Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:57, реферат
Создание условий для перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.
От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена и сбалансирована в ресурсном отношении эта политика, зависят темпы научно - технического прогресса в целом по народному хозяйству.
По итогам года существенного прироста инвестиций по мнению экспертов «РИА-Аналитика» также наблюдаться не будет. Причем причины этого в настоящее время связаны не столько с низкой привлекательностью отрасли, сколько с общемировой конъюнктурой, оказывающей сдерживающие влияние на инвестиционную активность.
Объем инвестиций в машиностроительной отрасли по итогам 9 месяцев 2011 года, вероятно, не превысил даже уровень потерь из- за износа основных фондов.
Поступление прямых иностранных инвестиций в январе-сентябре 2011 года в отрасли сократилось на 27%.
Финансовое состояние отрасли.
В январе-сентябре 2011 года, согласно
данным Росстата, компании машиностроительного
сектора демонстрировали рост доходов,
хотя и несколько уступая по темпам
роста и обрабатывающей промышленности
и общероссийским показателям. Сегмент
«производство машин и
По сравнению январем-сентябрем 2010 года в 2011 году доля прибыльных предприятий в производстве машин и оборудования выросла с 68.2% до 69.2%, что выше общероссийского показателя - 68.1%. В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования доля прибыльных компаний возросла до значительных 75.0%, а в производстве транспортных средств и оборудования доля прибыльных предприятий увеличилась до 66.5%.
В целом позитивная динамика 2011 года во многом является результатом поддержки отрасли, а также связана с последствиями завершения острой фазы финансового кризиса, отразившимися на отрасли с определенным временным лагом по сравнению с экономикой в целом. Впрочем, абсолютные объемы прибыли в отрасли по-прежнему очень низки.
Таблица 4 - Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по видам экономической деятельности
9 мес. 2011 г. |
2010 г. |
2009 г. | ||||
млрд руб. |
% к 9 мес. 2010 г. |
млрд руб. |
в % к 2009 г. |
млрд руб. |
в % к 2008 г. | |
Всего |
+5442.3 |
120.6 |
+6132.9 |
119.5 |
+4300.5 |
114.2 |
Обрабатывающие производства, всего |
+1382.8 |
119.7 |
+1598.0 |
166.6 |
+970.8 |
58.5 |
Производство машин и оборудования |
+28.9 |
113.5 |
+40.0 |
116.1 |
+36.6 |
77.4 |
Производство |
+35.1 |
107.2 |
+52.7 |
в 2.3р. |
+23.7 |
62.1 |
Производство транспортных средств и оборудования |
+39.5 |
- |
+13.5 |
- |
-87.9 |
- |
Таблица 5 - Доля организаций, получивших прибыль, в % к общему количеству организаций
9 мес. 2011 г. |
9 мес. 2010 г. |
2010 г |
2009 г. |
2008 г. | |
Всего |
68.1 |
68.2 |
72.2 |
69.9 |
74.8 |
Обрабатывающие производства, всего |
69.5 |
68.1 |
72.1 |
67.3 |
74.2 |
Производство машин и оборудования |
69.2 |
68.2 |
73.5 |
67.4 |
79.4 |
Производство |
75.0 |
74.3 |
80.1 |
72.3 |
81.3 |
Производство транспортных средств и оборудования |
66.5 |
62.9 |
68.1 |
57.6 |
71.8 |
В целом машиностроительная отрасль по-прежнему не генерирует прибыли в экономике России - по итогам января-сентября 2011 года на отрасль приходится только 1.9% прибыли предприятий России. Впрочем, по сравнению с итогами полугодия ситуация улучшилась (тогда на отрасль приходилось только 1.7% прибыли экономики).
Уровень рентабельности в секторах машиностроительной отрасли в январе-сентябре 2011 года преимущественно снижался, оставаясь крайне невысоким. Рентабельность продаж в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составила 6.1% против 4.2% в январе-сентябре 2010 года, в производстве транспортных средств и оборудования рентабельность продаж равнялась 7.0% против 7.3%. В производстве машин и оборудования рентабельность снизилась с 9.0% до 8.5%. Рентабельность продаж по России в целом в январе-сентябре 2011 года сократилась до 11.2% против 11.6% годом ранее.
Самую высокую рентабельность в машиностроении по итогам 9 месяцев демонстрирует производство машин и оборудования. При этом еще по итогам I полугодия наиболее рентабельным было производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. В целом уровень рентабельности всех сегментов отрасли является низким, что отражается на инвестиционной привлекательности российского машиностроения. Подтверждают неутешительные позиции машиностроения в части рентабельности и отрицательные спреды всех показателей рентабельности по всем подотраслям с экономикой России в целом и обрабатывающим производством в частности.
Таблица 6 - Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности, %
9 мес. 2011 г. |
9 мес. 2010 г. |
2010 г. |
2009 г. | |||||
Рентабельность продаж* |
Рентабельность активов** |
Рентабельность продаж |
Рентабельность активов |
Рентабельность продаж |
Рентабельность активов |
Рентабельность продаж |
Рентабельность активов | |
Всего |
11.2 |
5.5 |
11.6 |
5.1 |
11.1 |
6.9 |
11.5 |
5.7 |
Обрабатывающие производства |
13.4 |
6.3 |
14.4 |
6.0 |
14.4 |
7.8 |
12.5 |
5.6 |
Производство машин и оборудования |
8.5 |
3.7 |
9.0 |
4.0 |
7.3 |
2.8 |
8.8 |
4.2 |
Производство |
6.1 |
1.4 |
4.2 |
-0.2 |
10.3 |
6.4 |
8.3 |
3.5 |
Производство транспортных средств и оборудования |
7.0 |
2.5 |
7.3 |
2.5 |
4.7 |
0.5 |
1.1 |
-4.2 |
*Рентабельность продаж -
соотношение величины
**Рентабельность активов
- соотношение сальдированного
Финансовая устойчивость машиностроительной отрасли в январе-сентябре 2011 года снижалась с и так достаточно невысоких уровней. Повышению кредитоспособности отрасли не способствовало даже улучшение макроэкономической конъюнктуры. Коэффициент текущей ликвидности на конец сентября 2011 года в производстве машин и оборудования сократился до 133.2%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования сократился до 158.3%, в производстве транспортных средств и оборудования снизился до 141.0%. Коэффициент автономии (доля собственных средств в активах) в этих подотраслях составил низкие 27.5%, 32.2% и 21.2% соответственно.
Доля собственных средств в активах отрасли, как и по итогам 2010 года, низка, а существенная зависимости компаний от финансовых обязательств сохраняется. Как уже указывалось в предыдущих обзорах, в случае повторения кризисных явлений 20082009 годов без помощи государства многие компании отрасли с долговой нагрузкой справиться не смогут. Улучшения финансовой устойчивости в среднесрочной перспективе эксперты «РИА- Аналитика» не ожидают в силу отсутствия у отрасли достаточных для значимого изменения ситуации собственных резервов. Более позитивные результаты можно ожидать только к 2015-2020 годам в случае существенных сдвигов в процессе общей модернизации экономики.
Таблица 7 - Коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости организаций по видам экономической деятельности на конец периода, %
9 мес. 2011 г. |
2010 г. |
2009 г. | |||||||
Коэффициент текущей* ликвидности |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами** |
Коэффициент автономии*** |
Коэффициент текущей ликвидности |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
Коэффициент автономии |
Коэффициент текущей ликвидности |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
Коэффициент автономии | |
Всего |
184.1 |
-15.3 |
44.7 |
186.3 |
-18.3 |
45.0 |
183.0 |
-19.7 |
44.3 |
Обрабатывающие производства |
165.4 |
-11.6 |
38.9 |
181.0 |
-12.6 |
37.8 |
165.8 |
-15.8 |
37.8 |
Производство машин и оборудования |
133.2 |
-8.6 |
27.5 |
209.2 |
-4.4 |
20.7 |
152.8 |
-0.6 |
29.5 |
Производство |
158.3 |
8.3 |
32.2 |
167.2 |
8.8 |
35.4 |
155.0 |
6.0 |
34.0 |
Производство транспортных средств и оборудования |
141.0 |
-15.9 |
21.2 |
148.1 |
-16.3 |
21.6 |
141.5 |
-18.2 |
23.8 |
*Коэффициент текущей
ликвидности - отношение фактической
стоимости находящихся в
** Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными
активов к фактической стоимости всех оборотных активов, находящихся в наличии у организаций.
*** Коэффициент автономии
- доля собственных средств в
общей величине источников
Первые 9 месяцев 2011 года для машиностроительной отрасли характеризовались продолжением наблюдавшегося в 2010 году критического роста просроченной задолженности. Вместе с тем, в III квартале 2011 года ситуация начала улучшаться Просроченная задолженность по банковским кредитам и займам, согласно данным Росстата, по итогам сентября 2011 года к декабрю 2010 года в машиностроении увеличилась на 2.4% до 34.1 млрд руб. (еще в середине года она критично возрастала до 41.1 млрд руб. В целом по России при этом просроченная задолженность снизилась на 3%. Доля отрасли в просроченной задолженности по России выросла с 19.8% до 23.3% (для сравнения доля отрасли в прибыли - только 1.9%).
На фоне крайне плохого
состояния с просроченной задолженностью
в отрасли можно отметить, что
во второй половине 2011 года наблюдались
некоторые положительные
Таблица 8 - Размер и структура просроченной задолженности по кредитам банков и займам по видам экономической деятельности, млрд руб.
На конец сентября 2011 года, млрд руб. |
В % к сентябрю 2010 г. |
В % к итогу |
2010 |
2009 |
2008 | |
Всего |
152.9 |
97.0 |
100 |
168.4 |
142.1 |
79.2 |
Обрабатывающие производства |
75.5 |
100.6 |
49.4 |
75.2 |
67.3 |
34.2 |
Производство машин и оборудования |
3.3 |
127.3 |
2.2 |
5.8 |
0.7 |
0.2 |
Производство |
8.5 |
119.6 |
5.5 |
8.3 |
3.0 |
0.3 |
Производство транспортных средств и оборудования |
22.3 |
120.7 |
14.6 |
19.2 |
18.0 |
10.5 |
Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении