Инновационно-инвестиционный процесс и его регулирование в условиях стабилизационного роста экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:57, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе ставится цель: раскрыть сущность инновационно-инвестиционного процесса и механизмы его регулирования в условиях стабилизационного роста российской экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
обосновать сущность и содержание инновационно-инвестиционного процесса как основы формирования качественно новой экономической системы (экономики знаний);
выявить особенности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий как основы перехода на инновационный тип развития экономики;
раскрыть механизмы регулирования инновационно-инвестиционного процесса в современных российских условиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..
1.Теоретико-методологические основы регулирования инновационно-инвестиционного процесса.
1.1. Инновации как системообразующая категория иновационно-
инвестиционной сферы и их классификации………………
1.2.Научно технический прогресс - ключевой фактор инвестицион-
ного роста…………………………………………………….
1.3. Цикличность развития экономики и её использование в системе
регулирования инновационно-инвестиционного процесса….
2.Организация инновационно-инвестиционной деятельности в условиях стабилизационного роста российской экономики…………………
2.1. Особенности организационных форм инновационной деятельности.
2.2. Развитие инновационного предпренимательства как основа перехода
на инновационный тип развития экономики……………….
3. Механизмы регулирования инновационно-инвестиционного процесса.
3.1.Основные источники инновационного финансирования……
3.2. Ограниченность действия рыночных механизмов в инновационной
сфере…………………………………………………………….
3.3. Прямые и косвенные методы государственного регулирования
инновационно-инвестиционного процесса………………….
3.4. Задачи и перспективы инновационно-инвестиционной политики
государства…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Литература………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТАБИЛИЗАЦИОННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РОССИИ.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

  Базисные инновации  разделены на технологические (образующие новые отрасли и рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах).

 Польский  исследователь М. Хучек[4,С.56] отмечает, что классификация инноваций  зависит от ряда критериев, а одна и та же инновация может быть отнесена к нескольким видам. Он использует следующую классификационную схему инноваций.

  По оригинальности  изменений: оригинальные и имитирующие инновации.

  • Оригинальные (креативные, творческие) инновации являются самостоятельными результатами работы отдельного человека, группы или предприятия. К ним относят первое практическое применение открытия или изобретения.
  • Имитирующие инновации заключаются в копировании и воспроизведении оригинальных изменений, которые в данное время в данном месте приносят определенные выгоды. Пример японской экономики свидетельствует о том, что такой тип инноваций является ценным направлением прогресса.

  Следующий  критерий классификации — по отраслям народного хозяйства: «твердые» (материализованные), например, новые машины и оборудование, и «мягкие» (управленческие, нематериализованные). К последним можно отнести улучшения, реализованные в сфере управления, организации экономики, социально-трудовых отношений и т. д.

  Другими  словами, эти две группы инноваций  можно определить как осязаемые и неосязаемые инновации.

  По критерию приносимой  обществу пользы М. Хучек[ 4, С.58] выделяет инновации: ведущие к сокращению затрат; приводящие к улучшению качества изделий; способствующие увеличению количества производимых продуктов; сберегающие человеческий труд; ведущие к охране окружающей среды.

   Однако, на наш взгляд, такое деление  является избыточным. Было бы достаточным выделить здесь три группы инноваций по эффекту от их внедрения: 1) улучшающие потребительские характеристики изделий;2)способствующие экономии ресурсов; 3} приносящие экологический эффект.

  По масштабу вызываемых  инновациями последствий можно выделить стратегические и текущие инновации.

  • Стратегические инновации служат достижению стратегических целей развития, носящих социально-экономический характер. Они являются следствием реализации долгосрочных мероприятий инновационного характера, имеющих значение как для все 
    го общества, так и для отдельных предприятий, институтов и т. д.
  • Текущие (фактические) инновации имеют целью повышение эффективности хозяйственной деятельности на более коротких временных отрезках. 
    К ним относятся различного рода текущие изменения в изделиях, методах производства и организации труда.

  Особенно  важным М. Хучек считает деление инноваций с учетом их предмета. В этом случае выделяются технические, организационные, экономические, социальные и экологические инновации.

     В группе технических инноваций чаще всего выделяются инновации в производственном процессе (технические) и продуктовые. Инновация в производственном процессе, т. е. изменение в применяемых донной производственной системой методах производства касается правил трансформации факторов производства, находящихся на «входе» системы, а инновация в продукте, представляющая собой усовершенствование уже производимого предприятием изделия или же расширение ассортиментной структуры за счет нового продукта, появляется на «выходе» системы.

  В некоторых  случаях инновации в продуктах могут оказаться невозможными без изменений в существующих методах производства, что же касается инноваций в производственном процессе, то они могут принуждать к изменениям в структуре производства. Более того, во многих отраслях промышленности, например металлургии, химической промышленности, просто трудно найти такие изменения в процессах, которые не влияли бы на изменение продуктов.

  Технические  инновации не возникают в отрыве от других процессов в социальной жизни предприятий. Им обычно сопутствуют изменения в организации и управлении, в области профессиональной учебы работников, безопасности и гигиены труда, системе заинтересованности работников и т.д. Нельзя провести инновации в области технических условий, инструментов, технологии без учета физических и социально-психологических качеств работников, потому что это не только не ведет к достижению намеченных социально-производственных последствий, но и заранее обречено на неудачу.

  Организационные  инновации на предприятии М. Хучек [4,C.60]определяет как организационные усовершенствования его функционирования как целого, а также организационное совершенствование отдельных участков производства с целью получения соответствующих экономических результатов. Такие инновации могут проявляться в двух основных формах:

  • организационные инновации, не связанные с техническими инновациями и имеющие целью улучшение деятельности и использования существующих трудовых ресурсов и имущества предприятия;
  • организационные инновации, вызванные техническими инновациями и активно с ними взаимодействующие, а также способствующие росту их экономической эффективности.

  Организационные  инновации направлены на вовлечение резервов, существующих в рабочем времени людей и машин, в темпе их работы, а также в материальном факторе. Атрибутом таких инноваций помимо экономических и социальных аспектов является гуманизация любой человеческой деятельности. Рост производительности труда, достигаемый в результате усовершенствования организации труда, производства и управления, снижает физическую и психическую нагрузку на работников.

  Организационные  инновации на предприятии могут быть направлены на совершенствование: организационной структуры и управления; организации трудовых коллективов; организационной системы материальных элементов; протекания процессов.

Экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской и прочих сферах деятельности. Эти инновации особенно важны в период перехода предприятий к рыночной экономике. Примером экономической инновации может быть внедрение новой системы: финансовой, с тем чтобы деньги стимулировали эффективность хозяйственной деятельности предприятия; систему оплаты, так чтобы она обеспечивала материальную заинтересованность всех групп работников, рост эффективности труда, заставляла систематически повышать самостоятельность и ответственность работников, рационализировала структуру занятости; системы перспективного планирования, учитывающего условия разработки стратегии предприятия.

  В управлении  людским потенциалом выделяют  два типа инноваций: внешние  по отношению к системе управления этим потенциалом, т. е. такие, которые создаются работниками и должны переноситься в другие подсистемы предприятия, а также «внутренние», источником и местом применения которых является сама система управления человеческим потенциалом. Критерием выделения этих двух типов инноваций является место их возникновения (окружение, система управления человеческим потенциалом) и предназначение (продукт, технологический процесс, другие подсистемы предприятия).

  Следующей  группой являются социальные инновации. Они отчетливо видны в непроизводственной деятельности предприятий, например, социально-бытовые условия жизни работников, условия безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени. Кроме того, существует тесная связь технических, организационных и экономических инноваций с социальными инновациями на предприятии.[ 4, C. 68-70]

    П.  Ф. Дракер [ 5, C. 46-50] подчеркивает большое значение социальных инноваций вопреки — как он утверждает — всеобщему убеждению, что инновации относятся к предметам и базируются на точных науках и технике. Можно привести ряд примеров социальных инноваций, приводящих к существенным изменениям в жизни общества. Чрезвычайно важной на сегодня признается инновационная деятельность в области безопасности и гигиены труда. Здесь можно выделить следующие подгруппы по результатам инноваций:

  • социальные результаты, проявляющиеся, в частности, в виде исключения тяжелых, вредных для здоровья работ, улучшения условий безопасности и гигиены труда, исключения профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • экономические результаты, следствием которых является рост производительности труда, увеличение прибыли, прирост продукции;
  • технические результаты в виде улучшения технических параметров машин, оборудования, изделий или же улучшение организации труда и протекания технологического процесса.

  Вопросы классификации нововведений исследуются и в трудах российских ученых, среди которых можно отметить А. И. Пригожина [  12,C.44], П. Н. Завлина, И. Т. Балабанова, М. В. Аньшина, А. А. Дагаева.

Большинство ученых выделяет с незначительными вариациями четыре основных вида инноваций на предприятии: инновации продукции; инновации процессов (технологических); инновации рабочей силы (человеческого фактора); инновации управленческой деятельности.

   Такой подход  можно обозначить как классификацию по предмету инновационных преобразований на предприятии.

   В ходе  деятельности хозяйствующих субъектов неизбежно происходит размывание границ между отдельными типами инноваций. Инновационный продукт требует обеспечения соответствующих инноваций производственного процесса, совершенствования или адаптации организационных структур и т. д. Поэтому для эффективного управления инновационный менеджер чаще всего должен принимать во внимание комплекс инновационных преобразований на предприятии, влияющих друг на друга.

  Описания  технологических процессов базируются на международных стандартах, охватывающих новые продукты и новые процессы, их значительные технологические изменения. К продуктовым инновациям относят получение принципиально новых продуктов, освоение выпуска новых или усовершенствованных продуктов, новые полуфабрикаты, комплектующие, новые материалы.

    По  степени новизны продуктовые инновации можно разделить на базисные (паровая машина, транзистор) и улучшающие.

     Наиболее полно этот подход  раскрыт у М. В. Аньшина. Он также выделяет базисные (радикальные) и улучшающие инновации, добавляет кроме того системные инновации (основаны на новых функциях и новых сферах применения базисных инноваций — например, использование вакуумной трубки для телефонных систем), и псевдоинновации (внешние изменения продуктов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик).[9,С.24]

     Разделение по степени новизны (базисные, улучшающие, псевдоинновации) применимо и к другим видам инноваций, помимо продуктовых. В основе такого разделения, как отмечают П. Н. Завлин, А. К. Казанцев и Л. Э. Миндели, лежат два различных инновационных процесса — пионерный (опережающий) и догоняющий (имитационный). Пионерный тип предполагает ориентацию на достижение мирового первенства (характерен, например, для США). Догоняющий тип менее затратный и может дать быстрый результат. Развитие по такому пути предполагает создание инноваций, связанных с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов, что часто характерно для стран со смешанным технологическим укладом.[ 10, С.12]

В современных  российских условиях целесообразно использование догоняющих инновационных стратегий с целью экономии ресурсов и сокращения периода внедрения инновационных разработок.

Р. А. Фатхутдинов предлагает следующую классификацию инноваций.

  • Новые в мировом масштабе, новые в стране, 
    отрасли, для фирмы — то есть по уровню разработки и распространения.
  • По частоте применения — разовые и повторяющиеся (диффузия).

 

  • По отрасли внедрения в народное хозяйство: в сфере науки, образования, социальной сфере и материальном производстве.
  • По сфере применения инновации: для внутреннего применения, для накопления в фирме, для продажи.
  • По подсистемам системы инновационного менеджмента в которой внедряется инновация, выделяют инновации для подсистемы научного со 
    провождения; для целевой, обеспечивающей управляемой и управляющей подсистем.
  • В зависимости от формы новшества,  лежащего в основе инновации: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, эмблемы; новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и другие формы.
  • По виду эффекта, полученного в результате внедрения инновации: научно-технический, социальный, экологический, экономический (коммерческий) и интегральный виды эффекта.[ 11, С.57]

     На наш взгляд, данная классификация  недостаточно структурирована и является спорной. А. И. Пригожий разделяет инновации:

  • по типу новшества — материально-технические и социальные, экономические, организационно-управленческие, правовые и педагогические;
  • по механизму осуществления — единичные, диффузионные, завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;
  • инновационному по потенциалу — радикальные, комбинированные, модифицирующие;
  • по особенностям инновационного процесса — внутриорганизационные, межорганизационые;
  • по эффективности — эффективность производства и управления, улучшение условий труда и т. д. [ 12, C.12]

   Обобщение рассмотренных подходов к классификации инноваций позволяет сформировать систему классификационных признаков, включающую в себя:

  • признаки, характеризующие цель инноваций;
  • внешние признаки, отражающие форму реализации инноваций;
  • структурные признаки;
  • признаки, характеризующие масштаб и значимость инноваций.

Информация о работе Инновационно-инвестиционный процесс и его регулирование в условиях стабилизационного роста экономики России