). Согласно официальной формулировке инновационными признаются страны, которые вносят значительный вклад в развитие благополучия, процветания человечества.
Информация о работе Инновации и инновационная деятельность за рубежом