Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить инновационный менеджмент и его особенности; проанализировать деятельность предприятия и сформировать стратегию его развития на примере предприятия ООО «Альянс-Юг».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-рассмотреть понятия инноваций и инновационного процесса;
-изучить классификацию инноваций;
-выявить специфику инновационного менеджмента на современном предприятии;
-раскрыть понятие и особенности инновационной политики организации;
-ознакомиться с сущностью функций инновационного менеджмента на предприятии
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Инновационный процесс как объект менеджмента…………………..........5
1.1 Сущность инноваций ………………………………………………………..5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………………..7
1.3 Сущность и основные этапы инновационного процесса……..............…….9
Специфика инновационного менеджмента на современном предприятии…………………………………………………………………..12
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями…...12
Инновационная политика предприятия………………………………….18
Планирование как функция управления инновациями…………………20
Сущность функции организации управления инноваций на предприятии…………………………………………………………………22
Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновациях…………………………………………………………………...24
Управленческое обследование предприятия……………………………….27
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Альянс-Юг», основные экономические показатели деятельности предприятия…..………….………27
3.2 SWOT-анализ деятельности предприятия............…….…………………32
3.3. Основные положения стратегии развития ООО «Альянс-Юг»……….. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и управления в строительстве
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему: «Инновационный менеджмент»
Студентка группы БЭ-311
Специальность
Руководитель проекта
Курсовой проект защищен с оценкой
Принял
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Сущность инноваций ………………………………………………………..5
1.2 Классификация инноваций…………………
1.3 Сущность и основные этапы инновационного процесса……..............…….9
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Альянс-Юг», основные экономические показатели деятельности предприятия…..………….………27
3.2 SWOT-анализ деятельности предприятия............…….…………
3.3. Основные положения
стратегии развития ООО «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..40
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими. Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. Поэтому изучение деятельности организации, выявление ее сильных и слабых сторон, поиск путей рационального управления организацией – основная задача менеджмента.
Инновационный менеджмент –
одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне руководства компании. Его
целью является определение основных
направлений научно-
Цель данной курсовой работы: изучить инновационный менеджмент и его особенности; проанализировать деятельность предприятия и сформировать стратегию его развития на примере предприятия ООО «Альянс-Юг».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-рассмотреть понятия
инноваций и инновационного
-изучить классификацию инноваций;
-выявить специфику
-раскрыть понятие и
особенности инновационной
-ознакомиться с сущностью функций инновационного менеджмента на предприятии
-изучить деятельность предприятия ООО «Альянс-Юг»
-ознакомиться с сильными
и слабыми сторонами
-выявить перспективы
эффективного развития
При написании данной курсовой работы использовались материалы периодической печати, а также теоретическая и методическая литература.
1.Инновационный процесс как объект менеджмента.
1.1.Понятие инноваций и инновационного процесса.
Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное, в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация» по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности. Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
В инновационном менеджменте можно выделить два направления:
Первое – инновация
в своем развитии (жизненном цикле)
меняет формы, продвигаясь от идеи до
внедрения. Протекание инновационного,
как и любого другого процесса,
обусловлено сложным
Второе – также весьма
актуальное для России движение от
инновации к
Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» рассматривал инновации как экономическое воздействие технического изменения. Он пытался найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства. «Производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию».
Мощный толчок началу серьезных исследований по инновациям и их роли в экономическом развитии дали работы Н. Кондратьева. Рассмотренные им большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаки инновации. Идеи Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского экономиста Й. Шумпетера, который, собственно, и стал родоначальником инноваций. В вышедшей в 1939 г. работе «Экономические циклы» и других трудах Й. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Он рассматривал нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. При этом Й. Шумпетер подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе. Он считал, что предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением.
Инновация имеет четкую ориентацию
на конечный результат прикладного
характера. Она всегда должна рассматриваться
как сложный процесс, который
обеспечивает определенный технический,
социально-экономический
-состояние внешней среды и
экономическая ситуация, тип рынка, характер
конкурентной борьбы, практика государственно-
-состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (политическая наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые в технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.)
-специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес. [2, С. 49]
В последние годы многие
крупные фирмы и организации
с развитой рыночной экономикой были
вынуждены искать пути и возможности
поощрения нового поколения изобретателей
и новаторов –
1.2.Классификация инноваций.
Особенности инновационных процессов, которые должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их
классификация по ряду основополагающих признаков.
-Продуктовые (ориентированные на производство и использование новых продуктов);
-Технологические (нацеленные на создание и применение новой технологии);
-Социальные (связанные с улучшением условий труда, социального обеспечения коллектива);
-Рыночные (связанные с изменением методов планирования производственной деятельности);
- Комплексные;
3. По стимулу появления (источнику): нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностям производства и рынка;
4. По роли в воспроизводственном процессе: потребительские и инвестиционные;
5. По масштабу (комплексности): сложные (синтетические) и простые;
6. По тому, для кого являются нововведением:
-для производителя и потребителя;
-для общества в целом;
-для рынка;
По характеру общественных целей различают инновации:
· Экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.)
· Экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.)
· Специальные (военные, здравоохранение, образование и др.) [3, С. 52]