Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:49, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из основных задач долгосрочной стратегия развития «Казахстан-2030» является создание высоко информационного общества на основе устойчивого развития. Информатизация на основе новых технологий должна охватить все жизненно важные структуры общества, в том числе финансовую сферу. В частности, совершенствование деятельности банков второго уровня требует поиска новых путей и подходов на основе применения новых научных достижений, техники, технологий. Сегодня на мировом рынке способен конкурировать только банк, который может быстро реагировать на инновационные технологии, адаптировать и внедрять новые информационные и научные достижения. В современных условиях развитие деятельности отечественных банков невозможно без использования инноваций во всех сферах банковского производства.

Файлы: 1 файл

Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)


 

УДК 330.341.1:336.71             На правах рукописи 

 

 

 

ОСИПОВА ЭЛЬВИРА  ДУЛАТОВНА

 

Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня

 

 

 

 

 

 

08.00.13 – Математические и инструментальные

методы экономики

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических  наук

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы, 2007

 

 

Работа выполнена  в Казахском экономическом университете имени 

Т. Рыскулова

 

 

 

Научный руководитель:                              доктор экономических наук

                                                                       профессор Абдыгаппарова С.Б.

 

 

Официальные оппоненты:                          доктор экономических наук

                                                                       профессор Иманбердиев Б.Д. 

                                                                    

                                                                       кандидат экономических наук

                                                                       доцент Байтенова Л.М.

 

 

Ведущая организация:                                 Казахский национальный университет  

                                                                       имени аль-Фараби

 

 

 

 

Защита состоится  «19» сентября 2007 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.45.10 по защите диссертаций на соискание  ученой степени доктора экономических наук в Казахском экономическом университете им. Т. Рыскулова по адресу: 050035, г. Алматы, ул. Жандосова, 55, Конференц-зал.

 

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова.

 

 

Автореферат разослан «18» августа 2007 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного  совета

доктор экономических  наук,

профессор         К.Т. Тайгашинова   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Одной из основных задач долгосрочной стратегия развития «Казахстан-2030» является создание высоко информационного общества на основе устойчивого развития. Информатизация на основе новых технологий должна охватить все жизненно важные структуры общества, в том числе финансовую сферу. В частности, совершенствование деятельности банков второго уровня требует поиска новых путей и подходов на основе применения  новых научных достижений, техники, технологий. Сегодня на мировом рынке способен конкурировать только банк, который может быстро реагировать на инновационные технологии, адаптировать и внедрять новые информационные и научные достижения. В современных условиях развитие деятельности отечественных банков невозможно без использования инноваций во всех сферах банковского производства.

Инновации стали стержнем современного развития экономики, в  первую очередь, в банковской сфере, став определяющим элементом экономического роста и структурных сдвигов.

Недостаточность глубокого теоретического толкования банковских инноваций, а также отсутствие опыта казахстанских коммерческих банков в деле создания и внедрения их не дают возможности широкого развития и внедрения инновационных банковских технологий, основанных на информатизации. Кроме этого,  еще недостаточно научных публикаций по  проблематике инновационных банковских технологий с использованием современных информационных систем.

Актуальность избранной  темы исследования усиливается в  условиях реализации Стратегии индустриально- инновационного развития Казахстана на 2003–2015 годы, с учетом вступления в ВТО. Банки, готовясь к вступлению в ВТО, осуществляют необходимые мероприятия по достижению стандартов Евросоюза. В связи с этим большое внимание уделяется улучшению деятельности банков на основе новых инновационных технологий. Однако, как отмечают ученые, сама система управления экономикой пока недостаточно адаптирована к современным новшествам и не всегда оперативна в реагировании на изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации и, в частности, принятия своевременных и эффективных решений. И одной из важных причин такого явления отмечается то, что система неадекватно информатизирована, имея в виду обеспечение своевременными, достоверными и качественными информационными ресурсами на основе развитой информационной инфраструктуры.

Недостаточная теоретическая  и практическая разработанность  проблем развития инновационных  банковских технологий, основанных на высоко информатизированных системах, отсутствие анализа их применения казахстанскими коммерческими банками, необходимость разработки алгоритмов внедрения инновационных банковских технологий, а также методики определения их приоритетности обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.

Степень разработанности темы. Исследования теории инноваций в банковской деятельности проведены западными учеными: П. Дойлем, Ф. Котлером, Г. Меншом, Д. Полферманном, Д. Синки, Ф. Фордом и др. Значительный вклад в развитии теории и практики банковских услуг внесли известные казахстанские и российские ученые: Ш.Р. Абдильманова,  Г.С. Сейткасымов, М.К. Тусеева, У.М. Искаков, Г.А. Марченко, Н.Н.Хамитов, Г.Т. Калиева, Ю.И. Коробов, О.И. Лаврушин, Ю.С. Маслеченков, Г.С. Панова, О.И. Спицын, А.М. Тавасиев, Э.А. Уткина, З.А.  Фатхудинова и др.

При рассмотрении общих  проблем теории инвестиций, инноваций, информатизации, математических и инструментальных средств в экономических исследованиях  полезны труды казахстанских  ученых: А.А. Алимбаева,  С.Б. Абдыгаппаровой,  С.Б. Байзакова, Н.Б. Бралиевой,  Ф.М. Днишева, А.К. Кошанова,  Р.А. Камшибаева, Р.У. Рахметовой, А.Д. Сапарбаева, А.Д. Челекбай, Н.Ч. Чан Чунг Нгиа и др. 

При определении цели данного исследования, задач и  структуры учитывалось, что согласно теории фирмы банк является предприятием, перед которым стоит задача повышения эффективности своей деятельности. В условиях всеобщей информатизации повышение эффективности банков будет зависеть от деятельности всех его подразделений, как внешней структуры – фронт-офиса, так и  внутренней структуры, так называемого бэк-офиса.

Цель и задача исследования. Целью диссертационной работы является разработка информационной модели функционирования подразделений банка второго уровня на основе инновационных технологий.

В  соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

  • раскрыть понятие инновации, показать ее роль и значение в деятельности банка второго уровня;
  • выявить и систематизировать инновационные банковские услуги, предлагаемые казахстанскими банками второго уровня;
  • определить основные  направления развития инновации в банковской сфере и разработать предложения по их адаптации применительно к деятельности казахстанских  банков второго уровня;
  • показать место и роль бэк-офиса в деятельности банков второго уровня;
  • разработать информационную систему по управлению операциями бэк-офиса на основе  информационной банковской системы  (ИБС) Equation..

Предметом исследования является внутрипроизводственная деятельность банков второго уровня.

Объектом исследования являются казахстанские коммерческие банки второго уровня.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых – экономистов стран СНГ, ученых дальнего зарубежья по теории и практике инноваций и банковских услуг.

Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные документы Республики Казахстан по банковской и инновационной деятельности, статистические данные  Национального банка Республики Казахстан, годовые отчеты и официальные сайты казахстанских коммерческих банков, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в разработке информационной модели функционирования бэк-офиса банков второго уровня на основе информационной банковской системой (ИБС) Equation фирмы Midas-Capiti.

На защиту выносятся  следующие основные положения:

  • авторская позиция в приоритетности инноваций в банковской деятельности;
  • основные направления развития инновационных банковских услуг с учетом мирового опыта;
  • информационная интерфейсная система подразделения бэк-офиса (ИИС «БЭК-офис») банков второго уровня, позволяющая оптимизировать функции управления кассовыми операциями в режиме уделенного доступа, и являющейся основой для системы поддержки принятия решений (СППР).
  • методика формирования кассовых документов с использованием ИИС «БЭК-офис» в ИБС  Equation.

Практическая  значимость диссертационного исследования состоит в конкретных предложениях и рекомендациях по адаптации и внедрению инновационных банковских услуг в казахстанских банках второго уровня на основе информационной банковской системой (ИБС) Equation фирмы Midas-Сapiti. Алгоритм реализации задач бэк-офиса на основе новых информационных технологий  предложен для использования в практической деятельности коммерческих банков.

Предлагаемая методика использована в деятельности АО «Казкоммерцбанк» для управления денежными  потоками в филиалах банка.

Апробация результатов  исследования. Основные результаты исследования на разных этапах его проведения представлялись в форме научных докладов на международной научно-практической конференции «Экономические ориентиры на пути к ускоренной модернизации», (г. Алматы, 2005г.), на международном научном  симпозиуме   «Национальная экономика в условиях глобализации» (г. Алматы, 2005г.), на научно-практической конференции «Развитие экономики, учета, финансов и права в условиях вступления РК в ВТО» (г. Астана, 2006г.).

Результаты работы внедрены в производственную деятельность АО «Казкоммерцбанк», а также включены в учебные программы курсов «Моделирование инновационных процессов», «Финансовый  менеджмент».

Публикации. Результаты диссертационной работы нашли отражение в опубликованных автором 6 научных работах общим объемом 2,4 п.л.

Структура диссертаций. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, 25 рисунков, 27 таблиц. В конце диссертационной работы приведены список использованных источников и приложения, в которых представлены разработанные автором фрагменты реальных баз данных.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретико-практические аспекты деятельности банков второго  уровня.

В современных условиях банковская система является одной из важнейших структур рыночной экономики. Крупные коммерческие банки в состоянии предложить своим клиентам более 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Между тем происходит постоянное расширение сфер деятельности банков. Как показывает практика и опыт зарубежных стран успех может быть обеспечен, если эти изменения будут основываться на применении новых достижений науки, техники, технологии.

Исследование деятельности современных коммерческих банков второго уровня показывает, что в целях достижения конкурентных преимуществ начался процесс внедрения инновации в отдельных сегментах банковской деятельности, которые отражены на рисунке 1.

 

   

Сфера применения инноваций в банковской деятельности




 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1  – Основные сферы внедрения инноваций в банковской деятельности (Составлено автором)

 

В последние годы финансовый бизнес стал более комплексным за счет появления новых форм обслуживания и новых функций. Информационные технологии и финансовый инжиниринг создали практически неограниченные возможности для широкого спектра предоставления банковских услуг как крупным корпоративным, так и частным клиентам.

К середине 90-х годов  прошлого тысячелетия банковская система  Казахстана приобрела значительный опыт автоматизации банковских операций, прежде  всего  расчетных, посредством автоматизации разветвленной сети вначале Народного банка, затем и ряда других коммерческих банков.

Автоматизация коснулась, прежде всего, таких выплат и перечислений, как пенсии, зарплата ряду  категорий служащих, оплата коммунальных платежей и т.п. Уже к началу третьего тысячелетия была фактически создана современная автоматизированная система расчетов, работающая в режиме реального времени.

Обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования системы расчетов предполагает создание и использование целостных систем стандартизации и сертификации банковских технологий. В настоящее время разработаны концепции таких систем, которые являются основой для создания стандартов в данной сфере, так называемого стандартизированного профиля, а также для выработки методик сертификационных испытаний и аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров. Создаваемый стандартизированный профиль приводится в соответствие с международными стандартами в банковской сфере. Предполагается стандартизация правил осуществления расчетов и правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, а также разработка единой банковской системы классификации и кодирования в соответствии с международными и общегосударственными классификаторами. На рисунке 2 продемонстрировано представление IT-технологий в будущем.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Развитие IT-технологий (Составлено автором)

 

 

Главными целями информатизации банков  Казахстана являются:

  • повышение гибкости и эффективности функционирования банковской системы в условиях рыночных отношений;
  • сокращение потерь от инфляционных процессов для основной массы средств, замораживаемых в расчетах;
  • обеспечение своевременности обработки платежей, имеющих для экономики особую значимость;
  • развитие международных связей банковских учреждений на базе взаимодействия их автоматизированных информационных систем и через международные (национальные) электронные системы с банками других государств.

Информация о работе Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня