Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:49, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из основных задач долгосрочной стратегия развития «Казахстан-2030» является создание высоко информационного общества на основе устойчивого развития. Информатизация на основе новых технологий должна охватить все жизненно важные структуры общества, в том числе финансовую сферу. В частности, совершенствование деятельности банков второго уровня требует поиска новых путей и подходов на основе применения новых научных достижений, техники, технологий. Сегодня на мировом рынке способен конкурировать только банк, который может быстро реагировать на инновационные технологии, адаптировать и внедрять новые информационные и научные достижения. В современных условиях развитие деятельности отечественных банков невозможно без использования инноваций во всех сферах банковского производства.

Файлы: 1 файл

Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Без информационно-аналитической  поддержки и методического обеспечения  бэк-офиса банка процесс управления наличными денежными ресурсами подчас сводится к последовательности карательных мер, которые для большинства исполнителей являются случайными. Даже при наличии централизованного управления, увеличивается сложность и количество уровней принятия решений.

Таким образом, тенденции  развития современных экономических  отношений определяют необходимость  создания автоматизированных учетных  систем, объединяющих различные подсистемы, участки учета в единое информационное поле.

В работе анализируется деятельность подразделения бэк-офиса АО «Казкоммерцбанк» по внедрению оптимизирующих технологий.

Ведение расчетно-кассового  обслуживания клиентов (фронт-офис) обеспечивает транзакционная система «Система Кассир», которая является частью информационной банковской системы Equation.

Некоторые улучшения, доступные  для ИБС Equation, обеспечивают возможности, дополнительные к тем, которые являются базовыми в «Системе Кассир». Эти улучшения следует рассматривать с точки зрения кассовых операций. Однако не все банки имеют потенциальные возможности приобретения этих расширений. К расширенным возможностям относятся:

  • Срочные депозиты.
  • Выпуск чеков.
  • Расширенная обработка чеков.
  • Чистые платежи.
  • Связанные валюты.

Транзакционная система  «Система Кассир» обеспечивает связь между банковской системой Equation и кассиром в филиале, обслуживающем клиентов. Банк имеет под рукой  все средства, чтобы обработать запросы клиента быстро и эффективно.

В информационной банковской системе Equation изначально отсутствовала система обработки и хранения данных при совершении собственных внутрибанковских операций – кассовых операций, осуществляемых подразделением бэк-офиса банка – Управлением кассовых операций, что затрудняло:

  1. Оперативный анализ финансовых потоков по собственным операциям банка и операциям клиентов, отражаемых в режиме on-line.
  2. Ежедневный подсчет наличных денежных средств в хранилище на начало и конец  операционного дня.
  3. Обработку заявок, полученных от клиентов, на получение наличности.
  4. Распределение наличных средств по подразделениям банка (обменные пункты, расчетно-кассовые отделы, выездные кассы) для операционной работы.
  5. Распределение наличных средств, необходимых для отправки в филиалы банка.
  6. Распределение наличных средств, необходимых для загрузки банкоматов.
  7. Распределение наличных средств, необходимых для выдачи по заключенным  межбанковским сделкам – обмен активами.
  8. Определения объема наличных средств в операционных кассах для сдачи излишков наличности в НБ РК.
  9. Операционное планирование и контроль за исполнением вышеперечисленных задач.

Следовательно, отсутствовала  автоматическая генерация комплекта  отчетов по результатам анализа финансовых потоков по собственным операциям банка, что приводило к трудоемким «ручным» процессам накопления, обработки и мониторинга аналитических данных.

Для организации управления кассовой работы, выполнения функций  по кассовому обслуживанию клиентов и обработке наличных денег в филиалах создаются приходно-расходная, выездные кассы, кассы обменных пунктов – Фронт-офис; касса пересчета, вечерняя касса, Управление кассовыми операциями - бэк-офис. В функции бэк-офиса входит обеспечение хранения и учета ценностей операционной кассы филиалов в кладовых, пересчет инкассированной выручки, кассовое обслуживание банкоматов, подготовка подкреплений денежной наличностью клиентов и касс филиалов, отправка денег и ценностей через службу инкассации согласно заключенных договоров с клиентами. В функции фронт-офиса входит расчетно-кассовое обслуживание  клиентов.

На рисунке 6 представлена схема управления кассовыми операциями на основе хранилища данных ИБС Equation.

 

Рисунок 6 - Схема управления кассовыми операциями (Составлено автором)

 

Автоматизация кассовых операций бэк-офиса с помощью  модуля АРМа «Заявки на выдачу наличности». Автоматизация кассовых операций бэк-офиса производится на базе с помощью модуля АРМа «Заявки на выдачу наличности». Модуль предназначен для автоматизации кассовой работы бэк-офиса банка. Модуль представляет собой конструктор финансовых приложений, с помощью которого в бэк-офисе осуществляется построение финансово-учетной системы, соответствующей специфике банка.

Среди задач, решаемых с  помощью модуля АРМа, - ведение оперативного, бухгалтерского и управленческого  учета, оперативного планирования и  контроля исполнения заявок клиентов, составление различного рода отчетности для всех групп пользователей: бухгалтеров, управляющих, внешних заинтересованных сторон и др. программа позволяет вести учет для нескольких филиалов банка в единой базе данных. При этом степень прозрачности справочников гибко настраивается.

Программа обладает широкими возможностями для организации  планирования, финансового анализа  и прогнозирования, имеет большой  набор встроенных отчетов и богатый  выбор инструментов для создания специализированных отчетов и произвольного представления информации.

На рисунке 7 приведена  структурно-функциональная схема модуля Автоматизированного рабочего места (АРМ) «Заявки на выдачу наличности».

 

 

 

 

                     Модуль АРМа «Заявки на выдачу наличности»


                 


 

 

 

 


 


On-line

 


 

 

 

Рисунок 7 – Структурно-функциональная схема  модуля АРМа «Заявки на выдачу наличности» (Составлено автором)

 

 

Эффективному решению поставленных задач способствуют следующие свойства модуля АРМа:

  1. Стройная архитектура и методическая обоснованность. Модуль АРМа  «Заявки на выдачу наличности» изначально проектировался для конструирования финансового анализа и прогнозирования оборотов денежной наличности. Модели, методы, положенные в основу конструктора были неоднократно проверены на проектах различной сложности.
  2. Соответствующая мощность аналитических возможностей. Модуль АРМа снабжен специальными средствами для хранения и обслуживания аналитики. К ним относятся:
    • аналитические учетные регистры, способные хранить свыше 100 независимых аналитических разрезов;
    • множество планов счетов;
    • регистрация операций в различных валютах с автоматическим подсчетом эквивалентных сумм в нескольких валютах эквивалентного представления одновременно.

Опыт эксплуатации модуля АРМа в АО «Казкоммерцбанк» дает нам  возможность заявить о приемлемой работе системы с большими объемами данных (10GB) при одновременном активном сеансе более 200 человек с единой базой данных. Модуль АРМа обладает большими интеграционными возможностями по построению распределенного информационного поля, развитой системой регламентации прав пользователей на доступ к информации:

  1. Права на доступ к документам и к формам документов.
  2. Права на доступ к папкам документов.
  3. Права на доступ к справочникам.
  4. Права на доступ к учетным регистрам.
  5. Права на доступ к операциям и изменениям учетных регистров.
  6. Права на доступ к типам операций над документом (чтение, редактирование, удаление, проводки и т.п.).
  7. Права на исполнение функциональных возможностей системы.

Все изменения аналитических  учетных регистров фиксируются  с указанием даты, времени и  пользователя, зарегистрировавшего  изменение.  Не всякий пользователь может осуществить подсоединение к базе данных помимо интерфейса модуля АРМа. Модуль АРМа «Заявки на выдачу наличности» разработан в двухуровневой модели по технологии «клиент-сервер» и поддерживает механизм транзакций, обеспечивающий целостность данных.

При проведении операций в течение жизненного цикла системой автоматически формируются все необходимые проводки бухгалтерского учета. Тотальная автоматизация бухгалтерского учета достигается путем настройки пользователем системы двух групп связанных справочников: первая группа справочников отвечает за настройку балансовых счетов в соответствии с учетной политикой банка, вторая группа позволяет настраивать структуру проводок и правила их формирования.

Часть справочников, такие  как «Пользователи», «Схемы проводок», «Сущности», «План счетов», «Валюты», «Разделы учета», «Периоды» - поддерживаются системой. Другая часть - опубликованные документы (или профильные документы) имеют произвольную структуру, определяемую структурой самого документа.

Справочники, опубликованные из документов, являются простыми и представляют собой списки документов, содержащих код документа, его название и некоторые расширенные атрибуты, которые включаются в список при настройке справочника. Данные справочники доступны только в рамках участка и не могут принимать участие в формировании аналитических кубов. Эффективность инновационного проекта может оцениваться с различных точек зрения: техническая, технологическая, экологическая, социальная, организационная эффективность.

Для выбора данных из таблиц используется сочетание двух механизмов – механизма ключевых полей и механизма индексов. Ключевое – это такое поле строки таблицы, которое обеспечивает однозначную идентификацию строки. При необходимости используется сочетание нескольких ключевых полей. Индексы – это вспомогательные упорядоченные системные таблицы, являющиеся частью базы данных, при помощи которых необходимая информация из базы выбирается не последовательным перебором, а значительно быстрее – буквально несколькими действиями.

Индексы по ключевым полям используются для выборки данных, а индексы по произвольным полям – для представления данных в требуемом разрезе.

На основе материалов  анализа и оценки  ситуации в  области регулирования финансовых средств, сформулируем следующую цель инновационного проекта - повышение эффективности деятельности бэк-офиса банка, в частности управлением кассовыми операциями.

Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением   совокупности подцелей, которые в  свою очередь выступают как цели на среднем уровне управления бэк-офисом и требуют для своего выполнения  мероприятий, являющихся целью достижения нижнего уровня управления. Для достижения данной цели, необходима реализация следующих подцелей:

    1. - уменьшение трудозатрат;
    2. - увеличение количества обрабатываемых операций;
    3. - снижение операционного риска;
    4. - улучшение организации контроля над исполнением;
    5. - улучшение работы.

что позволит нам построить  дерево целей, изображенное на рисунке 8.

Цели 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 можно  охарактеризовать как цели развития и роста; они являются среднесрочными, предполагается, что, при правильно выбранной стратегии деятельности банка, они осуществимы в течение двух лет. Цели 1.5 являются долгосрочными, и рассчитаны на более длительный период.

Алгоритм расчета проведем на основе целевого критерия: обеспечение эффективности достижения цели. Уровни значимости целей  определяются на основе экспертных оценок.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 – Дерево целей (Составлено автором)

 

 

 

Введем понятие коэффициента важности (КВ), который позволяет количественно оценить приоритетность подцелей для выполнения цели на каждом уровне.  Подцели в разрезе уровней и их значимость определяются экспертами, как продемонстрировано  в таблицах  1 и 2, исходя из того, что суммарное значение КВ для каждого уровня равно единице (в случае, когда подцель верхнего уровня  рассматривается как цель для нижеследующего  уровня).

Таблица 1 - Определение коэффициента важности целей второго уровня

 

цель

КВI

1.1

0,15

1.2

0,20

1.3

0,30

1.4

0,15

1.5

0,20

Итого:

          1

        Примечание: таблица составлена автором


 

Следовательно, коэффициент  важности целей первого уровня равен 1:

 

 КВ = 1          (1)

 

По экспертной оценке определим КВ целей второго уровня.

КВ            ,  i=1,..m при j=1,..n     (2)

Информация о работе Инновационные технологии в деятельности банков второго уровня