Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Создание условий для перехода к качественно новому технологическому укладу в масштабах народного хозяйства, определение перспектив и темпов освоения техники новых поколений является важнейшей прерогативой машиностроения, ядром научно-технической политики, формируемой и проводимой отраслевыми органами управления.
От того, насколько прогрессивна, стратегически и тактически сверена и сбалансирована в ресурсном отношении эта политика, зависят темпы научно - технического прогресса в целом по народному хозяйству.

Файлы: 1 файл

Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении..docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

По итогам года существенного  прироста инвестиций по мнению экспертов «РИА-Аналитика» также наблюдаться не будет. Причем причины этого в настоящее время связаны не столько с низкой привлекательностью отрасли, сколько с общемировой конъюнктурой, оказывающей сдерживающие влияние на инвестиционную активность.

Объем инвестиций в машиностроительной отрасли по итогам 9 месяцев 2011 года, вероятно, не превысил даже уровень  потерь из- за износа основных фондов.

Поступление прямых иностранных  инвестиций в январе-сентябре 2011 года в отрасли сократилось на 27%.

 

 

 

Финансовое состояние  отрасли.

В январе-сентябре 2011 года, согласно данным Росстата, компании машиностроительного  сектора демонстрировали рост доходов, хотя и несколько уступая по темпам роста и обрабатывающей промышленности и общероссийским показателям. Сегмент  «производство машин и оборудования»  увеличил прибыль (сальдо прибылей и  убытков) по сравнению с аналогичным  периодом 2010 года на 13.5% до 28.9 млрд руб. против роста прибыли в 20.6% по стране в целом. «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» нарастило прибыль на 7.2% до 35.2 млрд руб., а «производство транспортных средств и оборудования» в отличие от января-сентября 2010 года продемонстрировало относительно значительную прибыль - 39.5 млрд руб. на фоне убытков годом ранее. Наиболее успешным для машиностроения при этом был III квартал года.

По сравнению январем-сентябрем 2010 года в 2011 году доля прибыльных предприятий  в производстве машин и оборудования выросла с 68.2% до 69.2%, что выше общероссийского  показателя - 68.1%. В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования доля прибыльных компаний возросла до значительных 75.0%, а в производстве транспортных средств и оборудования доля прибыльных предприятий увеличилась  до 66.5%.

В целом позитивная динамика 2011 года во многом является результатом  поддержки отрасли, а также связана  с последствиями завершения острой фазы финансового кризиса, отразившимися  на отрасли с определенным временным  лагом по сравнению с экономикой в целом. Впрочем, абсолютные объемы прибыли в отрасли по-прежнему очень низки.

Таблица 4 - Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) по видам экономической деятельности

 

9 мес. 2011 г.

2010 г.

2009 г.

млрд руб.

% к 9 мес. 2010 г.

млрд

руб.

в % к 2009 г.

млрд руб.

в % к 2008 г.

Всего

+5442.3

120.6

+6132.9

119.5

+4300.5

114.2

Обрабатывающие производства, всего

+1382.8

119.7

+1598.0

166.6

+970.8

58.5

Производство машин и  оборудования

+28.9

113.5

+40.0

116.1

+36.6

77.4

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

+35.1

107.2

+52.7

в 2.3р.

+23.7

62.1

Производство транспортных средств и оборудования

+39.5

-

+13.5

-

-87.9

-


 

Таблица 5 - Доля организаций, получивших прибыль, в % к общему количеству организаций

 

9 мес. 2011 г.

9 мес. 2010 г.

2010 г

2009 г.

2008 г.

Всего

68.1

68.2

72.2

69.9

74.8

Обрабатывающие производства, всего

69.5

68.1

72.1

67.3

74.2

Производство машин и  оборудования

69.2

68.2

73.5

67.4

79.4

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

75.0

74.3

80.1

72.3

81.3

Производство транспортных средств и оборудования

66.5

62.9

68.1

57.6

71.8


В целом машиностроительная отрасль по-прежнему не генерирует прибыли в экономике России - по итогам января-сентября 2011 года на отрасль  приходится только 1.9% прибыли предприятий  России. Впрочем, по сравнению с итогами  полугодия ситуация улучшилась (тогда  на отрасль приходилось только 1.7% прибыли экономики).

 

Уровень рентабельности в  секторах машиностроительной отрасли  в январе-сентябре 2011 года преимущественно  снижался, оставаясь крайне невысоким. Рентабельность продаж в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составила 6.1% против 4.2% в январе-сентябре 2010 года, в производстве транспортных средств и оборудования рентабельность продаж равнялась 7.0% против 7.3%. В производстве машин и оборудования рентабельность снизилась с 9.0% до 8.5%. Рентабельность продаж по России в целом в январе-сентябре 2011 года сократилась до 11.2% против 11.6% годом ранее.

Самую высокую рентабельность в машиностроении по итогам 9 месяцев  демонстрирует производство машин  и оборудования. При этом еще по итогам I полугодия наиболее рентабельным было производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. В целом уровень рентабельности всех сегментов отрасли является низким, что отражается на инвестиционной привлекательности российского машиностроения. Подтверждают неутешительные позиции машиностроения в части рентабельности и отрицательные спреды всех показателей рентабельности по всем подотраслям с экономикой России в целом и обрабатывающим производством в частности.

Таблица 6 - Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности, %

 

 

9 мес. 2011 г.

9 мес. 2010 г.

2010 г.

2009 г.

Рентабельность продаж*

Рентабельность активов**

Рентабельность продаж

Рентабельность активов

Рентабельность продаж

Рентабельность активов

Рентабельность продаж

Рентабельность активов

Всего

11.2

5.5

11.6

5.1

11.1

6.9

11.5

5.7

Обрабатывающие производства

13.4

6.3

14.4

6.0

14.4

7.8

12.5

5.6

Производство машин и  оборудования

8.5

3.7

9.0

4.0

7.3

2.8

8.8

4.2

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

6.1

1.4

4.2

-0.2

10.3

6.4

8.3

3.5

Производство транспортных средств и оборудования

7.0

2.5

7.3

2.5

4.7

0.5

1.1

-4.2


*Рентабельность продаж - соотношение величины сальдированного  финансового результата от продаж  и себестоимости проданных товаров,  продукции, работ, услуг.

**Рентабельность активов  - соотношение сальдированного финансового  результата и стоимости активов  организаций

Финансовая устойчивость машиностроительной отрасли в январе-сентябре 2011 года снижалась с и так достаточно невысоких уровней. Повышению кредитоспособности отрасли не способствовало даже улучшение  макроэкономической конъюнктуры. Коэффициент текущей ликвидности на конец сентября 2011 года в производстве машин и оборудования сократился до 133.2%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования сократился до 158.3%, в производстве транспортных средств и оборудования снизился до 141.0%. Коэффициент автономии (доля собственных средств в активах) в этих подотраслях составил низкие 27.5%, 32.2% и 21.2% соответственно.

Доля собственных средств  в активах отрасли, как и по итогам 2010 года, низка, а существенная зависимости компаний от финансовых обязательств сохраняется. Как уже  указывалось в предыдущих обзорах, в случае повторения кризисных явлений 20082009 годов без помощи государства многие компании отрасли с долговой нагрузкой справиться не смогут. Улучшения финансовой устойчивости в среднесрочной перспективе эксперты «РИА- Аналитика» не ожидают в силу отсутствия у отрасли достаточных для значимого изменения ситуации собственных резервов. Более позитивные результаты можно ожидать только к 2015-2020 годам в случае существенных сдвигов в процессе общей модернизации экономики.

Таблица 7 - Коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости организаций по видам экономической деятельности на конец периода, %

 

 

9 мес. 2011 г.

2010 г.

2009 г.

Коэффициент текущей* ликвидности

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами**

Коэффициент автономии***

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Коэффициент автономии

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Коэффициент автономии

Всего

184.1

-15.3

44.7

186.3

-18.3

45.0

183.0

-19.7

44.3

Обрабатывающие производства

165.4

-11.6

38.9

181.0

-12.6

37.8

165.8

-15.8

37.8

Производство машин и  оборудования

133.2

-8.6

27.5

209.2

-4.4

20.7

152.8

-0.6

29.5

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

158.3

8.3

32.2

167.2

8.8

35.4

155.0

6.0

34.0

Производство транспортных средств и оборудования

141.0

-15.9

21.2

148.1

-16.3

21.6

141.5

-18.2

23.8


*Коэффициент текущей  ликвидности - отношение фактической  стоимости находящихся в наличии у организаций оборотных активов к наиболее срочным обязательствам организаций в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.

** Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами - отношение собственных оборотных

активов к фактической  стоимости всех оборотных активов, находящихся в наличии у организаций.

*** Коэффициент автономии  - доля собственных средств в  общей величине источников средств  организаций.

Первые 9 месяцев 2011 года для  машиностроительной отрасли характеризовались  продолжением наблюдавшегося в 2010 году критического роста просроченной задолженности. Вместе с тем, в III квартале 2011 года ситуация начала улучшаться Просроченная задолженность  по банковским кредитам и займам, согласно данным Росстата, по итогам сентября 2011 года к декабрю 2010 года в машиностроении увеличилась на 2.4% до 34.1 млрд руб. (еще в середине года она критично возрастала до 41.1 млрд руб. В целом по России при этом просроченная задолженность снизилась на 3%. Доля отрасли в просроченной задолженности по России выросла с 19.8% до 23.3% (для сравнения доля отрасли в прибыли - только 1.9%).

На фоне крайне плохого  состояния с просроченной задолженностью в отрасли можно отметить, что  во второй половине 2011 года наблюдались  некоторые положительные изменения, хотя радикального улучшения пока не произошло.

Таблица 8 - Размер и структура просроченной задолженности по кредитам банков и займам по видам экономической деятельности, млрд руб.

 

 

На конец сентября 2011 года, млрд руб.

В % к сентябрю 2010 г.

В % к итогу

2010

2009

2008

Всего

152.9

97.0

100

168.4

142.1

79.2

Обрабатывающие производства

75.5

100.6

49.4

75.2

67.3

34.2

Производство машин и  оборудования

3.3

127.3

2.2

5.8

0.7

0.2

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

8.5

119.6

5.5

8.3

3.0

0.3

Производство транспортных средств и оборудования

22.3

120.7

14.6

19.2

18.0

10.5

Информация о работе Инновационная и инвестиционная политика в машиностроении