Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 17:17, курсовая работа
Целью работы является обобщение теоретических, анализ практических и разработка научно-методических положений и предложений относительно усовершенствования механизма управления инновационной деятельности на промышленном предприятии.
В связи с поставленной целью в работе предлагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы инновационной деятельности промышленного предприятия; рассмотреть принципы деятельности инновационного менеджмента на предприятии; рассмотреть системы эффективности управления инновационной деятельностью предприятия;
2. Провести анализ состояния инновационной деятельности исследуемого предприятия, а именно анализ объема инновационной продукции по уровню новизны и срокам использования;
3. Разработать методы увеличения эффективности инновационной деятельности исследуемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..….5
1.1 Основные принципы деятельности инновационного менеджмента..…5
1.2 Системы эффективности управления инновационным менеджментом предприятия…………………………………………………………………....…8
1.3 Методика оценки инновационного менеджмента предприятия…..…11
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»..20
2.1 Характеристика деятельности предприятия...........................................20
2.2 Анализ объема инновационной продукции по уровню новизны и срокам использования…………………………………………………………...23
2.3 Анализ информационного обеспечения инноваций и их роль в развитии ОАО «Рязанского опытного электромеханического завода»……...27
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»………31
3.1 Мероприятия по повышению эффективности инновационного менеджмента предприятия…..………………………………………………….31
3.2 Экономическая эффективность инновационного предложения……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................41
Таким образом, инновационный менеджмент промышленного предприятия ОАО «Рязанский опытный электромеханический завод» представляет собой деятельность, направленную на повышения качества продукции и услуг, реализацию и поиск инноваций в целях расширения ассортимента, совершенствования технологии и организации их производства. Инновационная деятельность включает: осуществление инновационного процесса; выявление проблем предприятия; организацию инновационной деятельности. Сфера инновационного менеджмента включает создание и распространение инноваций, характеризуется как область деятельности потребителей и производителей инновационной продукции (услуг, работ).
2.3 Анализ информационного обеспечения инноваций и их роль в развитии ОАО «Рязанского опытного электромеханического завода»
Под инновацией (англ. innovation – новаторство, новшество, нововведение) понимается использование новшеств в виде новых видов услуг и продукции, технологий, новых форм организации труда и производства, управления и обслуживания. В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде внедренного на рынке усовершенствованного или нового технологического процесса, нового или усовершенствованного продукта, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Новизна, удовлетворение запросов потребителей, производственная применимость являются обязательными требованиями к инновациям.
В современной экономике роль инноваций значительно возрастает 17.
Они становятся основополагающими факторами экономического роста и развития производства. Инновации являются главным средством обеспечения устойчивости успеха предприятия на рынке в целом и обеспечения конкурентоспособности продукции.
В значительной степени для принятия инновационных решений используются внутренние источники информации, к ним относятся: производственные, маркетинговые подразделения организации, научно-исследовательские, собственные высококвалифицированные специалисты и прочие; высшее руководство (дирекция) организации.
Значительную ценность представляет информация, поступающая от пользователей продукции или организации, сотрудничество с субподрядчиками (оборудования, поставщиками материалов, комплектующих), связи с информационными и консалтинговыми службами, правительственные контракты, сотрудничество с другими организациями, программы поддержки инноваций, информация о деятельности конкурентов, сотрудничество с научными организациями, научная или техническая литература, патенты. Оценка значимости источников информации об инновациях на предприятии ОАО «Рязанский опытный электромеханический завод» представлено в табл.2.6.
Одним из основных направлений стратегического управления предприятием является управление инновационной деятельностью. На использование результатов научно-технического прогресса для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом ориентирована стратегия инновационной деятельности предприятия. Это достигается детальной разработкой.
Таблица 2.6 - Оценка значимости источников информации об инновациях на ОАО «Рязанский опытный электромеханический завод»
Источники информации об инновациях |
Оценочные характеристики | |||
Неисполь-зуемый |
Незначи-тельный |
Значительный |
Основной или решающий | |
Внутренние источники организации: |
||||
Маркетинговые подразделения |
+ |
|||
Научно-исследовательские подразделения |
+ | |||
Производственные |
+ |
|||
Поставщики оборудования, комплектующих, материалов, программных средств |
+ |
|||
Организация в составе группы, в которую входит организация |
+ | |||
Потребители продукции (услуг, работ) |
+ | |||
Конкуренты в Вашей отрасли |
+ |
|||
Научные организации: |
||||
Информационные фирмы: Консалтинговые |
+ |
|||
Отраслевого профиля |
+ |
|||
Академического направления |
+ |
|||
Стандарты, современные правила |
+ | |||
Высшие учебные заведения |
+ |
|||
Конференции, симпозиумы, семинары |
+ |
|||
Описания изобретений,
изд. ГУ «Национальный центр |
+ |
|||
Выставки, ярмарки, др. рекламные мероприятия |
+ |
|||
Научно-техническая литература |
+ |
Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений и конкретных мер по их реализации. Нововведения можно разделить на два основных класса: организационные и технические. К организационным можно отнести изменение системы общественного устройства. Они имеют также важное значение для успеха предприятия и окупаются быстрее технических. Это нововведение в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения и другие. Обычно под техническими нововведениями подразумевается новая продукция, новая технология или новая услуга 18.
Таким образом, на предприятии ОАО «Рязанский опытный электромеханический завод» периодически следует проводить аттестацию продуктов, услуг, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Осуществление процесса разработки и организации производства новой продукции, либо услуги предусматривает следующие этапы: поиск идеи новой услуги; разработка идеи и проектирование новой услуги; организация производства и предоставление новой услуги; наблюдение за поведением услуги на рынке и при необходимости проведение соответствующих корректив. Эти этапы относятся к внутренним источникам, они возникают в пределах предприятия или отрасли 19.
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
3.1 Мероприятия по повышению эффек
Для повышения эффективности инновационного менеджмента предприятия ОАО «Рязанский опытный электромеханический завод» необходимо осуществлять ряд мероприятий на базе совокупности научно обоснованных положений. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать методологическую базу для достижения максимального эффекта активизации инновационного менеджмента. Одним из главных составляющих методологических положений активизации инновационного менеджмента являются принципы. Под принципом понимается одно из основных требований к процессу активизации инновационного менеджмента, выполнение которого обеспечивает его эффективность 20.
На основе проведенного
анализа предложен ряд
1. Для повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности предприятия в целом - признание приоритетности инновационных факторов. Отсутствие навыков инновационного менеджмента и финансирование является сегодня наиболее слабым звеном. Остается главной проблемой разорванность связей между основными участниками инновационного процесса, информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация, как к финансированию и разработке инноваций. Анализ проблем, связанных с внедрением инновационных процессов в промышленности, ускорением интеграции производства и науки, показывает, что многие из них проистекают из-за отсутствия хорошо сформированной инфраструктуры поддержки горизонтальных связей между промышленными предприятиями, финансовыми и научными организациями.
2. Правовая защищенность инновационных идей. Результаты инновационной деятельности работников – это конкурентные преимущества предприятия и задача любого предприятия – их защищать. Возможность их эффективного использования без обеспечения надежной правовой защиты результатов инновационной деятельности ставится под угрозу.
3. Информационная взаимосвязь. Создаются интенсивные информационные потоки, удовлетворяющие потребности отдельных управленческих служб при осуществлении инновационной деятельности. Необходимо закладывать подход, обеспечивающий единую базу для всех подразделений данного предприятия и основанный на использовании интегрированной информационной системы в системе управления предприятием
4. Новаторское и активное участие каждого сотрудника в повышении конкурентоспособности продукции и эффективности инновационного менеджмента. Выполнение данного принципа предполагает использование различных методов морального и материального стимулирования: заранее устанавливая высокую зарплату и в результате получая соответствующее высокое качество; за высокие достижения в области повышения инновационной активности применяя награды и премии; учитывая реальный вклад каждого и индивидуальный потенциал в обеспечение и повышение требуемого качества продукции; по обеспечению и повышению высокой эффективности между отдельными подразделениями, работниками и предприятиями развивать состязательность в работе.
5. Заинтересованность всех субъектов инновационного менеджмента в результатах своего труда. Всё больший интерес приобретают стимулирующие инновационную деятельность, внутренние мотивы: обладать возможностями для творческого поиска, проявлять инициативу, желание реально ощущать результаты своей работы, чувствовать поддержку своей новаторской деятельности со стороны предприятия (в форме материально-финансового обеспечения инициируемых новаторами проектов и в форме социального признания их особой роли в организации).
3.2 Экономическая эффективность инновационного предложения
В качестве мероприятия для развития инновационного менеджмента предприятия предлагается использовать процесс проектирования, который представляет собой процесс создания описаний модернизируемого или нового технического процесса (объекта, изделия), достаточных в заданных условиях для реализации или изготовления этого процесса.
Данные мероприятия заключаются в разработке технологической и конструкторской документации в виде пояснительных записок, чертежей, программ для технологических автоматов, спецификаций. Процесс заключается в выполнении комплекса работ расчетного, исследовательского, конструкторского характера, имеющих целью преобразование в окончательные описания исходного. Исходное описание представляет собой техническое задание, отражающее основные требования и назначение к проектируемому объекту.
В качестве развития инновационного менеджмента промышленного предприятия ОАО «Рязанский опытный электромеханический завод» целесообразно использовать для проектирования программу Altium Designer. Она функциональная и для нее требуются мало ресурсов.
Altium Designer - система сквозного автоматизированного проектирования, принцип которого заключается в передаче в единой проектной среде результатов одного этапа проектирования на следующий этап. При этом во всех частях проекта отображаются изменения, вносимые на любом этапе. Такой принцип позволяет разработчику отслеживать изменения и синхронизировать их, контролировать целостность проекта.
Правила проектирования - инструмент управления при прокладке сложных конструкций и важная система защиты. Они обеспечивают технологичность и последовательность проекта. Сохранить деньги на этапе производственных затрат позволит предотвращение ошибок во время проектирования. Правила проектирования в Altium Designer не только обширны, но также гибки и точны.
Экономический эффект от внедрения программы может быть достигнут за счет снижения трудоемкости подготовки данных, уменьшение расходов машинного времени, анализа результатов, обработки информации.
Общие капитальные вложения (Ко) предприятия, связанные с приобретением, внедрением и использованием данного программного обеспечения рассчитываются по формуле:
где Кпр - затраты на приобретение лицензии Altium Designer;
Кос - затраты на обучения персонала;
Кр - затраты на сопровождение системы Altium Designer.
Ко = 28405+88·90+28405·20%=42006 тыс. руб.
В процессе использования нового проекта прибыль в конечном итоге возмещает капитальные затраты. Однако, полученные при этом суммы затрат (капитальных вложений) и результатов (прибыли) по годам приводят к единому времени - расчетному году (за расчетный год принят 2012 г) путем умножения результатов и затрат за каждый год на коэффициент приведения (at), который рассчитывается по формуле:
где Ен - норматив приведения разновременных затрат и результатов;
tp - расчетный год, tp = 1;