Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Создание условий для перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.
От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена и сбалансирована в ресурсном отношении эта политика, зависят темпы научно - технического прогресса в целом по народному хозяйству.

Файлы: 1 файл

Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении..docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

 

Современное состояние  машиностроительного комплекса  России

Основные тенденции на сентябрь 2011 года.

В первые девять месяцев 2011 года темпы роста в российском машиностроении после пиковых значений, отмеченных в январе- феврале текущего года, находились в рамках коридора 10-16% в годовом сравнении.

Существенное замедление роста по сравнению с показателями прошлого года произошло по двум основным причинам. В прошлом году отрасли  демонстрировала успехи в условиях фактора низкой базы, тогда как  в текущем году база для сравнения  была значительно выше. Кроме того, сильный толчок машиностроению в  прошлом году придала стартовавшая в марте программа утилизации легковых автомобилей, тогда как  в текущем году происходило ее постепенное свертывание. Поэтому  результаты отрасли в текущем  году, в основном, зависели от реального  состояния внутреннего спроса на машиностроительную продукцию.

Инвестиционный спрос  в России в 2011 году был сравнительно неплохой. И хотя в I квартале наблюдалось  падение инвестиций в основной капитал, но впоследствии положительная динамика восстановилась, а темпы роста  стали быстро увеличиваться за счет пересмотра инвестиционных программ крупнейших корпораций и выполнения масштабных госпроектов. Потребительский спрос также имел повышательный тренд. Снижение доходов населения было компенсировано сокращением склонности к сбережению и увеличением потребительского кредитования.

В числе негативных факторов, которые влияли на результаты машиностроительного  комплекса в январе-сентябре текущего года, следует отметить роста машин  и оборудования, который стимулировался ростом инвестиционного спроса и  крепким рублем в первом полугодии. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт машин и оборудования в январе-сентябре текущего года вырос  относительно аналогичного периода  прошлого года в полтора раза в  денежном выражении. Более трети  этого прироста обеспечил импорт механического оборудования, имеющего инвестиционный характер. Такую же долю прироста обеспечили средства наземного  транспорта (преимущественно легковые автомобили). Отметим, что наметившийся в III квартале тренд ослабления рубля  пока никак не повлиял на динамику импорта оборудования.

Несмотря на ряд сдерживающих факторов, результат машиностроительного  комплекса по итогам 9 месяцев можно  считать вполне удовлетворительным. Согласно оценке экспертов «РИА- Аналитика», агрегированный рост производства в трех машиностроительных отраслях составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 18.9%. Правда, еще по итогам I квартала этот показатель составлял 33.9%, а по итогам I полугодия - 21.7%. Торможение очевидно, но, тем не менее, отрасль продолжает лидировать среди остальных отраслей промышленности по темпам роста.

Доля машиностроительного  комплекса в общем объеме отгруженной  продукции в текущем году продолжала расти, однако пока отстает от пикового результата 2007 года. При этом сохраняется  отставание и по объемам производства от докризисного уровня. В целом  за 9 месяцев текущего года объем  производства в трех машиностроительных отраслях был на 7% ниже, чем за аналогичный  период 2008 года. Для сравнения, в  целом по промышленности отставание от докризисного уровня за этот же период составило всего 0.2%.

Таким образом, можно констатировать, что в целом по машиностроительному  сектору по итогам девяти месяцев  получен высокий результат, но от квартала к кварталу рост замедлялся. Кроме того, как будет показано ниже, качество роста в отрасли  очень неоднородно.

Среди трех отраслей машиностроительного  комплекса наивысший темп роста  демонстрирует производство транспортных средств и оборудования (см. таблицу 1). Эта отрасль фактически достигла докризисного уровня. Однако такой результат получен, в основном, за счет производства легковых автомобилей, которое в период кризиса имело преимущество перед многими другими машиностроительными отраслями в виде программы утилизации и высоких пошлин на импортные автомобили. Правда, отметим, что постепенное свертывание программы утилизации привело к замедлению роста, но не вызвало сокращения производства в отрасли. В III квартале выпуск автомобилей оставался на очень высоком уровне.

Таблица 1- Финансовые показатели

 

Производство машин и  оборудования

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Производство транспортных средств и оборудования

 

9 мес. 2011 г.

% к 9 мес. 2010 г.

9 мес. 2011 г.

% к 9 мес. 2010 г.

9 мес. 2011 г.

% к 9 мес. 2010 г.

Сальдо прибылей и убытков, млрд руб.

+28.9

113.5

+35.1

107.2

+39.5

-

Доля прибыльных предприятий, %

69.2

101.5

75.0

100.9

66.5

105.7

Объем просроченной задолженности  по кредитам и займам, млрд. руб.

3.3

127.3

8.5

119.6

22.3

120.7

Доля в просроченной задолженности  по кредитам и займам, %

2.2

-

5.5

-

14.6

-

 

9 мес. 2011 г.

9 мес. 2010 г.

9 мес. 2011 г.

9 мес. 2010 г.

9 мес. 2011 г.

9 мес. 2010 г.

Рентабельность продаж, %

8.5

9

6.1

4.2

7

7.3

Рентабельность активов, %

3.7

4

1.4

-0.2

2.5

2.5

Коэффициент автономии, %

27.5

28.1

32.2

34

21.2

21.6

Коэффициент текущей ликвидности, %

133.2

136.1

158.3

150.3

141.0

143.8


 

Также существенное превышение над докризисным уровнем отмечено в производстве механического оборудования. Такой результат обеспечен производством  турбин для новых энергоблоков электростанций. Это обусловлено спецификой отрасли (долгосрочным циклом производства), а также активным строительством новых энергомощностей, осуществляемым в России в 2010-2011 годах. В свою очередь, активное строительство энергомощностей в рассматриваемый период было обусловлено обязательствами генерирующих компаний в рамках договоров на поставленную мощность (ДПМ), о чем подробнее будет сказано ниже. Также немалый вклад в общую динамику внесло восстановление Саяно-Шушенской ГЭС.

Из других видов инвестиционного  оборудования рекордные объемы производства отмечены в железнодорожном машиностроении. В первую очередь, речь идет о производстве грузовых вагонов, выпуск которых уже  вышел на исторически максимальный уровень. Впрочем, ажиотажный спрос  на грузовые вагоны в текущем году имеет не совсем обоснованный характер и во многом вызван несовершенством  реформы железнодорожного транспорта. В ближайшем будущем этот рынок  может оказаться в затоваренном состоянии.

Также сравнительно небольшое  отставание от докризисного уровня наблюдается  в производстве бытовой техники. Как уже говорилось выше, потребительский  спрос в стране в текущем году поддерживается банковским кредитованием  и вовлечением в торговый оборот сбережений населения.

В большинстве остальных  машиностроительных подотраслей высокие темпы роста по сравнению с прошлым годом в наибольшей степени обеспечены фактором базы и глубоким провалом производства в период кризиса. Их результаты по сравнению с докризисным уровнем остаются довольно низкими. Это касается и сельскохозяйственных машин, и металлургического оборудования, и дорожно-строительных машин, и станков.

Резюмируя вышесказанное, можно  сделать вывод, что рост машиностроительного  сектора в текущем году был  обусловлен увеличением инвестиционного  спроса на ограниченные виды оборудования, а также ростом потребительского спроса на бытовую технику и легковые автомобили. При этом потребительский  спрос формировался либо за счет потребительского кредитования, либо за счет стимулирующих программам правительства. В свою очередь, инвестиционный спрос имел фрагментарный характер и создавался либо жесткими обязательствами энергетиков, которые они взяли на себя в ходе реформы (строительство энергомощностей в рамках ДПМ), либо форс-мажорными обстоятельствами (авария Саяно-Шушенской ГЭС и «неразбериха» с железнодорожными вагонами).

Можно также констатировать, что программа утилизации, которая  имела целью поддержать автомобилестроительную отрасль в тяжелые времена  и дать ей пространство для дальнейшего  роста после выхода из кризиса, была оправдана. Если не произойдет ухудшения  макроэкономической ситуации, то уровень  производства автомобилей будет  оставаться высоким, хотя таких высоких  темпов роста в будущем году уже  не будет (скорее всего, они будут  на уровне единиц процентов).

Также можно предположить, что рост производства энергетического  оборудования продолжится и далее, так как планы по строительству  энергомощностей на 2012 год существенно превышают планы 2011 года.

Вместе с тем, во многих других машиностроительных отраслях естественных стимулов к ускорению роста сейчас недостаточно, и для активизации  производства здесь необходимы протекционистские  меры правительства, однако при этом следует отметить, что возможности  правительства будут ограничены после вступления России в ВТО.

 

Таблица 2 - Динамика производства в машиностроительных отраслях и подотраслях

Отрасль

9 мес. 2011/ 9 мес. 2010, в %

9 мес. 2011/ 9 мес. 2008, в %

Обрабатывающие производства

107.2

97.2

Производство машин и  оборудования

112.0

86.9

Производство механического  оборудования

110.8

125.0

Производство прочего  оборудования общего назначения

112.3

89.4

Производство машин и  оборудования для сельского и  лесного хозяйства

135.3

73.1

Производство станков

121.9

61.8

Производство прочих машин  и оборудования специального назначения

129.4

44.5

Производство бытовых  приборов, не включенных в другие группировки

116.3

96.4

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

105.8

84.0

Производство офисного оборудования и вычислительной техники

101.5

70.8

Производство электрических  машин и электрооборудования

111.0

88.0

Производство электронных  компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи

118.2

90.8

Производство медицинских  изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов

95.3

76.9

Производство транспортных средств и оборудования

129.6

99.1

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов

157.3

100.1

Производство судов, летательных  и космических аппаратов и  прочих транспортных средств

107.2

86.3


 

Инвестиции в машиностроительной отрасли.

Объем инвестиций в основной капитал в машиностроительной отрасли  в январе-сентябре 2011 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 2.9% до 100.9 млрд руб., что меньше среднероссийских темпов роста (12.1%). Абсолютный объем инвестиций по-прежнему достаточно невысок. Доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал в России снизилась по сравнению с итогами 2010 года с 2.4% до 2.2% (в январе-сентябре 2010 года она была еще выше - 2.7%).

Рост объемов инвестиций наблюдался только в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 10.1%.В производстве машин и  оборудования инвестиции сократились  на 1.7%, в производстве транспортных средств и оборудования - на 11.5%. В  настоящее время общем инвестиций в отрасли, вероятно, не компенсирует даже уровень износа, что приводит к дальнейшему технологическому устареванию российского машиностроения.

 

Таблица 3 - Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

 

9 мес. 2011 г., млрд руб.

В % к 9 мес. 2010 г.

В % к итогу

2010 год, млрд руб.

2009 год, млрд руб.

Всего

4581.7

112.1

100

6413.7

5769.8

Обрабатывающие производства

742.1

108.3

16.2

993.7

881.9.

Производство машин и  оборудования

24.5

98.3

0.5

39.1

30.2

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

17.8

110.1

0.4

27.0

26.5

Производство транспортных средств и оборудования

58.6

88.5

1.3

87.4

70.7


 

Объем накопленных иностранных  инвестиций в отрасли по итогам января-сентября 2011 года составил 11630 млн долл. (+6.9% к началу года). Поступление иностранных инвестиций по сравнению с январем-сентябрем 2010 года снизилось на 1.8% до 3229 млн долл. Прямые иностранные инвестиции при этом сократились на 27.3% до 892 млн долл. Причем наибольшее снижение наблюдалось в производстве машин и оборудования. Крупнейшими инвесторами в машиностроение в первые 9 месяцев 2011 года стали Республика Корея, Германия и Нидерланды.

Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении