Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 17:17, курсовая работа
Целью работы является обобщение теоретических, анализ практических и разработка научно-методических положений и предложений относительно усовершенствования механизма управления инновационной деятельности на промышленном предприятии.
В связи с поставленной целью в работе предлагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы инновационной деятельности промышленного предприятия; рассмотреть принципы деятельности инновационного менеджмента на предприятии; рассмотреть системы эффективности управления инновационной деятельностью предприятия;
2. Провести анализ состояния инновационной деятельности исследуемого предприятия, а именно анализ объема инновационной продукции по уровню новизны и срокам использования;
3. Разработать методы увеличения эффективности инновационной деятельности исследуемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..….5
1.1 Основные принципы деятельности инновационного менеджмента..…5
1.2 Системы эффективности управления инновационным менеджментом предприятия…………………………………………………………………....…8
1.3 Методика оценки инновационного менеджмента предприятия…..…11
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»..20
2.1 Характеристика деятельности предприятия...........................................20
2.2 Анализ объема инновационной продукции по уровню новизны и срокам использования…………………………………………………………...23
2.3 Анализ информационного обеспечения инноваций и их роль в развитии ОАО «Рязанского опытного электромеханического завода»……...27
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОАО «РЯЗАНСКИЙ ОПЫТНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»………31
3.1 Мероприятия по повышению эффективности инновационного менеджмента предприятия…..………………………………………………….31
3.2 Экономическая эффективность инновационного предложения……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................41
1.3 Методика оценки инновационного менеджмента предприятия
Для определения оптимальной инновационной стратегии менеджмента промышленного предприятия наряду с факторами внешней среды необходимо дать оценку ресурсному потенциалу: его качественной и количественной составляющей.
Существует ряд методик
- инновационная восприимчивость;
- обеспеченность
- инновационная компетентность;
- качество общения и организации .
Оценить уровень инновационного менеджмента можно по формуле:
где К0 – общий уровень инновационной активности на предприятии;
К1- К4 – оценка каждого из параметров по 10-тибальной шкале.
Можно применять следующую формулу 10:
где А1 – качество инновационной стратегии конкуренции;
А2 – уровень мобилизации инновационного потенциала;
А3 – размер привлеченных капиталовложений;
А4 – качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
А5 – обоснованность реализуемого ровня инновационной активности;
А6 – соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации;
А7 – скорость действий при проведении стратегических инновационных изменений.
Качество инновационного менеджмента в разрезе стратегии конкуренции и скорость действий при проведении стратегических инновационных изменений являются результативными показателями инновационной активности, остальные – качественными и количественными ресурсными показателями 11.
Данная методика позволяет проводить оценку каждой характеристики инновационного менеджмента на предприятии.
Таким образом, каждый показатель инновационной активности aij может получать значение в интервале [0;1]. При этом значение показателя равное «1» означает, что компания является лидером в отношении данной характеристики, в то время как значение близкое к нулю – отсутствие инновационной активности по данному направлению.
Общий уровень количественной составляющей инновационного менеджмента определяется по следующей формуле 12:
где ki – удельный коэффициент i-го компонента количественной составляющей ресурсного блока;
kj – удельный коэффициент j-й характеристики соответствующего компонента.
Таблица 1.1– Количественная составляющая методики 13
№ |
Характеристика |
Формула | |
1. Обеспеченность финансированием | |||
1.1 |
Затраты на НИОКР |
| |
1.2 |
Затраты повышение квалификации сотрудников |
| |
1.3 |
Затраты на покупку современного оборудования |
| |
1.4 |
Затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау |
| |
1.5 |
Затраты на приобретение инновационных фирм |
| |
2. Обеспеченность человеческим ресурсом | |||
2.1 |
Количество человеко-часов, затраченных на инновационную деятельность организации |
|
Вес в общем уровне количественной составляющей каждого компонента характеристики инновационного менеджмента и значение его удельного коэффициента устанавливается экспертным путем. В интервале [0;1] находится значение каждого коэффициента. При этом соблюдается тождества 14:
Таблица 1.2- Качественная составляющая ресурсного блока методики
№ |
Наименование характеристики |
Значение |
1. Инновационная восприимчивость | ||
1.1 |
К информации о новшествах |
|
1.2 |
К лучшим практикам |
|
1.3 |
К новшествам |
|
1.4 |
Уровень мотивации сотрудников |
|
2. Обеспеченность технико-технологическими и информационными ресурсами | ||
2.1 |
Технологическая и методическая оснащенность сотрудников организации |
|
2.2 |
Обеспеченность сотрудников |
|
2.3 |
Техническая оснащенность организации |
|
3. Качество организационных процессов и общения сотрудников | ||
3.1 |
Уровень информационно-коммуникационных технологий |
|
3.2 |
Оптимальность организационной структуры |
|
3.3 |
Эффективность инновационного процесса |
|
Таким образом, в интервале [0;1] находится значение общего уровня количественной составляющей ресурсной компоненты инновационного менеджмента.
Таблица 1.3- Результатный блок методики15
№ |
Наименование характеристики |
Значение |
1 |
2 |
3 |
1. Инновационная компетентность | ||
1.1 |
Своевременность поставляемых инновационных продуктов |
|
1.2 |
Качество поставляемых инновационных продуктов |
|
1.3 |
Уровень компетентности сотрудников организации |
|
2. Динамика инновационного процесса | ||
2.1 |
Показатель инновационности TAT (время с момента создания спроса на продукт до его коммерциализации) |
|
2.2 |
Длительность процесса разработки нового продукта |
|
2.3 |
Длительность процесса производства нового продукта |
|
2.4 |
Длительность |
|
3. Показатели обновляемости | ||
3.1 |
Количество проведенных
научно-исследовательских и |
|
3.2 |
Количество патентов, полученных на разработки предприятия |
|
3.3 |
Количество приобретенных (переданных) новшеств |
|
3.4 |
Количество внедрений
нововведений-продуктов и |
|
3.5 |
Объем продаваемых новых продуктов |
|
4. Экономический эффект |
Продолжение табл. 1.3
1 |
2 |
3 |
4.1 |
Рост выручки организации |
|
4.2 |
Снижение издержек организации |
|
4.3 |
Увеличение стоимости материальных и нематериальных активов организации |
|
5. Социальный эффект | ||
5.1 |
Улучшение условий и характера труда |
|
5.2 |
Улучшение социального обеспечения, предоставляемых услуг |
|
5.3 |
Улучшение психологического
климата и характера |
|
6. Экологический эффект | ||
6.1 |
Снижение нагрузки на окружающую среду |
|
6.2 |
Возможность нейтрализовать техногенный эффект |
|
7. Научно-технический эффект | ||
7.1 |
Уровень новизны полученных знаний |
|
7.2 |
Возможность использования полученных знаний за пределами организации |
|
8. Управленческий эффект | ||
8.1 |
Улучшение организационной структуры |
|
8.2 |
Улучшение стиля и
повышение эффективности |
|
Общий уровень качественной составляющей ресурсной компоненты инновационного менеджмента определяется по следующей формуле:
В интервале [0;1] принимает значения уровень качественной составляющей ресурсной компоненты инновационной активности.
Данная методика комплексной оценки инновационного менеджмента позволяет оценить эффекты, полученные организацией в результате инновационной деятельности, выявить динамику инновационного процесса : эффекты, полученные самой организацией (экологический, экономический, социальный, управленческий и научно-технический) и результаты, воспринимаемые клиентами организации (через инновационную компетентность компании).
Общий уровень результатной компоненты инновационного менеджмента определяется по следующей формуле:
Показатель принимает значения в интервале [0;1].
Статистический блок методики комплексной оценки инновационного менеджмента позволяет выявить степень, в которой предприятие может быть названо инновационным.
Таблица 1.4- Статистический блок методики
№ |
Наименование характеристики |
Значение |
1 |
Наличие завершенных инноваций |
|
2 |
Степень участия организации в разработке данных инноваций |
|
Общий уровень статистической компоненты инновационного менеджмента определяется по следующей формуле:
Таким образом, данная методика комплексной оценки инновационного менеджмента позволяет оценить эффекты, полученные организацией в результате инновационной деятельности, выявить динамику инновационного процесса: эффекты, полученные самой организацией (экологический, экономический, социальный, управленческий и научно-технический) и результаты, воспринимаемые клиентами организации (через инновационную компетентность компании).
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГ
2.1 Характеристика деятельности предприятия
Открытое акционерное общество ОАО "Рязанский опытный электромеханический завод" является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Предприятие расположено по адресу: г. Рязань, район Южный Промузел, 7.
Основные виды деятельности
- пульты дистанционного управления А27 для топливно-раздаточных колонок типа КЭД-40-0,5;
- шкафы электропитания гаражные типа ШЭ-2 для приема, распределения, учета электрической энергии и заряда аккумуляторных батарей напряжением 12В;