Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Создание условий для перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.
От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена и сбалансирована в ресурсном отношении эта политика, зависят темпы научно - технического прогресса в целом по народному хозяйству.

Файлы: 1 файл

Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении..docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

•   малоэффективное  взаимодействие финансово-кредитных  организаций и реального сектора  экономики;

•   отсутствие приведенных  к международным требованиям  стандартов выпускаемой продукции;

•   ограниченную емкость  внутреннего рынка вследствие недостаточно высоких темпов роста экономики  страны;

•   недостаточная структурированность  ряда отраслей внутри самого машиностроительного  комплекса;

•   низкую конкурентоспособность  российской машиностроительной продукции  на внутреннем и внешнем рынке  и низкую инвестиционную привлекательность  машиностроения (как следствие изложенных выше факторов).

Вместе с тем, следует  признать, что главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки  и техники, единой государственной  стратегии преобразования и опережающего развития отечественного машиностроения.

Стратегии,  направленной на определение и формирование экономически обоснованных и динамично развивающихся  приоритетных секторов машиностроительного  комплекса, отвечающих современным  требованиям и ресурсным возможностям страны, а также на повышение эффективности  их использования в условиях рынка в целях развития машиностроения в целом и обеспечение экономической, технологической и политической независимости России.

Очевидно, что выход из создавшегося в российском машиностроении системного кризиса возможен только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального  потенциала с мобилизацией всех необходимых  и возможных ресурсов государства, всего потенциала развития.

 

Инновационно - инвестиционная политика.

Инновационно - инвестиционная политика в машиностроении должна быть направлена на:

- создание системы внебюджетных  источников финансирования НИОКР  и освоения серийного производства  новой техники;

- обеспечение опережающего  роста производства, основывающихся  на нома технологических укладах и формирующей "точки роста" прорывных научно - технических направлений;

- избирательное развитие  принципиально новых энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- создание новых поколений  техники в приоритетных направлениях;

- обеспечение опережающего  роста производств наукоемкой  продукции, предназначенной для  развития экспорта;

- обеспечение перевода  продукции машиностроения на  международные стандарты и развитие  сертификации;

- разработку и освоение  производства импортозамещающей  техники;

- формирование научного  задела и избирательную поддержку  исследований;

- развитие изобретательства  и приобретение лицензий;

- развитие отраслевой  системы научно - технической информации  и совершенствование статотчетности;

- использование научно - технических достижений оборонного  комплекса;

- расширение межгосударственных  научных связей и интеграцию  научно - технического потенциала  машиностроения в мирохозяйственные  связи;

- обеспечение материального  наполнения инвестиционного рынка,  в первую очередь, прогрессивными  станками, оборудованием, средствами  автоматизации, что потребует  преимущественного развития станкостроения, электротехники, приборостроения и  межотраслевых производств;

- существенное развитие  опытно - экспериментальной базы  машиностроения, повышение оснащенности  машиностроительных предприятий  испытательными стендами, диагностическим  оборудованием, вычислительной техникой.

Необходимо сконцентрировать финансовые средства и материально - технические ресурсы на развитии таких отраслей, как станкостроение, промышленное приборостроение и  электронная промышленность. Причем развитие последних двух отраслей в  значительной степени должно быть подчинено  удовлетворению потребностей станкостроения. В реализации инновационной политики первостепенное внимание должно уделяться:

- в станкостроительной промышленности - формированию высокоэффективного производственного аппарата в приоритетных отраслях народного хозяйства, производство точного, ресурсосберегающего, автоматизированного оборудования и создание нового, отвечающего современным мировым тенденциями освоение на высвобождающихся мощностях как специального технологического оборудования, так и непрофильной для станкостроения продукции, разработке и внедрению экологически чистых технологических процессов, реализуемых на оборудовании, выпускаемом отраслью.

- в энергетическом и транспортном машиностроении - обеспечению за счет дозагрузки и освоения дополнительных производственных мощностей, потребности России в продукции, ранее поставлявшейся из стран ближнего и дальнего зарубежья, производство которой недостаточно либо отсутствует в Российской Федерации. Расширить номенклатуру и поднять технический уровень подъемно - транспортной техники, увеличить долю выпуска машин непрерывного действия, складского оборудования, оснащенного системами автоматического управления, однорельсовых дорог, а также машин специальных, в наибольшей, степени отвечающих требованиям технологии потребителя. Необходимо наладить массовое производство средств малой механизации, которые найдут широкое применение практически во всех отраслях народного хозяйства и, в первую очередь, на небольших предприятиях промышленности и в торговле.

- в химическом и нефтяном машиностроении - освоению выпуска продукции, изготавливаемой в настоящие время в республиках бывшего СССР, в том числе для топливно - энергетического комплекса: агрегатов и подъемников для ремонта и освоения нефтяных скважин Грузоподъемностью 37, 50 и 125 тонн, насосов штанговых, фонтанной арматуры на давление 21 и 35 МПа, оборудования для глубокой переработки нефти, насосного оборудования, химико - лесного и агропромышленного комплексов; пластинчатых теплообменников, оборудования для переработки пластмасс, холодильных машин для охлаждения, хранения и переработки сельхозпродукции и др.

Должен возрасти объем  производства оборудования для микробиологической промышленности при одновременном  уменьшении объема поставок химического  оборудования для производства химических удобрений. Должно увеличиться производство мембранного оборудования, реализующего наиболее прогрессивные и экологически чистые технологии. В целях обеспечения  решения задач энерго- и ресурсосбережения необходимо создание и широкий выпуск гаммы тепловых насосов для утилизации отбросного тепла сточных коммуникационных и промышленных вод с заводского оборотного водоснабжения.

- в строительном, дорожном и коммунальном машиностроении совершенствованию техники по пути повышения энергонасыщенности, роста средних показателей, а также разработки и освоений различных мини - машин. При конструировании и модернизации должен быть сделан упор на их оснащение системами дистанционного управления, а в перспективе роботами и манипуляторами различного назначения. Расширенное использование модульного принципа конструирования при создании гидравлических экскаваторов, стреловых самоходных и башенных кранов, самоходных катков, бетоносмесителей и ряда других машин обеспечит при существенном снижении затрат на стадии - их разработки и изготовления и гибкое маневрирование техникой, в условиях эксплуатации.

- в сельскохозяйственном и тракторном машиностроении освоению производства малогабаритных тракторов, машин для возделывания свеклы, кукурузы, зерноуборочных комбайнов малой производительности, комплексов машин для кормопроизводства и механизации труда в животноводстве, созданию средств доставки и хранения скоропортящихся продуктов, повышению технического уровня сельскохозяйственных машин, освоению новых технологий и материалов, обновлению устаревших фондов в сельхозмашиностроении.

Развитие перспективной  сельскохозяйственной техники должно идти по пути высокопроизводительных агрокомплексов с безотходной системой производства основных сельскохозяйственных культур. В автомобильной промышленности - созданию новых видов и расширению существующего производства автобусов  и троллейбусов, созданию малотоннажных  автомобилей, созданию и расширению производства транспортных средств для инвалидов, покупаемых ранее по импорту. Новые разработки в автомобилестроении должны быть направлены на обеспечение требований уменьшения вредного воздействия на окружающую среду, повышения топливной экономичности, надежности, безопасности и степени компьютеризации.

Одновременно должен повышаться удельный вес автомобилей, оснащенных высокоэкономичными экологически чистыми  дизельными установками.

- в приборостроительной промышленности - созданию и освоению производства новых приборов и средств автоматизации для реализации приоритетных государственных программ, переходу к комплексной автоматизации производственных и управленческих процессов, к росту компьютеризации различных сфер деятельности, к электронизации производственных процессов с использованием вычислительной техники, к созданию эффективных автоматизированных систем контроля за состоянием окружающей среды. Технической основой развития автоматизированных производств будущего явится создание и внедрение комплексных интегрированных автоматизированных систем управления народно - хозяйственными объектами (ИАСУ).

На базе использования  прогрессивных систем и оборудования, приборов и аппаратов следует  перейти к широкой автоматизации  процессов проектирования и технологической  подготовки производства, проведения исследований и экспериментов, управления производством, технологическими процессами и т.д.

Технологическое отставание является одной из самых опасных  тенденций, сложившихся в отечественном  машиностроении.

В связи с этим инвестиционная политика должна проводиться в направлении  выделения, ресурсов, в первую очередь  под создание соответствующих условий, обеспечивающих быструю технологическую  перестройку производства на выпуск новой продукции современного технического уровня, высокого качества, пользующейся повышенным спросом. По существу это  будет означать выделение ресурсов на коренное технологическое перевооружение всего машиностроения.

Своеобразие нынешнего этапа  в развитии технологии производства состоит в том, что нужно одновременно проводить трудо- и фондоматериалосберегающую политику. Это возможно только при переходе к новому уровню техники и технологии, при котором одновременно достигаются рост производительности труда, повышение фондоотдачи и сокращение материалоемкости.

Основными направлениями  технологического развития машиностроения должны быть:

- освоение новых технологических  методов обработки металлических,  неметаллических и композиционных  материалов посредством прогрессивного  автоматизированного оборудования  принципиально новых комплексно - автоматизированных технологических процессов литейного производства, сварки, механической и немеханической обработки различных материалов, сборки, регулирования протекания технологических процессов, обеспечивающих резкое сокращение или полную ликвидацию ручного труда;

- использование технологий, базирующихся на применении новых  способов воздействия на металл  и новых прогрессивных неметаллических  материалов; повышение в рациональных  пределах доли технологий, связанных  с малоотходными методами пластической  деформации;

- распространение методов  порошковой металлургии и СВС  - технологий как эффективных  способов замены обработки металлов  резанием; замена в максимально  возможных пределах в используемых  конструкционных материалах металла  на - неметалл (керамику, полимеры, композиционные  и другие материалы); разработка  технологий и создание оборудования  для их обработки.

Необходимо изменить технологическую  структуру парка металлообрабатывающего оборудования за счет улучшения соотношения  между металлорежущими станками и кузнечно - прессовыми, литейными и сварочными оборудованием.

Использование научно - технических  достижений и производственных возможностей оборонных предприятий в интересах  гражданского машиностроительного  комплекса позволит ускорить инновационно - инвестиционный процесс.

Основными направлениями  политики в этой области являются:

1. Определение областей  взаимовыгодного сотрудничества  между гражданским машиностроительным  комплексом и ВПК;

передача конвертируемым предприятиям оборонного комплекса, имеющим  незагруженные мощности, высококачественное оборудование и материалы, ряда заказов  машиностроения на разработку и изготовление оборудования и комплектующих, в  частности, для ТЭК, химико - лесного комплекса и АПК;

организация рациональных, взаимовыгодных кооперационных связей между конверсируемыми предприятиями  ВПК и машиностроительным комплексом.

2. Использование ресурсных  возможностей и научно - технических  достижений предприятий и организаций  ВПК для увеличения объемов  производства продукции машиностроения, включая наукоемкое оборудование  и ТНП, и повышение их технического  уровня.

3. Сохранение научно - технического  потенциала предприятий машиностроительного  комплекса, выполняющих заказы  ВПК. Предоставление ученым, работающим в различных областях (разработки спецтехники, возможности применения своего опыта в гражданском машиностроении).

4. Создание нормативно - правовой  основы для сотрудничества отраслей  машиностроительного комплекса  с ВПК. Разработка порядка передачи  технологий из оборонного комплекса  в гражданский машиностроительный  комплекс и материальное стимулирование  этого процесса.

Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении