Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:49, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из основных задач долгосрочной стратегия развития «Казахстан-2030» является создание высоко информационного общества на основе устойчивого развития. Информатизация на основе новых технологий должна охватить все жизненно важные структуры общества, в том числе финансовую сферу. В частности, совершенствование деятельности банков второго уровня требует поиска новых путей и подходов на основе применения новых научных достижений, техники, технологий. Сегодня на мировом рынке способен конкурировать только банк, который может быстро реагировать на инновационные технологии, адаптировать и внедрять новые информационные и научные достижения. В современных условиях развитие деятельности отечественных банков невозможно без использования инноваций во всех сферах банковского производства.

Файлы: 1 файл

Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

где: j - число подцелей i-той цели II-го уровня, i – число целей на втором уровне, верхний индекс – означает уровень иерархии дерева целей (см. рисунок 8).

Определим коэффициент  важности целей каждой  i-той подгруппы III-го уровня.

   

Таблица 2 - Определение КВ целей для третьего уровня

 

цель 11

КВ

цель 12

КВ

цель 13

КВ

цель 14

КВ

цель 15

КВ

1.1.1

0,20

1.2.1

0,40

1.3.1

0,25

1.4.1

0,50

1.5.1

0,250

1.1.2

0,50

1.2.2

0,30

1.3.2

0,25

1.4.2

0,50

1.5.2

0,250

1.1.3

0,30

1.2.3

0,30

1.3.3

0,25

   

1.5.3

0,100

       

1.3.4

0,25

   

1.5.4

0,150

               

1.5.5

0,250

Итого

1

 

1

 

1

 

1

 

      1

Примечание: таблица составлена автором


 

Нормирование величин  КВ для каждой группы целей выражается следующим образом:

 

        ,  i=1,..m при j=1,..n       (3)

где: j - число подцелей i-той цели III-го уровня, i – число целей на III-го уровня.

Следует отметить, что i-тая подцель первого уровня выступает как самостоятельная цель второго уровня и т.д. Такое распределение приоритетности позволяет определить приоритетность целей на каждом уровне отдельно, без взаимосвязи влияния целевых мероприятий нижнего уровня на конечную цель.

Согласно  системному подходу в  управлении достичь  основной   цели  организации можно  в  том случае, если  рассматривать её как целостное единство. С этой целью введем коэффициент относительной важности (КОВ),  который оценивает    приоритетность целей   нижнего уровня относительно достижения глобальной цели, через коэффициенты важности  подцелей  первого уровня.    Расчет КОВ представлен в  таблице 3.

Таблица 3 - Определение КОВ целей III уровня

      

цель

1.1

КОВ

цель 1.2

КОВ

цель 1.3

КОВ

цель

1.4

КОВ

цель 1.5

КОВ

1.1.1

0,030

1.2.1

0,080

1.3.1

0,075

1.4.1

0,075

1.5.1

0,050

1.1.2

0,075

1.2.2

0,060

1.3.2

0,075

1.4.2

0,075

1.5.2

0,050

1.1.3

0,045

1.2.3

0,060

1.3.3

0,075

   

1.5.3

0,020

       

1.3.4

0,075

   

1.5.4

0,030

               

1.5.5

0,050

Итого:

0,15

 

0,20

 

0,30

 

0,15

 

0,20

       Примечание: таблица составлена автором


 

Расчетная    формула:

 

 ,        (4)

 

где: j – подцель III-го уровня, i – подцель II-го уровня.

 

При этом сумма коэффициентов  относительной важности (КОВ) целей  равна единице:

,         (5)

что означает   выполнение мероприятий по достижению целей  нижнего уровня и обеспечение  выполнения целей на  среднем  и высшем   уровнях управления.     Анализ  таблицы 3 позволяет выявить основной  эффект от внедрения разработанного модуля АРМа «Заявки на выдачу наличности» и ранжировать   полученные результаты по степени их важности  в деятельности бэк-офиса:

  1. Повышение  количества   обработанных   первичных документов  за  счет автоматической  обработки данных большого объема.
  2. Сокращение кадров.
  3. Анализ  текущих  остатков денежной  наличности в  реальном масштабе  времени.
  4. Снижение  риска,   за счет диверсификации кассовых  операций.
  5. Сокращение   документооборота.
  6. Усиление последконтроля.
  7. Прогнозирование денежных  потоков.
  8. Снижение резервирования  денежной наличности.
  9. Перевод  кассовой  работы на  современную   технологию.

Заключение

 

  По результатам диссертационного исследования можно  сделать следующие выводы:

1. В настоящее время  в развитых странах мира осуществляется  новый тип экономического развития - инновационный как выражение продолжающейся технологической революции. Особое место занимают меры, которые необходимо осуществить с целью внедрения инновационной теории в отечественную практику. В банковской сфере Республики Казахстан в последнее время стало придаваться большое значение применению инноваций. В современных условиях коммерческие банки достигли определенного уровня развития, и дальнейшее совершенствование может быть достигнуто на основе применения инновационных технологий в деятельности банков второго уровня.

2. Эффективное использование инновационных технологий представляется возможным только при наличии необходимых нововведений, на основе использования  современной техники, IT технологий и программного обеспечения. Дальнейший прогресс инновационно-информационных технологий в банковской индустрии невозможен без решения потенциальных проблем в области обработки банковской информации. Для этого необходимо определение и описание конкретных технологий, применяемых в системе банковского управления. Реальным вариантом автоматизации и информатизации деятельности банков второго уровня является эффективная адаптация известных информационных банковских систем к условиям Республики Казахстан.

3.   Исторически  сложилось, что новые информационные технологии  в банковской сфере применялись в системе бухгалтерского учета и отчетности. Между тем наилучшей гарантией качества информационного продукта является правильная её обработка и достоверность результата. А это достигается автоматизацией деятельности структурных подразделений банка (бэк-офис или фронт-офис) на основе усовершенствования существующих информационных банковских систем.

4. Среди важнейших вопросов, которые должны быть решены в правильно организованном бэк-офисе – это проблемы  информатизации бэк-офиса, при обязательном следовании основных принципов, таких, как наличие единой базы данных,  автоматическая генерация исходящих документов, перекрестные проверки информации и т.д. От  оперативности работы бэк-офиса  зависит качество обслуживания клиентов фронт-офисом.  В работе показано место и роль бэк-офиса  в структуре банка.

5.  Исследование современного рынка информационных продуктов казахстанских коммерческих банков второго уровня дало основание сделать выбор и провести модификацию и адаптацию модулей информационной банковской системы Equation для выполнения функций бэк-офиса в виде интерфейсной информационной системы.

6. Полученные автором  результаты апробированы и внедрены  в промышленную эксплуатацию  как информационная интерфейсная система подразделения бэк-офиса на базе ИБС Equation банка второго уровня АО «Казкоммерцбанк».

 

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

  1. К вопросу информатизации бэк-офиса коммерческого банка // Вестник КазЭУ ХАБАРШЫСЫ. – Алматы, - 2006. - № 3(51) С.142-145. - 0,5 п.л.
  2. Некоторые вопросы инновационности банковских продуктов и услуг // Вестник КазЭУ ХАБАРШЫСЫ. – Алматы. – 2006. - № 5(53). С.110-112. - 0,38 п.л.
  3. Особенности функционирования Бэк-офиса // Вестник Университета Международного Бизнеса. – Алматы. - 2006. – № 2. С.70-74. - 0,5 п.л.
  4. Компьютеризация кассовых операций «Бэк-офиса» // Экономические ориентиры на пути к ускоренной модернизации: Материалы международной научно-практической конференции, Алматы, 18-20 мая 2005г. - Алматы: Экономика, 2005. – Часть I. - С. 360-365. – 0,38 п.л.
  5. Инновационные   технологии  на рынке финансовых услуг // Национальная экономика в условиях глобализации: Материалы международного научного симпозиума, Алматы, 21-22 сентября 2005г. – Алматы: Экономика, 2005. - Часть II. - С.254-259. - 0,31 п.л.
  6. Системы поддержки принятия решений для банков // Развитие экономики, учета,  финансов и права в условиях вступления Казахстана в ВТО: Материалы международной конференции, Астана, сентябрь 2006г. - Астана: Фолиант, 2006. - С. 189-196.- 0,3 п.л.

 

ТҮЙІНДЕМЕ

Осипова Эльвира  Дулатқызы

 

Екінші деңгейлі банктер қызметіндегі инновациялық технологиялар

 

08.00.13 – Экономиканың  математикалық және инструменталдық  әдістері 

 

Зерттеу тақырыбының  өзектілігі. Зерттеудің таңдалған тақырыбының өзектілігі Қазақстанның индустриалды-инновациялық дамуына арналған «Қазақстан 2030» Стратегиясын іске асыру, алдағы Дүниежүзілік Сауда Ұйымына (ДСҰ) ену жағдайында тіпті де күшейе түседі. ДСҰ-ға енуге дайындала отырып, банктер Еуроодақтың 2007 жылғы стандарттарына қол жеткізу жөніндегі қажетті іс-шараларды жүзеге асырады. Осымен байланысты үлкен назар банктер қызметін жаңа инновациялық технологиялар негізінде жақсартуға аударылады.

Инновациялық банк қызметінің даму мәселелерінің теориялық та, практикалық та тұрғыдан жеткілікті түрде зерттелмеуі, қазақстандық коммерциялық банктердің оларды қандай дәрежеде қолданатыны туралы талдаудың жоқтығы, инновациялық банк қызметін енгізу алгоритмдерін, сол сияқты олардың басымдылығын анықтау әдістемесін жасау қажеттігі зерттеудің тақырыбын, мақсаты мен міндеттерін таңдаудың алғы шарты болды. 

Зерттеудің  мақсаты мен міндеттері. Диссертациялық жұмыстың негізгі мақсаты екіңші деңгейлі банк бөлімшелерінің инновациялық технологиялар негізінде қызмет етуінің ақпараттық үлгісін жасау болып есептеледі.

Алға қойылған мақсатқа сәйкес диссертацияда келесі міндеттер  шешімін табады:

  • инновациялық банк қызметі ұғымын, екінші деңгейлі банк қызметіндегі оның рөлі мен мәнін ашып көрсету;
  • екінші деңгейлі қазақстандық банктер ұсынатын инновациялық банк қызметін анықтау және жүйелеу;
  • әлемдік тәжірибені зерттеу арқылы инновациялық банк қызметі дамуының негізгі бағыттарын анықтау және олардың екінші деңгейлі қазақстандық банктер қызметіне қатысты бейімделуі жөнінде ұсыныстар әзірлеу;
  • екінші деңгейлі банктер қызметіндегі бэк-офистің рөлі мен орнын анықтау;
  • EQUATION ақпараттық банк жүйесі (АБЖ) негізінде бэк-офис операцияларын басқару бойынша интерфейстік ақпараттық жүйе құру.

Зерттеудің  тақырыбы екінші деңгейлі банктердің ішкі өндірістік қызметі болып саналады. 

Зерттеу нысаны – екінші деңгейлі қазақстандық коммерциялық банктер.

Диссертациялық еңбектің теориялық және әдіснамалық негізіне ТМД елдері мен Қазақстан Республикасының, алыс шет елдердің экономист ғалымдарының инновация мен банк қызметінің теориясы және практикасы жөніндегі еңбектері, ҚР Ұлттық банкі, Қаржы рыногы мен қаржы ұйымдарын реттеу және қадағалау жөніндегі агенттіктің заңнамалық және нормативтік актілері, статистикалық мәліметтер алынды.

Зерттеудің ақпараттық негізін Қазақстан Республикасының  банктік және инновациялық қызмет жөніндегі заңнамалық және нормативтік құжаттары, Қазақстан Республикасы Ұлттық банкінің статистикалық мәліметтері, қазақстандық коммерциялық банктердің жылдық есептері мен ресми сайттары, мерзімді басылымдар материалдары құрады.

Диссертациялық  зерттеудің ғылыми жаңалығы Midas-Capiti фирмасының Equation ақпараттық банк жүйесі (АБЖ) негізінде екінші деңгейлі банктер бэк-офисінің қызмет етуінің ақпараттық үлгісін жасауда жатыр.

Қорғау үшін келесі негізгі қағидалар алға шығарылды:

  • банк қызметіндегі инновациялардың басымдылығы туралы авторлық көзқарас;
  • әлемдік тәжірибені ескере отырып, инновациялық банк қызметі дамуының негізгі бағыттарын белгілеу;
  • екінші деңгейлі банктердің бэк-офис бөлімшелерінің кассалық операцияларды бөлінбелі ену режимінд<span class="dash041e_04

Информация о работе Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня