Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 17:17, курсовая работа
Целью работы является обобщение теоретических, анализ практических и разработка научно-методических положений и предложений относительно усовершенствования механизма управления инновационной деятельности на промышленном предприятии.
В связи с поставленной целью в работе предлагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы инновационной деятельности промышленного предприятия; рассмотреть принципы деятельности инновационного менеджмента на предприятии; рассмотреть системы эффективности управления инновационной деятельностью предприятия;
2. Провести анализ состояния инновационной деятельности исследуемого предприятия, а именно анализ объема инновационной продукции по уровню новизны и срокам использования;
3. Разработать методы увеличения эффективности инновационной деятельности исследуемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..….5
1.1 Основные принципы деятельности инновационного менеджмента..…5
1.2 Системы эффективности управления инновационным менеджментом предприятия…………………………………………………………………....…8
1.3 Методика оценки инновационного менеджмента предприятия…..…11
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»..20
2.1 Характеристика деятельности предприятия...........................................20
2.2 Анализ объема инновационной продукции по уровню новизны и срокам использования…………………………………………………………...23
2.3 Анализ информационного обеспечения инноваций и их роль в развитии ОАО «Рязанского опытного электромеханического завода»……...27
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»………31
3.1 Мероприятия по повышению эффективности инновационного менеджмента предприятия…..………………………………………………….31
3.2 Экономическая эффективность инновационного предложения……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................41
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..….5
1.1 Основные принципы деятельности инновационного менеджмента..…5
1.2 Системы
эффективности управления инновационным
менеджментом предприятия…………………………………………………
1.3 Методика оценки инновационного менеджмента предприятия…..…11
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»..20
2.1 Характеристика деятельности
предприятия...................
2.2 Анализ объема инновационной
продукции по уровню новизны и срокам
использования……………………………………………
2.3 Анализ информационного обеспечения инноваций и их роль в развитии ОАО «Рязанского опытного электромеханического завода»……...27
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»………31
3.1 Мероприятия по повышению эффек
3.2 Экономическая эффективность инновационного предложения……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
ВВЕДЕНИЕ
В наше время с освоением, появлением и распространением способов производства с более высокой продуктивностью подготовлен новый исторический поворот. Необходимость в постоянном обновлении технологии производства и ассортимента продукции заставляет вводить в систему деятельности предприятия проектные и научные разработки, ориентируя их на ускорение инновационных процессов.
Динамичные условия хозяйствования обуславливают необходимость принятия соответствующих решений, которые бы позволили быстро реагировать на внешние изменения для обеспечения конкурентных преимуществ, постоянного пересмотра стратегических целей экономическими субъектами. В условиях глобализации важной целью развития большинства национальных предприятий является повышение конкурентоспособности собственной продукции по сравнению с мировыми производителями. Необходимость перехода в максимально короткие сроки к инновационному типу роста объясняется тем, что экстенсивные, временные факторы роста – возможность использования незадействованных производственных мощностей и благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья – практически исчерпали себя. Исходя из этого, широкомасштабное технологическое и техническое обновление производства в ближайшей перспективе должно стать главным направлением инвестиционного менеджмента.
Вместе с тем, на протяжении последних лет при существовании стабильно высоких показателей роста валового внутреннего продукта России количество инновационно–активных предприятий, внедренных новых технологических процессов и видов новой продукции продолжали снижаться при одновременном росте расходов на инновационную деятельность, что свидетельствует о ее неэффективности.
Целью работы является обобщение теоретических, анализ практических и разработка научно-методических положений и предложений относительно усовершенствования механизма управления инновационной деятельности на промышленном предприятии.
В связи с поставленной целью в работе предлагается решить следующие задачи:
Объектом исследования являются
процессы управления инновационной деятельностью
на промышленном предприятии в современных
условиях.
Предметом
исследования являются теоретические
положения, базовые принципы и методы
усовершенствования механизма управления
инновационной деятельностью предприятия.
Методы исследования базируются на принципах диалектики как общего способа познания. В ходе выполнения работы использованы такие методы научного познания: логического обобщения, научной абстракции, системного анализа, диалектический метод, методы статистического и сравнительного анализа.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.
Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Рисунок 1.1 - Основные задачи инновационного менеджмента промышленного предприятия
Совместными усилиями различных подразделений должны быть найдены рациональные решения проблем управления инновационными проектами. В числе этих проблем следует назвать следующие 3:
- оценка и отбор проектов;
- рыночная ориентация проекта;
- соответствие проекта стратегическим целям предприятия;
- средства для проведения НИОКР;
- тип инновационного проекта.
Таким образом, инновационная
среда предприятия
Конкретные организационные структуры и методы управления инновационными проектами следует выбирать с учетом их значимости и степени разработанности, возможностей финансирования, материально-технического снабжения, кадрового обеспечения. Важно умелое сочетание различных структур, уже проверенных временем или же вновь создаваемых.
Для того чтобы понимать как осуществляется инновационный менеджмент в тех или иных условиях, необходимо ориентироваться в возможных формах ее организации, как на предприятии, так и за его пределами. Существует достаточно большое число организационных форм инновационного менеджмента.
Прежде
всего, существующие формы
Системы эффективности управления инновационным менеджментом предприятия представляют собой проекты, которые обладают рядом свойств при их реализации 4:
- проект
возникает, существует и
- состав
проекта не остается
- проект может быть разделен на элементы, как всякая система.
Современные системы управления инновационными процессами включают в себя, в определенном сочетании, различные специализированные подразделения, которые можно было бы структурировать следующим образом 5:
- специализированные подразделения - советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики;
- самостоятельные подразделения - выполняющие функции координации инновационной деятельности в целом, согласования направлений и целей технического развития, наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрение;
- проектно-целевые группы по проведению научных исследований, производству и разработке продукции, создаваемые для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства изделия 6;
- отделы НИОКР в производственных отделениях;
- организуемые в крупных компаниях на основе фондов «рискового капитала» венчурные подразделения;
- создающиеся за счет части прибыли предприятия централизованные специализированные фонды стимулирования нововведений;
- для стимулирования НИОКР в производственных подразделениях создаются фонды стимулирования нововведений прикладного характера;
- аналитические и консультационные группы, в функции которых входит прогнозирование спроса и развития технологии новой продукции.
Подобные системы управления в процессе выполнения своих функциональных обязанностей способствуют сокращению числа уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование – производство - сбыт».
Определяя направления эффективного управления инновационной деятельностью промышленного предприятия, важно выяснить необходимость проведения НИОКР. На рис. 1.2 представлена система связей между элементами инновационной деятельностью промышленного предприятия.
Рисунок 1.2 - Система связей между элементами инновационной деятельностью промышленного предприятия
Таким образом, в современных
российских условиях можно
Динамичные условия хозяйствования обуславливают необходимость принятия соответствующих решений, которые бы позволили быстро реагировать на внешние изменения для обеспечения конкурентных преимуществ, постоянного пересмотра стратегических целей экономическими субъектами. В условиях глобализации важной целью развития большинства национальных предприятий является повышение конкурентоспособности собственной продукции по сравнению с мировыми производителями. Необходимость перехода в максимально короткие сроки к инновационному типу роста объясняется тем, что экстенсивные, временные факторы роста – возможность использования незадействованных производственных мощностей и благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья – практически исчерпали себя. Исходя из этого, широкомасштабное технологическое и техническое обновление производства в ближайшей перспективе должно стать главным направлением инвестиционного менеджмента 7.