Инновации и инновационная деятельность за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Инновация как процесс или как продукт может стать одной из главных статей дохода предприятия, оказывая существенное влияние на увеличение прибыли.
Цель данной курсовой работы – познакомиться с инновационной деятельностью за рубежом.

Файлы: 1 файл

Курсовая - Инновационный менеджмент.docx

— 85.08 Кб (Скачать файл)

Основным  достоянием университетов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления на практике политики в вопросах интеллектуальной собственности  созданы офисы по лицензированию и трансферу технологий.

Действующие положения и правила (в соответствии с федеральным законодательством) достаточно жестко регламентируют права  и обязанности сотрудников. В  частности, накладываются ограничения  на дополнительную работу вне стен университета для тех, кто занят  на полной ставке, устанавливаются  обязанности раскрывать все патентоспособные изобретения, ежегодно отчитываться об источниках и размерах полученных вознаграждений. Работа по анализу технологии идет при тесном сотрудничестве с изобретателем. В среднем по университетам США  считается хорошим показателем, когда на 50% разработок оформляются  заявки на патент.

Деятельность  университетских инновационных  офисов находится под постоянным контролем различных правительственных  структур США. Ежегодно Ассоциация менеджеров университетских технологий собирает и обрабатывает соответствующую  информацию и публикует отчет  о деятельности инновационных офисов в стране.

Следует отметить, что за последние 30 лет  восторженные представления о способности  американских компаний управлять технологиями несколько поколебались. В 70-е годы технологический уровень США  был действительно значительно  выше, чем во всех других промышленно  развитых странах. По некоторым оценкам, технологический разрыв постоянно  увеличивался благодаря присущему  именно американцам особому умению организовать технологическое развитие и управлять им. Сегодня ситуация резко изменилась: натиск японских и европейских конкурентов угрожает технологическому лидерству Америки, что вызывает большую озабоченность  правящих кругов.

Правительственная поддержка малого инновационного предпринимательства  США выражается цифрой 5.4 млрд. долл., частная - 0.9 млрд. долл. Формы поддержки  разные. Например, по линии правительства  это займы (0.8 млрд. долл.), государственные  инвестиции (3.1 млрд. долл.) и разделение стоимости (затрат) с малыми предприятиями (0.6 млрд. долл.). К формам частной  поддержки в основном относится  так называемые рисковые венчурные  фонды (0.75 млрд. долл.), а также частные  инвестиции (0.15 млрд. долл.). Законодательством  США определено, что федеральные  ведомства, чей бюджет на науку превышает 100 млн. долл., должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных  предприятий. Размер отчислений постоянно  растет.

Национальная  ассоциация венчурного капитала США  подвела некоторые итоги венчурных  инвестиций в экономику страны за период с 1970 по 2000 г. Венчурный капитал  способствовал созданию 7.6 млн. рабочих  мест, а общий доход компаний с  таким капиталом на конец 2000 г. превысил 1.3 трлн. долл. Производство в этих компаниях  составляет 13.1% от объема валового внутреннего  продукта в США в 2000 г. Инвестиции в большинстве своем шли в компьютерную индустрию, потребительский рынок, медицину и здравоохранение, а также в промышленные сектора, связанные с коммуникациями, промышленной энергетикой, электроникой и биотехнологиями. Учитывая, что венчурный капитал составляет меньше 1 % всех инвестиций США, его вклад в экономику в течение трех десятилетий еще более значителен. В последние годы его диверсификация стала характерной приметой в развитии инновационных технологий во всех регионах США. По объему доходов компаний с венчурным капиталом лидирует Калифорния (свыше 270 млрд. долл.), далее идут штаты Техас (159 млрд. долл.) и Вашингтон (65 млрд. долл.)

Сходные процессы происходят и в других странах. В Англии, например, число работающих в венчурных компаниях составляет 10% от всех занятых в частном секторе  экономики. С 1984 г. объем инвестиций венчурного капитала достиг 25 млрд. фунтов стерлингов в более чем 18 тыс. компаний. Помимо прямого экономического эффекта, вызванного усиливающейся конкуренцией, инновациями и инвестициями в  капитал, существует и эффект второго  порядка, связанный с тем, что  компании с участием венчурного капитала сами являются покупателями товаров  и услуг на сумму около 110 млрд. фунтов стерлингов.

На начальном  этапе основная тяжесть поддержки  инновационных компаний ложится  во всем мире на государственные структуры. В Европейском союзе только на 2007 год на это израсходовали 10,5 миллиарда, в США - 62 миллиарда.

Даже  в США, где корпорации тратят на науку  в 2.5 раза больше средств, чем федеральные  власти, три четверти патентов обеспечиваются научными результатами, получаемыми  благодаря государственному финансированию. Чтобы ни у кого не осталось иллюзий  относительно "рыночного" характера  научной деятельности в США, отметим, что расходы на науку составляют здесь 2.8% ВВП, или около 250 млрд. долл., из которых 27% - это расходы федерального бюджета. Таким образом, государственные  лаборатории и университеты, охватывающие лишь 22% научного потенциала США, обеспечивают подавляющую часть реализованных  на практике результатов.

Независимый аудит американской программы SRIR, сделанный  администрацией по делам малого бизнеса  США, показывает: через 4-10 лет после  начала поддержки инновационных  предприятий примерно 33% из них выходят  на уровень коммерциализации своего продукта. Американцы оценивают это  как большой успех. Деньги по данной программе получают в основном малые  фирмы, имеющие штат от 1 до 10 человек<43%). 80% предприятий выпускают реальный продукт, 14% предоставляют услуги, а  около 6% - производят и то, и другое. Поддержка малых инвестиционных предприятий по этой программе начинается на стадии НИР - 10%, на стадии НИОКР -15%, на уровне опытного образца - 60%, на уровне реализации готового продукта -15%.

И еще  несколько цифр. В США 43% мелких компаний используют собственную базу, 40% -университетскую  базу, около 17% - субподрядные отношения. Продукция программы SRIR в области  интеллектуальной собственности заключается  в патентах (70%) и копирайт (30%). Большинство  компаний (63%), которые обращаются за поддержкой к этой программе, оценивают  рынок для своей продукции  в объеме до 2 млн. долл., 17% - от 2 до 10 млн. долл. и 3% - свыше 100 млн. долл.

Япония  и ряд быстро развивающихся стран  Юго-Восточной Азии вторгаются в  международный технологический  бизнес, взламывая устоявшийся порядок. Схема вторжения весьма проста. Не обладая ни достаточно большим научно-техническим  потенциалом, ни богатыми энерго-сырьевыми  ресурсами, новые участники международного технологического бизнеса скупают  высокотехнологичные нововведения на последней дорыночной стадии. К  этому времени уже хорошо известно о потенциальном рынке сбыта, о производственно-технологических  ресурсах и особенностях, необходимых  для производства новаций. Остается лишь организовать конечную доработку  нововведения и запуск его в производство. В этот момент широко скупаются и  используются патенты, лицензии, ноу-хау, услуги типа инжиниринговых и др., привлекаются иностранные специалисты.

Особенно  больших преимуществ удается  достичь главным образом за счет сжатия срока инженерно-конструкторских  разработок, производственного освоения и качественного превосходства  выпускаемой продукции, что позволяет  пережать или, по крайней мере, не отставать  с выходом на новые рынки. В  настоящее время половина жизненного цикла нового продукта, после которого начинается снижение экономической  эффективности его производства и усиление конкуренции со стороны  товаров-имитаций, составит три года и меньше. На этот срок приходится 50% стоимости продаж нового продукта фирмой, первой вышедшей с ним на рынок. Поэтому  предрыночная фаза разработок должна быть сжата до предела - от нескольких месяцев до одного года.

Именно  по скорости разработок и запуска  в производство японцы значительно  опережают американцев и европейцев. Японская автоиндустрия, например, выходит  на рынок через месяц после  начала производства, США для этого  требуется четыре месяца, европейцам два. По скорости доработки нового продукта в период его рыночной жизни новые  участники международного технологического бизнеса также превосходят своих  конкурентов. Японцам достаточно четырех  месяцев для достижения нормального  уровня качества. США требуется пять месяцев для выхода на нормальную производительность и 11 - для достижения нормального уровня качества. В Японии число малых предприятий составляет около 99% от общего числа предприятий. Занято на них 54 млн. человек, или 79% всей рабочей силы страны. Доля малых  инновационных предприятий в  ВВП - 52% (около 3 трлн. долл.), в капитальных  вложениях - около 40%, а в экспорте всей японской продукции - 15% (сразу  после войны эта цифра была существенно выше). Японцы благодарны малым предприятиям, которые после  Второй мировой войны помогли  восстановлению экономики страны в  целом: заработанные существенные средства шли не столько на их дальнейшее развитие, сколько на восстановление промышленности Японии.

Структура малого бизнеса Японии примерно такова: 1.7 млн. - юридические лица; 4.1 млн. индивидуальные частные предприятия (ИЧП); 2,7млн. - семейные хозяйства. При этом численность 49% всех малых предприятий составляет 1-4 человек. В обрабатывающей промышленности показатель занятых на таких предприятиях достигает 72%, в сфере услуг - около 50%, а торговле - более 70%. В этой стране к малому бизнесу относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых. Малые предприятия потребляют малый  капитал и при этом абсорбируют  очень большую часть рабочей силы. Суть государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Японии и заключается в балансировании между необходимыми капиталовложениями и уровнем безработицы.

Японская  система предпринимательства поддерживается государством на двух основных направлениях. Во-первых, это специализированные государственные учреждения - совещательные  комиссии по малым инновационным  предприятиям, главное управление их поддержки, региональные службы, малые  префектурные органы, государственная  корпорация развития, Академия малых  инновационных предприятий, Всеяпонский  региональный центральный комитет  малых инновационных предприятий, японские и региональные торгово-промышленные палаты. Во-вторых, это финансовые гарантии и финансовая помощь. Ее реализует  государственная финансовая корпорация, имеющая 59 филиалов, национальные финансовые корпорации, центральный банк торговой и промышленной кооперации, корпорации страхования кредитов малых инновационных  предприятий, префектурные общества страхования  кредитов.

Почти половина всех кредитов (47%) выделяется малым  и средним предприятиям, местные  коммерческие банки взаимопомощи и  кооперативные банки предоставляют  им 100% кредитов.

Основу  финансовой поддержки малых инновационных  предприятий составляют "мягкие займы". Если обычный займ можно  получить под 4-8%, то "мягкий займ" означает половину этой процентной ставки за использование кредита. Стимулирование кооперативной деятельности малых  инновационных предприятий производится путем их объединения в кооперативы. Это сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую автостоянку  для машин и пр.

Представляет  интерес и политика Германии в  области технологии. Начиная с 60-х  годов она ориентировалась на опыт США и направлялась в основном на развитие крупных программ. Для  их осуществления были созданы исследовательские  центры, которые кооперировались  с производством. Спустя 10 лет перед  немецкими учеными была поставлена задача создать предпосылки для  экспорта новейшей технологической  продукции. При общественной поддержке  научно-технические проекты концентрировались  на разработке ключевых технологий, таких, например, как микроэлектроника или  комплексная транспортная система. Кроме того, большое значение придавалось  общественно-социальным сферам экологии, здравоохранению и т.д. С начала 80-х годов упор делается на стратегию  развития промышленности среднего уровня. В этой связи научно-исследовательская  и инновационная деятельность начинает играть особую роль для мелких и  средних предприятий. Целью здесь  зачастую являлась не разработка высокоэффективных  технологий, а, скорее, широкое и  эффективное применение новых или  улучшенных производственных средств  и технологий, материалов и программного обеспечения. И все же, судя по общей  картине научно-исследовательской  деятельности в "старой" Германии, преимущество отдавалось крупной индустрии. Доля ее финансирования составляла более 2/3 всех затрат на исследование и развитие.

До 90-х  годов формирующая роль в осуществлении  политики инновации и технологий принадлежала Федеральному фонду, сегодня  в этой области активно действуют  объединения, полугосударственные  и частные учреждения, рабочие  товарищества исследовательских организаций  промышленности и т.д. Значительную часть функций взял на себя Европейский  Союз.

В Германии локальная политика инноваций и  технологий все чаще дополняет другие стратегии и инструменты - политику стимулирования исследовательской  и инновационной деятельности, традиционные рычаги поддержки коммунальной экономики. Целью ее является стимулирование инноваций  и развитие субъектов хозяйствования на местах посредством разработки новых  перспективных продуктов, способов производства, услуг, организационных  форм и моделей занятости. Это  достигается путем активизации  имеющегося в регионе или в городе научно-технического потенциала и создания благоприятных условий. Упомянутая политика проводится центрами услуг и технологий, трансферными учреждениями. Они поддерживают новые субъекты хозяйствования, новые формы финансирования и кооперации.

Более 10 лет в Германии существуют инновационные, инкубационные и технологические  центры, которые оправдали себя как  инструменты инновационной экономики  и технологической политики. Концепция  таких центров направлена в первую очередь на стимулирование создания инновационных предприятий. Она  показала свою эффективность прежде всего в рамках регионального  развития экономики, обогатив известные  инструменты осуществляемой в стране структурной, промышленной и исследовательской  политики.

В отличие  от других европейских стран, в Германии существует единая сеть, которая включает в себя как технологические центры и парки, так и инкубационные  центры. При этом был использован  опыт развития инкубаторов США, научных  парков Великобритании, технополисов Франции и Японии. Но в результате возник собственный вариант, соответствующий условиям страны. Технологические и инкубационные центры представляют собой узловые пункты в единой сети. Они образовались преимущественно благодаря региональным инициативам и считаются ярким примером общественно-частного партнерства. Успешно работающие центры опираются на партнерское сотрудничество с объединениями, торговыми и промышленными палатами, институтами и банками региона и реализуют признанную деятельность в общественных интересах. Тем самым осуществляются новые формы передачи технологий от науки к промышленности. В сеть входят около 3700 инновационных предприятий, технологически ориентированных форм, исследовательских институтов, информационных организаций, агентств по передаче технологий и предприятий услуг.

Информация о работе Инновации и инновационная деятельность за рубежом