Инновации в организации управления: перспективные организационные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть перспективные формы организационных структур управления предприятием.
Объектом исследования является ОАО «Нефтемаш», предметом – организационная структура управления предприятием.
Для достижения цели курсовой работы в соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть инновационные аспекты в организации управления.
2.Изучить перспективные формы организации управления предприятием.
3.Дать краткое описание ОАО «Нефтемаш».
4.Проанализировать организационную структуру управления предприятием, определить проблемы и описать перспективы их решения с использованием организационных инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Инновационные аспекты в организации управления: основы теории………………………………………………………………………..…….5
1.1. Понятие и сущность организации управления……………………5
1.2. Организационные инновации: характеристика перспективных организационных форм………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Практика применения перспективных организационных форм………………………………………………………………………………21
2.1. Общее описание деятельности ОАО «Нефтемаш»……………… 21
2.2. Анализ организации управления в ОАО «Нефтемаш», проблемы и перспективы их решения с использованием организационных инноваций…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 189.43 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное 

Образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Тюменский государственный  университет

Институт  права экономики и управления

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Инновации в организации управления: перспективные организационные формы»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса, гр. 25м01

Хатеев Д.И.

 

Проверила:

Старший преподаватель

Шарапова Т.В.

 

 

 

 

 

Тюмень 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Инновационные аспекты в организации управления: основы теории………………………………………………………………………..…….5

1.1. Понятие  и сущность организации управления……………………5

1.2. Организационные инновации: характеристика перспективных организационных форм………………………………………………………….12

ГЛАВА 2. Практика применения перспективных организационных форм………………………………………………………………………………21

2.1. Общее  описание деятельности ОАО «Нефтемаш»……………… 21

2.2. Анализ  организации управления в ОАО «Нефтемаш», проблемы и перспективы их решения с использованием организационных инноваций…25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….32

Список  литературы………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Концепция долгосрочного комплексного развития должна предусматривать и развитие системы управления как направляемого  процесса ее совершенствования, т.е. приведение организационной структуры и  организационного механизма в соответствие с целями управления. Направленность этого процесса обеспечивается разработкой  и поэтапной реализации долгосрочной системной концепции организационной  перестройки. Поскольку концепция  развития реализуется в системе  целей предприятия, приведение оргструктуры и оргмеханизма в соответствие с  целями управления, т.е. упорядочение системы, должно носить не спонтанный, а постоянный действующий характер. Выработанная концепция развития предприятия  через систему целей позволяет  не только управлять организационным  развитием, но и предвидеть направление  развития его организационной структуры  управления.

Разработка  стратегически эффективной организационной  структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии  адаптации предприятия к внешним  условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как  для действующей организационной  структуры, так и для сравнения  различных вариантов ее совершенствования. Этим обусловлена актуальность выбранной  темы курсовой работы.

Цель  курсовой работы – рассмотреть перспективные  формы организационных структур управления предприятием.

Объектом  исследования является ОАО «Нефтемаш», предметом – организационная  структура управления предприятием.

Для достижения цели курсовой работы в соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть инновационные аспекты в организации управления.

2.Изучить  перспективные формы организации  управления предприятием.

3.Дать  краткое описание ОАО «Нефтемаш».

4.Проанализировать  организационную структуру управления предприятием, определить проблемы и описать перспективы их решения с использованием организационных инноваций.

Информационной  базой исследования выступили бухгалтерская  отчетность предприятия, общая информация о предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Инновационные аспекты в организации управления: основы теории.

1.1.Понятие и сущность организации  управления

 

Современное предприятие — это  сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая  задача управления — использование  перечисленных элементов таким  образом, чтобы обеспечить эффективное  функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в  условиях жесткой конкурентной борьбы.

В связи с тем, что работа предприятия  разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками, кто-то должен координировать и направлять усилия. Деятельность по координации  работы других людей составляет сущность управления. Для того, чтобы предприятие действовало успешно, управленческая работа должна четко отделяться от неуправленческой. На предприятии должны быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности. В зависимости от уровня управления выделяют руководителей низового звена (или операционных управляющих), среднего звена и высшего звена. К руководителям низового звена относятся младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими. Они организуют и контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за непосредственное использование сырья и оборудования. Это должности, например, мастера, старшей медсестры, заведующего кафедрой и т. п. Большая часть руководителей относится к руководителям низового звена

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Примерами должностей руководителей  среднего звена могут быть должности  начальника производства, начальника отдела, управляющего сбытом на промышленном предприятии, декана или директора филиала учебного заведения. Руководители среднего звена — это своеобразный буфер между руководителями высшего и низового звеньев. Они подготавливают информацию для принятия решений руководителями высшего звена и доводят эти решения в виде конкретных заданий низовым руководителям.

Руководство высшего звена представляет высший организационный уровень  управления. В предпринимательстве  примеры руководителей высшего  звена — это президент компании, председатель Совета директоров, вице-президент  корпорации и др. Руководители такого уровня принимают важнейшие для  предприятия решения и несут за них ответственность.

Процесс управления состоит из следующих  функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Функция планирования связана с  выработкой решения относительно целен бизнеса и действий для достижения этих целей.

Функция организации состоит в  создании определенной структуры для  выполнения стратегических и тактических планов предприятия.

Задача функции мотивации состоит  в том, чтобы работники хорошо выполняли трудовые обязанности  и благодаря этому имели возможность  удовлетворять своп материальные и духовные потребности.

Функция контроля направлена на своевременное  выявление отклонений в выполнении первоначального плана и принятие действенных мер для исправления ситуации.

Результативность управления в  значительной мере связана с выбором  организационной структуры предприятия.

Под структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого  целого. Организационная структура  управления (ОСУ) определяется также  как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс  управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Схема организационной структуры  управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связи между ними. Различают  связи:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости  от характера связей выделяются несколько  основных типов организационных  структур управления:

    • линейная;
    • линейно-функциональная;
    • дивизиональные:
  • продуктовая;
  • региональная;
  • ориентированная на потребителя;
  • матричная;
  • свободная.

Линейный  вид организационной структуры относится к самым древним и самым простым структурам. Его отличают, прежде всего, естественность и прозрачность отношений между членами организации, четкость отношений власти и подчинения. Это означает, что для каждого из руководителей определены и формально зафиксированы состав его подчиненных, вышестоящие руководители, круг властных полномочий, цели. Схематично линейная организационная структура отражена на рисунке 1.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертикальные линии обозначают организационные коммуникации, построенные по принципу руководитель — подчиненный (или наоборот — в случае обратной связи). Горизонтальные линии обозначают деловые связи между руководителями одного уровня, между коллегами (линейная структура не предусматривает горизонтальных коммуникационных связей). Этот вид структуры имеет иерархическую цепочку, расширяющуюся вниз по вертикали.

В линейной структуре не предусмотрена специализация  руководителей как управленцев, а проблемы управления подразделениями  организации и организацией в  целом решают специалисты узкого профиля. Линейная структура в чистом виде предполагает, что на своем  участке работы руководитель должен решать все проблемы производства (технологические, кадровые, проблемы снабжения, контроля, планирования и т.д.).

Поведение членов организации в рамках линейной структуры полностью ориентировано  на непосредственного руководителя. Любой вопрос, связанный с достижением  целей подразделений организации, обязательно решается только через непосредственного руководителя. При этом без разрешения руководителей не допускаются инициативы подчиненных, новации. Конечно, это нереально без строгого, по возможности всеобъемлющего управленческого контроля. Безусловное поведение подчиненных по отношению к нормам в линейной структуре достигается благодаря отсутствию горизонтальных связей, обеспечивающих коллегиальность в решении производственных проблем и известную самостоятельность при принятии решений на низших управленческих уровнях.

Успешное  руководство в рамках линейной структуры  возможно только при условии, что  руководители всех уровней реализуют  свои властные полномочия в плане  учета и контроля буквально всех действий подчиненных. Вследствие этого  руководители линейных структур используют в качестве мотивирующего стимула  наказания и вознаграждения подчиненных. Другие способы мотивации практически  не применяются. Как правило, линейные структуры целесообразны в тех  случаях, когда члены коллектива обладают низкой степенью зрелости, освоили  небольшое количество организационных  ролей и не склонны к самостоятельным  решениям и инициативе.

Наличие функциональных элементов в структурах организации, обусловлено постоянным стремлением руководства организаций, использовать высокие управленческие и лидерские качества руководителей  и в то же время принимать грамотные, обоснованные решения в узкоспециализированных областях, требующие специального образования  и специальных знаний и навыков.

Сущность  функциональной структуры организации  заключается в том, что все  сложные решения, требующие наличия  технических, экономических, юридических, психологических и других специальных  знаний, должны приниматься только работниками, специализирующимися  в этих областях, обладающими необходимой компетенцией, которая отсутствует у простых линейных руководителей.

Хотя  функциональная структура позволяет  осуществлять руководство организационными процессами с включением наибольшего  числа компетентных специалистов-руководителей, профессионалов в узких областях знания и деятельности, функциональная структура практически не применяется  в современных организациях из-за своей неэффективности.

Как показал  опыт деятельности организаций, эффект достигается только в том случае, если за весь производственный процесс  в подразделении или на одном  участке отвечает один человек, единственный руководитель, т.е. фактически речь идет о линейном руководителе. Постоянная смена специалистов-руководителей  с неизбежностью порождает безответственность, отсутствие контроля за деятельностью; двойное подчинение, а также ролевые конфликты и неопределенность ролевых установок. В силу указанных обстоятельств функциональная структура в чистом виде сейчас не применяется.

Практика  использования линейных структур подсказала некоторые пути преодоления их недостатков, в частности соединение централизованной линейной структуры и высокоспециализированной функциональной структуры. Сущность линейно-функциональной структуры состоит в том, что  в организационную структуру  включаются отдельные структурные  единицы: (подразделения), выполняющие  узкоспециализированные функции на высоком профессиональном уровне. Влияние  деятельности этих структурных единиц распространяется на отдельные стороны  линейной структуры таким образом: в какой-то момент деятельности линейный руководитель передает свои права управления представителям функциональной структуры, но следит за тем, чтобы прерогативы  функционального руководителя не выходили за рамки его компетенции. Линейно-функциональная структура отражена на рис.1.2.

Информация о работе Инновации в организации управления: перспективные организационные формы