Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:57, дипломная работа
В дипломной работе ставится цель: раскрыть сущность инновационно-инвестиционного процесса и механизмы его регулирования в условиях стабилизационного роста российской экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
обосновать сущность и содержание инновационно-инвестиционного процесса как основы формирования качественно новой экономической системы (экономики знаний);
выявить особенности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий как основы перехода на инновационный тип развития экономики;
раскрыть механизмы регулирования инновационно-инвестиционного процесса в современных российских условиях.
Введение……………………………………………………………..
1.Теоретико-методологические основы регулирования инновационно-инвестиционного процесса.
1.1. Инновации как системообразующая категория иновационно-
инвестиционной сферы и их классификации………………
1.2.Научно технический прогресс - ключевой фактор инвестицион-
ного роста…………………………………………………….
1.3. Цикличность развития экономики и её использование в системе
регулирования инновационно-инвестиционного процесса….
2.Организация инновационно-инвестиционной деятельности в условиях стабилизационного роста российской экономики…………………
2.1. Особенности организационных форм инновационной деятельности.
2.2. Развитие инновационного предпренимательства как основа перехода
на инновационный тип развития экономики……………….
3. Механизмы регулирования инновационно-инвестиционного процесса.
3.1.Основные источники инновационного финансирования……
3.2. Ограниченность действия рыночных механизмов в инновационной
сфере…………………………………………………………….
3.3. Прямые и косвенные методы государственного регулирования
инновационно-инвестиционного процесса………………….
3.4. Задачи и перспективы инновационно-инвестиционной политики
государства…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Литература………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………
«Продукцией» технопарков являются новые малые инновационные фирмы.
В научных и технопарках ученые становятся предпринимателями в области наукоемкого бизнеса, в них осуществляется непрерывный обмен между людьми идеями и постоянный обмен людьми между наукой и бизнесом.
Замысел создания новой фирмы в технопарках исходит от ученого, который самостоятельно хочет организовать выпуск продукта по своей идее. Ядром научного парка является инновационный бизнес-инкубатор. Процесс создания научных парков проходит две фазы: в начале институциональную, во время которой создается инфраструктура, появляются лидеры-компании, обустраиваются малые фирмы; затем предпринимательскую фазу, во время которой происходит бурный рост размеров парка, возникают новые компании.
В РФ разработана концепция поэтапного формирования научных парков по мере развития рыночной экономики. На первом этапе в рамках областной и городской администрации организуются инновационные подразделения, располагающие реальными приоритетными ресурсами финансирования инновационных зон. Далее на базе лучших ВУЗов формируются профильные учебно-производственные инновационные зоны, которые совместно с производственными предприятиями по профилю ВУЗа могут образовать объединения в виде консорциумов. Эти консорциумы должны прежде всего разрабатывать проекты модернизации производства. На последнем этапе составляется программа ускоренной модернизации производств; до конкурентоспособного уровня.[14,С.84-94]
2.2.
Развитие инновационного
В середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора: «Задача предпринимателей — реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности...» [ 13,c.72]
Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке.
Необходимость формирования инновационного предпринимательства в России обусловлена:
усилением интенсивных факторов развития производства,; которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;
определяющей
ролью науки в повышении
необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники;
повышением технического уровня производства;
необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
спецификой процесса научно-технического производства: имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;
увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
быстрым моральным
старением техники и
объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.
Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инноваци-онность — особый инструмент предпринимательства».[34, С.41]
Таким образом, задача предпринимателя-новатора — реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
Инновационное
предпринимательство — это
На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки». В России использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоятельных научных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприятий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. Типовая схема инновационного предпринимательства приведена на рис. 1.
Собственники М Инновационный Т Покупатели научно-
оборотных
предприниматель
средств Д м Д м ( товаров, услуг)
Рисунок 1.Принципиальная схема инновационного предпринимательства.
Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции. Необходимые материалы, сырье и комплектующие изделия (М) предприниматель приобретает у собственников оборотных средств, оплатив их стоимость (Дм), Для производства научно-технической продукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства (ОС) в виде сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки, инструментов и т. п. Предприниматель может прибрести их у собственников ОС или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОС необходимо уплатить денежную сумму (Д0), размер которой зависит от вида и количества необходимых для деятельности ОС и их стоимости. Для осуществления инновационной деятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т.е. рабочую силу (РС), затрачивая на это определенные денежные ресурсы (Др). Результатом инновационной деятельности выступает готовый товар (продукция, услуга) (Т), который предприниматель реализует потребителю инновационной продукции по цене (Дт), включающей в себя затраты на производство и прибыль предпринимателя.
Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На рис. 2 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки.
Формирование инновационных идей
Отбор наиболее перспективных идей
Детальная
разработка замысла и его
Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей Экспертная оценка бизнес-плана
Экспериментальное производство товара и испытание в условиях
Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке
Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы
Рисунок 2. Схема основных этапов разработки товара-новинки
Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия — поиск новой идеи, на которой мы и остановимся более подробно. Осуществление предпринимательской деятельности всегда основано на какой-то конкретной идее. Предпринимательская идея, в основе которой — активность и решительная, продуманная во всех деталях инновационная инициатива самого предпринимателя, может охватывать как процесс производства в целом, так и один или несколько его отдельных частей. Если сосредоточить внимание именно на фрагментарной форме предпринимательской идеи, то можно выделить основные направления в деятельности предпринимателя, возможные для реализации идеи, т. е. полного или частичного обновления предприятия:
изменение системы управления производством;
применение новой техники или технологии;
использование новых
более экономичных или прочных
улучшение дизайна, упаковки товара;
принципиально
новая схема организации
Однако инновационный характер деятельности предпринимательской фирмы может проявляться не только по отношению к факторам производства, организации самого процесса производства или же самого товара, но и в отношении расстановки людей, принимающих участие в процессе производства. В этом случае предпринимательская идея может основываться на следующих действиях:
полной или частичной смене всех участвующих в процессе производства с целью «удаления» малоквалифицированных работников;
создании «особого духа» в коллективе работающих за счет мобилизующих формулировок целевых установок и стимуле движения к таким целям;
принятии мер по продуктивному использованию каждым работником своего рабочего времени и т. п.
Таким образом, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок. Для предпринимателя важно выделить для себя те же информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. Такими источниками могу быть конкретные знания: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром. Конкретными источниками инновационных идей могут выступать: