Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:57, реферат
Создание условий для перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.
От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена и сбалансирована в ресурсном отношении эта политика, зависят темпы научно - технического прогресса в целом по народному хозяйству.
_
Современное состояние машиностроительного комплекса России
Основные тенденции на сентябрь 2011 года.
В первые девять месяцев 2011 года темпы роста в российском машиностроении после пиковых значений, отмеченных в январе- феврале текущего года, находились в рамках коридора 10-16% в годовом сравнении.
Существенное замедление роста по сравнению с показателями прошлого года произошло по двум основным причинам. В прошлом году отрасли демонстрировала успехи в условиях фактора низкой базы, тогда как в текущем году база для сравнения была значительно выше. Кроме того, сильный толчок машиностроению в прошлом году придала стартовавшая в марте программа утилизации легковых автомобилей, тогда как в текущем году происходило ее постепенное свертывание. Поэтому результаты отрасли в текущем году, в основном, зависели от реального состояния внутреннего спроса на машиностроительную продукцию.
Инвестиционный спрос в России в 2011 году был сравнительно неплохой. И хотя в I квартале наблюдалось падение инвестиций в основной капитал, но впоследствии положительная динамика восстановилась, а темпы роста стали быстро увеличиваться за счет пересмотра инвестиционных программ крупнейших корпораций и выполнения масштабных госпроектов. Потребительский спрос также имел повышательный тренд. Снижение доходов населения было компенсировано сокращением склонности к сбережению и увеличением потребительского кредитования.
В числе негативных факторов, которые влияли на результаты машиностроительного комплекса в январе-сентябре текущего года, следует отметить роста машин и оборудования, который стимулировался ростом инвестиционного спроса и крепким рублем в первом полугодии. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), импорт машин и оборудования в январе-сентябре текущего года вырос относительно аналогичного периода прошлого года в полтора раза в денежном выражении. Более трети этого прироста обеспечил импорт механического оборудования, имеющего инвестиционный характер. Такую же долю прироста обеспечили средства наземного транспорта (преимущественно легковые автомобили). Отметим, что наметившийся в III квартале тренд ослабления рубля пока никак не повлиял на динамику импорта оборудования.
Несмотря на ряд сдерживающих факторов, результат машиностроительного комплекса по итогам 9 месяцев можно считать вполне удовлетворительным. Согласно оценке экспертов «РИА- Аналитика», агрегированный рост производства в трех машиностроительных отраслях составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 18.9%. Правда, еще по итогам I квартала этот показатель составлял 33.9%, а по итогам I полугодия - 21.7%. Торможение очевидно, но, тем не менее, отрасль продолжает лидировать среди остальных отраслей промышленности по темпам роста.
Доля машиностроительного комплекса в общем объеме отгруженной продукции в текущем году продолжала расти, однако пока отстает от пикового результата 2007 года. При этом сохраняется отставание и по объемам производства от докризисного уровня. В целом за 9 месяцев текущего года объем производства в трех машиностроительных отраслях был на 7% ниже, чем за аналогичный период 2008 года. Для сравнения, в целом по промышленности отставание от докризисного уровня за этот же период составило всего 0.2%.
Таким образом, можно констатировать, что в целом по машиностроительному сектору по итогам девяти месяцев получен высокий результат, но от квартала к кварталу рост замедлялся. Кроме того, как будет показано ниже, качество роста в отрасли очень неоднородно.
Среди трех отраслей машиностроительного комплекса наивысший темп роста демонстрирует производство транспортных средств и оборудования (см. таблицу 1). Эта отрасль фактически достигла докризисного уровня. Однако такой результат получен, в основном, за счет производства легковых автомобилей, которое в период кризиса имело преимущество перед многими другими машиностроительными отраслями в виде программы утилизации и высоких пошлин на импортные автомобили. Правда, отметим, что постепенное свертывание программы утилизации привело к замедлению роста, но не вызвало сокращения производства в отрасли. В III квартале выпуск автомобилей оставался на очень высоком уровне.
Таблица 1- Финансовые показатели
Производство машин и оборудования |
Производство |
Производство транспортных средств и оборудования | |||||
9 мес. 2011 г. |
% к 9 мес. 2010 г. |
9 мес. 2011 г. |
% к 9 мес. 2010 г. |
9 мес. 2011 г. |
% к 9 мес. 2010 г. | ||
Сальдо прибылей и убытков, млрд руб. |
+28.9 |
113.5 |
+35.1 |
107.2 |
+39.5 |
- | |
Доля прибыльных предприятий, % |
69.2 |
101.5 |
75.0 |
100.9 |
66.5 |
105.7 | |
Объем просроченной задолженности по кредитам и займам, млрд. руб. |
3.3 |
127.3 |
8.5 |
119.6 |
22.3 |
120.7 | |
Доля в просроченной задолженности по кредитам и займам, % |
2.2 |
- |
5.5 |
- |
14.6 |
- | |
9 мес. 2011 г. |
9 мес. 2010 г. |
9 мес. 2011 г. |
9 мес. 2010 г. |
9 мес. 2011 г. |
9 мес. 2010 г. | ||
Рентабельность продаж, % |
8.5 |
9 |
6.1 |
4.2 |
7 |
7.3 | |
Рентабельность активов, % |
3.7 |
4 |
1.4 |
-0.2 |
2.5 |
2.5 | |
Коэффициент автономии, % |
27.5 |
28.1 |
32.2 |
34 |
21.2 |
21.6 | |
Коэффициент текущей ликвидности, % |
133.2 |
136.1 |
158.3 |
150.3 |
141.0 |
143.8 |
Также существенное превышение
над докризисным уровнем
Из других видов инвестиционного
оборудования рекордные объемы производства
отмечены в железнодорожном
Также сравнительно небольшое отставание от докризисного уровня наблюдается в производстве бытовой техники. Как уже говорилось выше, потребительский спрос в стране в текущем году поддерживается банковским кредитованием и вовлечением в торговый оборот сбережений населения.
В большинстве остальных машиностроительных подотраслей высокие темпы роста по сравнению с прошлым годом в наибольшей степени обеспечены фактором базы и глубоким провалом производства в период кризиса. Их результаты по сравнению с докризисным уровнем остаются довольно низкими. Это касается и сельскохозяйственных машин, и металлургического оборудования, и дорожно-строительных машин, и станков.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что рост машиностроительного сектора в текущем году был обусловлен увеличением инвестиционного спроса на ограниченные виды оборудования, а также ростом потребительского спроса на бытовую технику и легковые автомобили. При этом потребительский спрос формировался либо за счет потребительского кредитования, либо за счет стимулирующих программам правительства. В свою очередь, инвестиционный спрос имел фрагментарный характер и создавался либо жесткими обязательствами энергетиков, которые они взяли на себя в ходе реформы (строительство энергомощностей в рамках ДПМ), либо форс-мажорными обстоятельствами (авария Саяно-Шушенской ГЭС и «неразбериха» с железнодорожными вагонами).
Можно также констатировать, что программа утилизации, которая имела целью поддержать автомобилестроительную отрасль в тяжелые времена и дать ей пространство для дальнейшего роста после выхода из кризиса, была оправдана. Если не произойдет ухудшения макроэкономической ситуации, то уровень производства автомобилей будет оставаться высоким, хотя таких высоких темпов роста в будущем году уже не будет (скорее всего, они будут на уровне единиц процентов).
Также можно предположить, что рост производства энергетического оборудования продолжится и далее, так как планы по строительству энергомощностей на 2012 год существенно превышают планы 2011 года.
Вместе с тем, во многих других машиностроительных отраслях естественных стимулов к ускорению роста сейчас недостаточно, и для активизации производства здесь необходимы протекционистские меры правительства, однако при этом следует отметить, что возможности правительства будут ограничены после вступления России в ВТО.
Таблица 2 - Динамика производства в машиностроительных отраслях и подотраслях
Отрасль |
9 мес. 2011/ 9 мес. 2010, в % |
9 мес. 2011/ 9 мес. 2008, в % |
Обрабатывающие производства |
107.2 |
97.2 |
Производство машин и оборудования |
112.0 |
86.9 |
Производство механического оборудования |
110.8 |
125.0 |
Производство прочего оборудования общего назначения |
112.3 |
89.4 |
Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства |
135.3 |
73.1 |
Производство станков |
121.9 |
61.8 |
Производство прочих машин и оборудования специального назначения |
129.4 |
44.5 |
Производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки |
116.3 |
96.4 |
Производство |
105.8 |
84.0 |
Производство офисного оборудования и вычислительной техники |
101.5 |
70.8 |
Производство электрических машин и электрооборудования |
111.0 |
88.0 |
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи |
118.2 |
90.8 |
Производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов |
95.3 |
76.9 |
Производство транспортных средств и оборудования |
129.6 |
99.1 |
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов |
157.3 |
100.1 |
Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств |
107.2 |
86.3 |
Инвестиции в
Объем инвестиций в основной
капитал в машиностроительной отрасли
в январе-сентябре 2011 года увеличился
по сравнению с аналогичным
Рост объемов инвестиций
наблюдался только в производстве электрооборудования,
электронного и оптического оборудования
- на 10.1%.В производстве машин и
оборудования инвестиции сократились
на 1.7%, в производстве транспортных
средств и оборудования - на 11.5%. В
настоящее время общем
Таблица 3 - Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности
9 мес. 2011 г., млрд руб. |
В % к 9 мес. 2010 г. |
В % к итогу |
2010 год, млрд руб. |
2009 год, млрд руб. | |
Всего |
4581.7 |
112.1 |
100 |
6413.7 |
5769.8 |
Обрабатывающие производства |
742.1 |
108.3 |
16.2 |
993.7 |
881.9. |
Производство машин и оборудования |
24.5 |
98.3 |
0.5 |
39.1 |
30.2 |
Производство |
17.8 |
110.1 |
0.4 |
27.0 |
26.5 |
Производство транспортных средств и оборудования |
58.6 |
88.5 |
1.3 |
87.4 |
70.7 |
Объем накопленных иностранных инвестиций в отрасли по итогам января-сентября 2011 года составил 11630 млн долл. (+6.9% к началу года). Поступление иностранных инвестиций по сравнению с январем-сентябрем 2010 года снизилось на 1.8% до 3229 млн долл. Прямые иностранные инвестиции при этом сократились на 27.3% до 892 млн долл. Причем наибольшее снижение наблюдалось в производстве машин и оборудования. Крупнейшими инвесторами в машиностроение в первые 9 месяцев 2011 года стали Республика Корея, Германия и Нидерланды.
Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении