Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:57, реферат
Создание условий для перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.
От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена и сбалансирована в ресурсном отношении эта политика, зависят темпы научно - технического прогресса в целом по народному хозяйству.
Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении.
Создание условий для перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.
От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена и сбалансирована в ресурсном отношении эта политика, зависят темпы научно - технического прогресса в целом по народному хозяйству.
Именно в рамках этой прерогативы машиностроительный комплекс выступает в роли субъекта экономических реформ.
В качестве субъекта реформ
машиностроительный комплекс инициирует,
разрабатывает и реализует
Характерной особенностью экономической ситуации в народном хозяйстве является не только сокращение объемов производства, но и прогрессирующая деградация ее технической базы, ведущая к свертыванию возможностей как простого, так и расширенного воспроизводства во многих отраслях экономики. Преодолеть эту крайне опасную тенденцию призвано инвестиционное машиностроение.
Инвестиционный процесс представляет собой долгосрочные вложения капитала в основные фонды субъектов хозяйствования с целью их обновления и (или) создания новых мощностей.
Под инновационным процессом следует понимать процесс создания и внедрения новшеств, охватывающий период от возникновения до их реализации на коммерческой основе.
Машиностроение материализует инновации прежде всего в виде новых машин, оборудования, приборов, технологических процессов, создавая тем самым предпосылки для обновления активной части основных фондов во всех отраслях народного хозяйства, включая собственно машиностроение и закладывая основы для перехода к новому технологическому укладу.
Таким образом, оба процесса,
будучи подчинены одной цели - обновлению
технологической базы производства,
его производственного
Создавая материально - вещественную часть инвестиций, машиностроение является активным участником указанного процесса.
Темпы освоения новой техники
и масштабы ее производства в машиностроении
являются необходимыми предпосылками
для ускоренного
Это предопределяет, во-первых, активную роль машиностроения как субъекта реформ в общегосударственной политике реформ и, во-вторых, является основанием для его отнесения к числу приоритетных отраслей.
Управление инновационно - инвестиционным процессом - это, по существу, управление научно - техническим прогрессом, причем актуальность такого управления возрастает по мере открытия рынка России для зарубежной техники.
В машиностроении протекает только часть - инновационно - инвестиционного процесса - от разработки до поставки готового оборудования потребителю. Вторая часть инвестиции, приобретение, замена устаревшего оборудования, организация новых производств - находится вне его компетенции, хотя напрямую затрагивает интересы машиностроительного комплекса, поскольку, формируя платежеспособный спрос, влияет на его функционирование и развитие.
Поэтому управлять указанным процессом должна система более высокого уровня - Правительство РФ, его функциональные органы.
Государственная инновационно - инвестиционная политика, интегрируя оба названных выше процесса в единый, должна предусматривать комплекс мер по поддержке и стимулированию эффективного функционирования всех составляющих этого интегрированного процесса.
В структурном отношении управление машиностроительным комплексом имеет два уровня.
Первый уровень включает руководство комплексом и коллегиальный орган управления. При них формируется Высший экспертный Совет, вырабатывающий рекомендации по принципиальным положениям государственной политики в машиностроении, ее цели, приоритеты, стратегические установки. Система секций связывает экспертный Совет с соответствующими рыночно ориентированными звеньями управления машиностроительного комплекса.
Второй уровень управления состоит из двух блоков подразделений. Первый блок - функционально ориентированные, второй - рыночно ориентированные подразделения.
За блоком функционально ориентированных подразделений закреплены функции: разработка вариантных прогнозов развития машиностроения, маркетинг, финансирование, инновационная деятельность, проведение институциональных преобразований, внешнеэкономическое регулирование, нормативно-правовая деятельность, связь с федеральными органами управления, курирование вопросов информационного обеспечения управления, доведение положений государственной политики до рыночно ориентированных подразделений управления, методическое руководство их деятельностью в области конкретизации и реализации политики, а также получение и обобщение предложений от этого звена.
Функции рыночно ориентированного
звена управления комплекса должны
быть связаны с реализацией проектов
государственной политики в машиностроении,
управлением государственной
По мере возникновения и развития в отрасли крупных корпораций и финансово - промышленных группами будут наделяться аналогичными функциями.
Принятие решений в
области государственной
Основой для проведения аналитических, прогнозных, технико - экономических, конъюнктурных исследований в рамках разработки региональной политики в машиностроении и мер ее реализации должен являться отраслевой Регистр технико - экономической информации.
Он должен корреспондировать с областной системой статистического учета и Регистром промышленной информации.
Рычагами реализации политики являются:
- непосредственнее
- воздействие через
В качестве источников финансирования мер государственной политики в машиностроении могут быть использованы:
- прямое бюджетное
- средства в виде льгот по налогу;
- средства в виде льгот по кредиту;
- средства централизованных внебюджетных фондов;
- средства общегосударственных специализированных фондов, формируемые из средств бюджета и других источников, включая иностранную помощь;
- средства региональных государственных фондов;
- средства коллективных некоммерческих фондов;
- средства коллективных коммерческих фондов;
- собственные средства;
- амортизация;
- заемные средства (на платной основе);
- средства, вырученные от продажи ценных бумаг;
- привлеченный иностранный капитал;
- средства от побочной коммерческой деятельности;
- спонсорские средства;
- другие источники.
Основные проблемы машиностроительного комплекса.
Следует еще раз подчеркнуть,
что сложившиеся в
•
критический моральный и
•
острый дефицит квалифицированных
кадров вследствие относительно низкой
заработной платы, падения престижа
инженерно-технических и
• дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг;
• наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание (в станкостроении уровень загрузки производственных мощностей составляет около 20%, а на предприятиях сельхозмашиностроения - не более 25%);
• морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логистика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.);
• морально устаревшую систему управления предприятием;
• недостаточно развитую систему производственной кооперации (промышленный субконтрактинг), особенно в форме малого и среднего бизнеса;
•
слаборазвитую систему
• недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;
•
недостаточно развитую (вплоть до полного
отсутствия) систему сервиса и
технической поддержки
• реальную угрозу несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п.;
•
неравные условия» конкуренции на рынке
с зарубежными производителями
аналогичной продукции
В российской промышленности
в целом и в машиностроительной
отрасли в частности следует
выделить ряд негативных факторов,
частично возникших на базе указанных
проблем предприятий, опять же тесно
взаимосвязанных и
К числу основных системных негативных факторов необходимо отнести:
• деградацию основных фондов машиностроения, достигшую критической отметки (фактический возраст парка российского машиностроения превышает 20 лет);
• технологическое отставание России от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере;
• низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка), низкую рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития;
• неэффективную кадровую
политику, не способствующую привлечению
квалифицированных специалистов в
сферу промышленного
• несовершенство законодательной базы по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения и др., порождающее:
- уровень налогообложения, заметно сокращающий оборотные средства предприятий;
- опережающий
рост цен на продукцию и
услуги естественных монополий
(годовой индекс цен в
- недостаточную урегулированность вопроса о правах собственности на земли, находящиеся под промышленными объектами;
Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении