Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Создание условий для перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.
От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена и сбалансирована в ресурсном отношении эта политика, зависят темпы научно - технического прогресса в целом по народному хозяйству.

Файлы: 1 файл

Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении..docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении.

Создание условий для  перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного  хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых  поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической  политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.

От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена  и сбалансирована в ресурсном  отношении эта политика, зависят  темпы научно - технического прогресса  в целом по народному хозяйству.

Именно в рамках этой прерогативы  машиностроительный комплекс выступает  в роли субъекта экономических реформ.

В качестве субъекта реформ машиностроительный комплекс инициирует, разрабатывает и реализует научно - техническую политику, которая, разумеется, согласуется с приоритетами государственной  экономической и промышленной политики, но не замыкается в рамках этих приоритетов, творчески их раздвигает, активно  влияя и стимулируя развитие инновационно - инвестиционного и структурного процесса в машиностроении.

Характерной особенностью экономической  ситуации в народном хозяйстве является не только сокращение объемов производства, но и прогрессирующая деградация ее технической базы, ведущая к  свертыванию возможностей как простого, так и расширенного воспроизводства  во многих отраслях экономики. Преодолеть эту крайне опасную тенденцию призвано инвестиционное машиностроение.

Инвестиционный процесс  представляет собой долгосрочные вложения капитала в основные фонды субъектов  хозяйствования с целью их обновления и (или) создания новых мощностей.

Под инновационным процессом  следует понимать процесс создания и внедрения новшеств, охватывающий период от возникновения до их реализации на коммерческой основе.

Машиностроение материализует  инновации прежде всего в виде новых машин, оборудования, приборов, технологических процессов, создавая тем самым предпосылки для обновления активной части основных фондов во всех отраслях народного хозяйства, включая собственно машиностроение и закладывая основы для перехода к новому технологическому укладу.

Таким образом, оба процесса, будучи подчинены одной цели - обновлению технологической базы производства, его производственного аппарата, органически соединяются в единый инновационно - инвестиционный процесс.

Создавая материально - вещественную часть инвестиций, машиностроение является активным участником указанного процесса.

Темпы освоения новой техники  и масштабы ее производства в машиностроении являются необходимыми предпосылками  для ускоренного технологического развития отраслей народного хозяйства.

Это предопределяет, во-первых, активную роль машиностроения как субъекта реформ в общегосударственной политике реформ и, во-вторых, является основанием для его отнесения к числу  приоритетных отраслей.

Управление инновационно - инвестиционным процессом - это, по существу, управление научно - техническим прогрессом, причем актуальность такого управления возрастает по мере открытия рынка России для зарубежной техники.

В машиностроении протекает  только часть - инновационно - инвестиционного процесса - от разработки до поставки готового оборудования потребителю. Вторая часть инвестиции, приобретение, замена устаревшего оборудования, организация новых производств - находится вне его компетенции, хотя напрямую затрагивает интересы машиностроительного комплекса, поскольку, формируя платежеспособный спрос, влияет на его функционирование и развитие.

Поэтому управлять указанным  процессом должна система более  высокого уровня - Правительство РФ, его функциональные органы.

Государственная инновационно - инвестиционная политика, интегрируя оба названных выше процесса в единый, должна предусматривать комплекс мер по поддержке и стимулированию эффективного функционирования всех составляющих этого интегрированного процесса.

В структурном отношении  управление машиностроительным комплексом имеет два уровня.

Первый уровень включает руководство комплексом и коллегиальный  орган управления. При них формируется  Высший экспертный Совет, вырабатывающий рекомендации по принципиальным положениям государственной политики в машиностроении, ее цели, приоритеты, стратегические установки. Система секций связывает экспертный Совет с соответствующими рыночно  ориентированными звеньями управления машиностроительного комплекса.

Второй уровень управления состоит из двух блоков подразделений. Первый блок - функционально ориентированные, второй - рыночно ориентированные  подразделения.

За блоком функционально  ориентированных подразделений  закреплены функции: разработка вариантных прогнозов развития машиностроения, маркетинг, финансирование, инновационная деятельность, проведение институциональных преобразований, внешнеэкономическое регулирование, нормативно-правовая деятельность, связь с федеральными органами управления, курирование вопросов информационного обеспечения управления, доведение положений государственной политики до рыночно ориентированных подразделений управления, методическое руководство их деятельностью в области конкретизации и реализации политики, а также получение и обобщение предложений от этого звена.

Функции рыночно ориентированного звена управления комплекса должны быть связаны с реализацией проектов государственной политики в машиностроении, управлением государственной собственностью, разработкой и организацией выполнения государственных программ, осуществлением процедур санации предприятий, представлением интересов государства в акционерных  обществах, формированием рыночной инфраструктуры. Они выполняют роль государственных заказчиков федеральных программ в обеспечении госнужд.

По мере возникновения  и развития в отрасли крупных  корпораций и финансово - промышленных группами будут наделяться аналогичными функциями.

Принятие решений в  области государственной политики в машиностроении на всех уровнях  отраслевого управления должно опираться  на объективную информацию, сосредотачиваемую  и обрабатываемую в информационно - аналитическом центре, машиностроительного  комплекса.

Основой для проведения аналитических, прогнозных, технико - экономических, конъюнктурных исследований в рамках разработки региональной политики в машиностроении и мер ее реализации должен являться отраслевой Регистр технико - экономической информации.

Он должен корреспондировать  с областной системой статистического  учета и Регистром промышленной информации.

Рычагами реализации политики являются:

- непосредственнее административное  воздействие;

- воздействие через государственные  нормативные акты (законы, указы,  государственные стандарты, отраслевые  нормативно - методические материалы), а также через общегосударственную  систему экономического стимулирования.

В качестве источников финансирования мер государственной политики в  машиностроении могут быть использованы:

- прямое бюджетное финансирование  на безвозвратной и возвратной  основе;

- средства в виде льгот  по налогу;

- средства в виде льгот  по кредиту;

- средства централизованных  внебюджетных фондов;

- средства общегосударственных  специализированных фондов, формируемые  из средств бюджета и других  источников, включая иностранную  помощь;

- средства региональных  государственных фондов;

- средства коллективных  некоммерческих фондов;

- средства коллективных  коммерческих фондов;

- собственные средства;

- амортизация;

- заемные средства (на  платной основе);

- средства, вырученные от  продажи ценных бумаг;

- привлеченный иностранный  капитал;

- средства от побочной  коммерческой деятельности;

- спонсорские средства;

- другие источники. 

 

Основные проблемы машиностроительного комплекса.

Следует еще раз подчеркнуть, что сложившиеся в машиностроении за переходный период проблемы и факторы, препятствующие его развитию, носят  не частный, локальный характер, а  представляют собой, общую взаимосвязанную  и взаимообусловленную систему. На уровне машиностроительных предприятий  к числу основных из них следует  отнести:

•         критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

•         острый дефицит квалифицированных  кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих  специальностей, обострения социальных проблем;

•         дефицит денежных ресурсов по причине  низкой рентабельности производства и  низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий  для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение  передовых управленческих и организационно-технических  решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение  квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных  видов продукции и услуг;

•         наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание (в станкостроении уровень загрузки производственных мощностей составляет около 20%, а на предприятиях сельхозмашиностроения - не более 25%);

•         морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и  складская система (внутренняя логистика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.);

•         морально устаревшую систему управления предприятием;

•         недостаточно развитую систему производственной кооперации (промышленный субконтрактинг), особенно в форме малого и среднего бизнеса;

•         слаборазвитую систему менеджмента  качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);

•        недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

•          недостаточно развитую (вплоть до полного  отсутствия) систему сервиса и  технической поддержки выпускаемой  продукции в течение всего  жизненного цикла изделия;

•          реальную угрозу несанкционированных  действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п.;

•          неравные условия» конкуренции на рынке  с зарубежными производителями  аналогичной продукции машиностроительных предприятий (как следствие изложенных выше проблем).

В российской промышленности в целом и в машиностроительной отрасли в частности  следует  выделить ряд негативных факторов, частично возникших на базе указанных  проблем предприятий, опять же тесно  взаимосвязанных и взаимообусловленных, которые вновь и вновь воспроизводят  эти проблемы, создавая в машиностроении масштабный системный кризис.

К числу основных системных  негативных факторов необходимо отнести:

•   деградацию основных фондов машиностроения, достигшую критической  отметки (фактический возраст парка  российского машиностроения превышает 20 лет);

•   технологическое  отставание России от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере;

•   низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка), низкую рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития;

•   неэффективную кадровую политику, не способствующую привлечению  квалифицированных специалистов в  сферу промышленного производства, научно- технической и технологической  деятельности;

•   несовершенство законодательной  базы по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения и др., порождающее:

    -  уровень налогообложения,  заметно сокращающий оборотные  средства предприятий;

    -  опережающий  рост цен на продукцию и  услуги естественных монополий  (годовой индекс цен в электроэнергетике  составляет около 128%, в топливных  отраслях - более 120%, в то время  как в машиностроении ниже 110%);

    - недостаточную урегулированность вопроса о правах собственности на земли, находящиеся под промышленными объектами;

Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении