Инновационная стратегия развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Выявление особенностей организации работ и стимулирования персонала необходимо для обеспечения поступательности и непрерывности инновационного процесса, для активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.

Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
I. Теоретические аспекты инновационной стратегии развития организации……….………………………………………………………….…… 5

1.1 Основные виды инновационной стратегии………………………...…………. 5
1.2 Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации…………………………………………………………………………. 9
1.3 Методы выбора инновационной стратегии организации……….. ………..…12
1.4 Особенности инновационных стратегий ………………………….………….17

II. Этапы разработки инновационной стратегии развития для предприятия ООО «Маршрутное такси»……………………………..…….............................. 18

2.1 Общая характеристика ООО «Маршрутное такси»……………….………….18
2.2 Стратегический анализ деятельности предприятия.………………..………...19
2.3 Анализ макро и микро среды фирмы…………….……………………...……..21
2.4 STEP и SWOT анализ предприятия……………………………………………23
2.5 Разработка стратегии с использованием матричного приёма ……………….26
2.6 Рекомендации по разработке стратегии для ООО «Маршрутное такси»…...28

Заключение…………………………………………………………….…………...29
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Курсовик Стратегическому менеджменту.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 

Конкурентные возможности отражают следующие показатели: относительная доля рынка, контролируемая организацией, способность быстро реагировать на динамику рыночных структур и, как следствие этого, гибкий подход к содержанию целей инновационной стратегии организации и т.д.

 

Таким образом, конкретный тип инновационной стратегии, прежде всего, зависит от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой в самом широком смысле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации

 

 

Формирование инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

 

Процесс выбора наиболее рациональной инновационной стратегии в конкретных хозяйственных условиях всегда основывается на результатах оценки всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различных типов. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Главная из них состоит в том, что инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента охватывает все аспекты работы организации и является составной частью любой функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей организации входят:

 

•  выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки

 

•  повышение эффективности использования научно-производственного потенциала

 

•  активная внешнеэкономическая деятельность

 

•  обеспечение экологической безопасности производства и устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

 

Первая цель предполагает совершенствование самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий и процессов, что позволяет, как минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса.

 

Вторая цель основывается на необходимости рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы.

 

Третья цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности изделий на мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.

 

Цели экологического характера реализуются в результате разработки и применения безотходных технологий, видов продукции, экологически безопасных и для производителя, необходимых природозащитных сооружений и т.д.

 

Указанные аспекты основной деятельности организации в той или иной степени проявляются в рамках инновационного процесса. Поэтому их можно рассматривать в качестве своеобразных объектов менеджмента при разработке инновационной стратегии.

 

В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:

 

•  совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии

 

•  создание, освоение и использование новых продуктов и процессов

 

•  повышение качественного уровня технико-технологической базы производства

 

•  повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы

 

•  увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала

 

•  совершенствование организации и управления инновационной деятельностью

 

•  рационализация ресурсной базы

 

•  обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности

 

•  достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

 

Основные положения инновационной стратегии отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям.

 

Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:

 

•  весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений

 

•  гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений

 

•  процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления

 

•  методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

 

Сущность указанных факторов заключается в следующем. Любые организации вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

 

Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы выбора инновационной стратегии организации

 

 

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта (ЖЦП), рыночная позиция организации и проводимая ею научно-техническая политика. В качестве модели, как правило, принимаются следующие типы инвестиционной стратегии:

 

1. Наступательные инновационные  стратегии – характерны для  фирм, основывающих свою деятельность  на принципах предпринимательской конкуренции. Они свойственна малым инновационным организациям.

 

2. Оборонительные инновационные  стратегии – направлены на  то, чтобы удержать конкурентные  позиции организации на уже  имеющихся рынках. Главная функция  такой стратегии – активизировать соотношение "затраты–результат" в инновационном процессе. Данный тип стратегии требует интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

 

3. Имитационные инновационные стратегии  – используются организациями  или организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Суть модели в том, что при производстве копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организациями-лидерами.

Выбор инновационной стратегии

 

Инновационная стратегия исходит из принципа «время–деньги». Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:

 

1. Зарождение. Этот переломный момент  характеризуется появлением зародыша  новой системы в среде старой  или исходной, что превращает  ее в материнскую и требует  перестройки всей жизнедеятельности.

 

2. Рождение. Здесь перелом состоит  в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

 

3. Утверждение. Переломом является  возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на  равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы дать начало появлению новой системы.

 

4. Стабилизация. Перелом во вступлении  системы в такой период, когда  она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

 

5. Упрощение. Переломный момент, состоящий  в начале "увядания" системы, в  появлении первых симптомов того, что она прошла "апогей" своего  развития: молодость и зрелость  уже позади, а впереди старость.

 

6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

 

7. Исход. Этот переломный момент  характеризуется завершением снижения  большинства значимых показателей  жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.

 

8. Деструктуризация. Перелом выражается  в остановке всех процессов  жизнедеятельности системы и  либо в использовании ее в  другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.

 

Согласно современной науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (организация, организация), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся сразу к трем поколениям техники – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).

 

Каждое поколение техники проходит в развитии обособленный жизненный цикл. Пусть организация в отрезок времени от t1 до t3 работает над тремя поколениями техники А, В, С, последовательно сменяющими друг друга.

 

 

(Рис. 1) Циклы выпуска сменяющих друг друга продуктов, услуг (А, В, С).

 

На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается.

 

 

(Рис. 2) Диаграммы структуры выпуска продукции, услуг организации в различные моменты времени.

 

На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t2, этапы насыщения, зрелости и стагнации) его технология полностью освоена; спрос весьма велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать (диаграмма «б»). С появлением и развитием нового поколения техники (продукта С), обеспечивающего более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В (момент t3) – объем его производства и прибыль, им приносимая, сокращаются, поколение же техники А вообще существует лишь в качестве реликта.

 

Видно, что стабильная величина совокупного дохода организации обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики организации. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из сменяющих друг друга (и конкурирующих между собой) поколений техники. По мере освоения того или иного технического решения его реальная способность к удовлетворению соответствующих потребностей общества и экономические характеристики изменяются, что обуславливает циклический характер развития поколений техники.

 

Однако определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической политики организации служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочный позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование инновационной деятельности требует прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда – расширение, а когда наступит спад производства.

Информация о работе Инновационная стратегия развития организации