Инновации и инновационная деятельность за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Инновация как процесс или как продукт может стать одной из главных статей дохода предприятия, оказывая существенное влияние на увеличение прибыли.
Цель данной курсовой работы – познакомиться с инновационной деятельностью за рубежом.

Файлы: 1 файл

Курсовая - Инновационный менеджмент.docx

— 85.08 Кб (Скачать файл)

Внедрение научных разработок в промышленность - сложная проблема, решению которой  правительства многих стран мира уделяют исключительно большое  внимание. Научные разработки - это  всегда новый товар, его освоение - процесс достаточно длительный, а  главное, рискованный: деньги вкладываются надолго, а стопроцентной гарантии их возврата нет.

Все индустриально  развитые страны пытаются определить приоритеты своей научно-технической  политики, что фактически является важнейшим компонентом стратегии  развития общества.

Важным  элементом государственной политики во всех развитых странах являются налоговые льготы для инновационно-активных предприятий и организаций. Они  носят комплексный характер и  сопровождают инновационную продукцию  от стадии разработки и становления  серийного производства до стадии доставки потребителю, в том числе и  зарубежному.

По своему объему рынок наукоемкой продукции  в ближайшее время превысит на порядок все остальные рынки. Чтобы наука стала источником новых технологий, ей необходима серьезная  государственная поддержка, выстраивание системы "образование - наука - производство - рынок".

1.3 Организация и управление наукой в мире

Основными задачами государственных органов  по управлению НИОКР в развитых странах  являются распределение финансовых средств по организациям и целевым  программам, разработка научно-технологической  политики, поиск приоритетных путей  развития научно-исследовательских  и технологических работ. В США  такими организациями являются: Национальный научный фонд, Бюро стандартов, Министерство обороны, НАСА, Министерство энергетики и др.; в Японии: Министерство внешней  торговли и промышленности, Министерство образования, Агентство науки и  технологии; в Европейском Союзе: Европейский Совет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Комитет по научно-техническим исследованиям, Комитет европейского развития науки и техники. Несмотря на разнообразие форм и значимости управленческих структур НИОКР в промышленно развитых странах, они имеют одну главную цель - достижение передовых рубежей научно-технического прогресса для своей страны, увеличение конкурентоспособности промышленности и благосостояния народа.

В США  существует множество различных  министерств и ведомств, координирующих и управляющих деятельностью  НИОКР в стране. Государственное  стимулирование научно-исследовательских  работ идет через Национальный научный  фонд (НСФ) для общих исследований и для специальных областей - из средств отраслевых министерств  и ведомств. К ним относятся: Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство энергетики и Национальное агентство по аэронавтике и космонавтике.

Наибольшее  значение для развития американских НИОКР имеет Министерство обороны. На него приходится более 46% расходуемого государственного бюджета в области  научных исследований. В его подчинении 68 научно-исследовательских центров, институтов и экспериментальных  лабораторий. Оно финансирует университетские  научные программы в области  математики и инжиниринга. Кроме  того, министерство обороны активно  участвует в передаче технологических  трансфертов гражданским предприятиям, что способствует усилению их позиции  на мировых рынках наукоемких производств  и согласуется с общей стратегией научно-технологической политики США.

Министерство  здравоохранения - второе по значению ведомство США по проведению НИОКР. На него приходится более 10% государственных  затрат на научные исследования. Оно  включает в себя: национальный институт здоровья, 13 научно-исследовательских  института по всей территории США  и 7 программно-ориентированных центров. Министерство финансирует исследования в университетах в области  фундаментальной и прикладной медицины и биологии, оказывает поддержку  фармакологическим компаниям в  разработке новых лекарственных  средств.

Национальный  научный фонд (ННФ) - единственное ведомство, чья область интересов не ограничена специальными исследованиями. Это всеобщий орган для фундаментальных исследований во всех областях науки и знаний. Однако, ограниченные финансовые ресурсы (3% государственных расходов на науку) вкладываются, в основном, в поддержку  академических исследований в области  наук о земле: геологию, геофизику, геохимию и гидрологию. В задачу ННФ входит также кооперация и координация  научной деятельности университетов  и промышленности.

На Министерство энергетики приходится 9% государственных  научных расходов. Оно занимается финансированием университетских  исследований в области создания энергосберегающих видов техники  и технологии. Кроме того, оказывает  помощь промышленным предприятиям, прежде всего мелким, во внедрении и освоении новых технологий. Во время энергетического  кризиса активная работа министерства привела к сокращению затрат топливно-энергетических ресурсов на 100 млн долл.

В Японии существуют три организации, ответственные  за проведение научно-технологической  политики и координацию НИОКР:

1) Министерство  образования 

2) Агентство  науки и технологии 

3) Министерство  внешней торговли и промышленности - МИТИ.

Министерство  внешней торговли и промышленности играет главную роль в разработке научно-технологической политики и  управлении национальным НИОКР в  Японии. Главной задачей является координация исследований между  государственными научными учреждениями и частными промышленными фирмами, а также определение перспективных направлений развития японской промышленности. Оно включает множество подразделений. В работе этих органов принимают участие видные ученые академических институтов, представители промышленных предприятий и потребительских ассоциаций. Другими функциями этого министерства являются: финансовая поддержка промышленных НИОКР в начальной стадии их развития; сбор, обработка и передача промышленному сектору мировой информации в области новейших открытий науки и техники и результатов исследований отечественных университетов и НИИ. МИТИ не ищет новые научно-технические идеи, они поступают в министерство от частных фирм. Задача министерства - отобрать наиболее перспективные.

Фундаментальные исследования - очень дорогостоящие  и рискованные, поэтому фирмы  не рискуют вкладывать в них деньги, но, в случае поддержки этих исследований государством, компании также готовы вложить средства в разработки. Конкуренция  между фирмами начинается после  получения результата фундаментальных  исследований.

Доля  государственных расходов на НИОКР  в Японии составляет 20% всех расходов на науку и около 1,5% расходов на НИОКР  в промышленности, что является самым  низким показателем среди развитых стран. Но роль государства в данной области очень велика. Это достигается  за счет особого подхода в финансировании: финансируется начало разработок, затем  частные фирмы, узнав о поддержке  проекта государством, вкладывают свои капиталы в дальнейшие разработки. На более поздних стадиях проект осуществляется полностью за счет частных  фирм.

Правительство способствует передаче научных результатов, полученных в государственных исследовательских  учреждениях, частному сектору. Стимулируются  совместные исследования государственных  научных центров и частных  компаний. Последние получают доступ к работам, осуществляемым в государственных  научных учреждениях, а их сотрудники могут проводить исследования в  лабораториях частных фирм.

Агентство науки и технологии отвечает за проведение фундаментальных исследований. При  агентстве существует крупный исследовательский  центр, основной задачей которого является передача технологий, созданных в  правительственных лабораториях, частному бизнесу. Половина его деятельности посвящена фундаментальным исследованиям, по 25% приходится на передачу технологий и научно-техническое сотрудничество.

Министерство  образования является финансовым донором  государственных университетов  и подчиненных ему научно-исследовательских  институтов. В Японии 50 % фундаментальных  исследований проводятся в университетах. При этом министерстве создан совещательный  орган, который дает советы в области  научно-технологической политики.

В Германии организация НИОКР имеет свою особенность: в ней нет центрального механизма, координирующего проведение научных исследований и определяющего приоритетные направления. Университеты и научно-исследовательские учреждения финансируются как за счет государственного бюджета, так и за счет регионального. Законы Германии ограничивают влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению тех или иных вопросов. При этом усиливаются ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности и стимулы для сотрудничества высших учебных заведениях с экономикой, в особенности со средними по размеру предприятиями.

Распределение государственных ассигнований производится Министерством образования, науки  и технологии, а также региональными  парламентами по основным структурам НИОКР в Германии - университетам и научным обществам. В Германии насчитывается четыре научных общества: Объединение немецких исследовательских центров им. Гельмгольца; Научное общество им. Фраунгофера; Общество им. Макса Планка и научно-исследовательские учреждения "Голубого списка".

Научные общества в Германии выполняют функции  технологических посредников между  лабораториями и промышленными  компаниями. Ведущая организационная  роль принадлежит Фраунгоферовскому  обществу, в которое входят 45 исследовательских  институтов. Их деятельность финансируется  за счет субсидий федерального правительства  и доходов от выполнения контрактных  исследований. Главной задачей общества является содействие внедрению в  промышленность новых технологий и  выполнение исследований общенационального  значения (например, в области охраны окружающей среды и энергосбережения). Для облегчения малым фирмам доступа  к его услугам правительство  предоставляет им субсидии в размере  до 40% полной стоимости заказываемых НИОКР.

Большое участие в организации передачи технологий принимают местные органы власти, в первую очередь правительства  земель. В частности, они вносят большой  вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших  направлений в решении проблем  регионального развития.

Общество  им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в  более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах  при университетах Германии. Учреждения "Голубого списка" занимаются прикладными  и фундаментальными исследованиями в области естествознания, экономики, общественных и гуманитарных науках, а также проводят исследования по вопросам образования. Тесное взаимодействие научных обществ не допускает  дублирования научных исследований. Координационными центрами, согласующими их деятельность, являются: Комиссия федерации  и земель по планированию образования  и содействия научно-исследовательской  деятельности, а также Научный  Совет.

Академический сектор в Германии представлен в основном университетами, где ведутся как прикладные, так и фундаментальные исследования. По сравнению с США и Японией университеты в Германии играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских работ и около 30% занятого в НИОКР персонала. Кроме того, университеты Германии имеют большую автономию и свободу в принятии решений по финансированию и осуществлению тех или иных научно-исследовательских программ, выборе самостоятельно приоритетных направлений научного поиска, что практически невозможно в университетах США и Японии, где финансирование университетов происходит по строго отбираемым исследовательским программам.

Расходы на НИОКР являются важным показателем  инновационной деятельности компании. Экономический кризис сократил корпоративные  расходы на исследования и разработки. В 2009 году среднее сокращение составило 1,9%, причем по ряду промышленно-развитых стран сокращение было даже большим. Однако в общий тренд совершенно не вписывается Китай, который в 2009 году увеличил свои R&D-расходы  сразу на 40%. Об этом говорится в  исследовании опубликованном накануне Европейским союзом.

Исследователи говорят, что особенно резким падение  расходов на исследования было в 2009 году зафиксировано в Европе и США, чуть лучше обстояли дела в крупных  азиатских странах, таких как  Япония, Малайзия и другие. По данным европейских специалистов, в 2009 году расходы на исследования в Европе сократились на 2,6% в случае с коммерческими  компаниями и на 10,1% в государственных  учреждениях.

В США  крупнейшие корпорации сократили расходы  на 5,6%, что отразилось на выводе на рынок  новых высокотехнологичных продуктов  и услуг. Японские компании старались  поддерживать уровень инвестиций в  разработки на уровне 2008 года. В то же время, в Индии и Китае показан  взрывной рост инвестиций – на 27,3% и 40% соответственно. На 14% увеличены инвестиции со стороны гонконгских компаний, на 9,1% со стороны южнокорейских, на 3,1% со стороны тайваньских.

2 года  подряд, несмотря на сложные экономические  условия, японский автопроизводитель  Toyota показывает самый крупный  исследовательский бюджет в 6,8 млрд. евро или в 9,5 млрд. долларов. Далее идут швейцарский фармацевтический  гигант Roche c 6,5 млрд долларов и  Microsoft c 6 млрд. евро.

Еврокомиссар  по вопросам исследований и разработок Мэр Джоеган-Куинн говорит, что  пропасть между европейскими и американскими  компаниями в области программного обеспечения и биотехнологии, а  также стремительный рост азиатских  компаний, говорит о том, что «Европа  стоит перед чрезвычайным вызовом  в области НИОКР».

Сейчас  ЕС призывает государства-члены  к повышению уровня расходов на НИОКР  до 3% ВВП, против сегодняшних 2%. В США  и Японии этот показатель составляет 2,6 и 3,4% соответственно. Мировой спрос  на инфо-коммуникационные технологии сейчас оценивается в 2 триллиона  евро в год и доля европейских  стран тут не более 25%.

По статистике, сейчас в мире насчитывается более 1400 крупных ИТ-компаний, причем в  Европе расположены менее 400 из них.

В ушедшем 2010 году самой инновационной страной  мира стала Дания. За ней следует  Швеция, а Соединенные Штаты занимают третье место. Россия в общем рейтинге занимает 63 место (из 110 исследуемых  стран). Согласно официальной формулировке инновационными признаются страны, которые  вносят значительный вклад в развитие благополучия, процветания человечества.

Информация о работе Инновации и инновационная деятельность за рубежом