Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить инновационный менеджмент и его особенности; проанализировать деятельность предприятия и сформировать стратегию его развития на примере предприятия ООО «Альянс-Юг».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-рассмотреть понятия инноваций и инновационного процесса;
-изучить классификацию инноваций;
-выявить специфику инновационного менеджмента на современном предприятии;
-раскрыть понятие и особенности инновационной политики организации;
-ознакомиться с сущностью функций инновационного менеджмента на предприятии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Инновационный процесс как объект менеджмента…………………..........5
1.1 Сущность инноваций ………………………………………………………..5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………………..7
1.3 Сущность и основные этапы инновационного процесса……..............…….9
Специфика инновационного менеджмента на современном предприятии…………………………………………………………………..12
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями…...12
Инновационная политика предприятия………………………………….18
Планирование как функция управления инновациями…………………20
Сущность функции организации управления инноваций на предприятии…………………………………………………………………22
Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновациях…………………………………………………………………...24
Управленческое обследование предприятия……………………………….27
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Альянс-Юг», основные экономические показатели деятельности предприятия…..………….………27
3.2 SWOT-анализ деятельности предприятия............…….…………………32
3.3. Основные положения стратегии развития ООО «Альянс-Юг»……….. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..40

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Menedzhment.docx

— 119.37 Кб (Скачать файл)

                                                                                 

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

                     высшего профессионального образования

      РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

               Кафедра экономики и управления в строительстве             

 

 

       КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

                                по дисциплине «Менеджмент»

                       на тему: «Инновационный менеджмент»

 

Студентка группы БЭ-311                                                    Ю.К. Муратова

Специальность

 

Руководитель проекта                                                            асс. Е.В. Никитенко

 

Курсовой проект защищен  с оценкой  

 

Принял                                                                                    асс. Е.В. Никитенко

 

                                          Г. Ростов-на-Дону

                                                       2012г.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. Инновационный процесс как объект менеджмента…………………..........5

1.1 Сущность инноваций ………………………………………………………..5

1.2 Классификация инноваций…………………………………………………..7

1.3 Сущность и основные этапы инновационного процесса……..............…….9

  1. Специфика инновационного менеджмента на современном предприятии…………………………………………………………………..12
    1. Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями…...12
    2. Инновационная политика предприятия………………………………….18
    3. Планирование как функция управления инновациями…………………20
    4. Сущность функции организации управления инноваций на предприятии…………………………………………………………………22
    5. Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновациях…………………………………………………………………...24
  2. Управленческое обследование предприятия……………………………….27

3.1 Краткая характеристика  предприятия ООО «Альянс-Юг», основные экономические показатели деятельности предприятия…..………….………27

3.2 SWOT-анализ деятельности предприятия............…….…………………32

3.3. Основные положения  стратегии развития ООО «Альянс-Юг»……….. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..40

 

 

 

                                        

                                             ВВЕДЕНИЕ.

 Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими. Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. Поэтому изучение деятельности организации, выявление ее сильных и слабых сторон, поиск путей рационального управления организацией – основная задача менеджмента.

Инновационный менеджмент –  одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Инновационный менеджмент имеет огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Цель данной курсовой работы: изучить инновационный менеджмент и его особенности; проанализировать деятельность предприятия и сформировать стратегию его развития на примере предприятия ООО «Альянс-Юг».

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

-рассмотреть понятия  инноваций и инновационного процесса;

-изучить классификацию  инноваций;

-выявить специфику инновационного  менеджмента на современном предприятии;

-раскрыть понятие и  особенности инновационной политики  организации;

-ознакомиться с сущностью функций инновационного менеджмента на предприятии

-изучить деятельность  предприятия ООО «Альянс-Юг»

-ознакомиться с сильными  и слабыми сторонами предприятия  ООО «Альянс-Юг»

-выявить перспективы  эффективного развития предприятия  ООО «Альянс-Юг»

При написании данной курсовой работы использовались материалы периодической  печати, а также теоретическая и методическая литература.

 

 

 

      1.Инновационный процесс как объект менеджмента.

      1.1.Понятие инноваций и инновационного процесса.

Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное, в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация» по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности. Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В инновационном менеджменте можно выделить два направления:

Первое – инновация  в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного, как и любого другого процесса, обусловлено сложным взаимодействием  многих факторов.

Второе – также весьма актуальное для России движение от инновации к предпринимательству. В некоторых публикациях данная теория получила название инноватики. Уже внутри самой инноватики появились  новые самостоятельные направления: формирование новшеств, сопротивление  нововведениям, диффузия (распространение  новшеств); адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; выработка инновационных решений и т.д. Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом. .[1, С. 11]

Й. Шумпетер в работе «Теория  экономического развития» рассматривал инновации как экономическое воздействие технического изменения. Он пытался найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства. «Производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию».

Мощный толчок началу серьезных  исследований по инновациям и их роли в экономическом развитии дали работы Н. Кондратьева.  Рассмотренные им большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаки инновации. Идеи Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского экономиста Й. Шумпетера, который, собственно, и стал родоначальником инноваций. В вышедшей в 1939 г. работе «Экономические циклы» и других трудах Й. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Он рассматривал нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. При этом Й. Шумпетер подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе. Он считал, что предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного  характера. Она всегда должна рассматриваться  как сложный процесс, который  обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. Применение в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

-состояние внешней среды и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования ит.д.)

-состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (политическая наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые в технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.)

-специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются  как процессы, пронизывающие всю  научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные  на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации  является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы  воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашел  инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок  и тем самым реализовал свой коммерческий интерес. [2, С. 49]

В последние годы многие крупные фирмы и организации  с развитой рыночной экономикой были вынуждены искать пути и возможности  поощрения нового поколения изобретателей  и новаторов – высокоэффективных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возможности для развития инициативы, разработки новой продукции, технологии освоения новых сфер деятельности с использованием внутренних ресурсов. Такое внутреннее предпринимательство в рамках крупных корпораций получило название интрапренерства.

  1.2.Классификация инноваций.

           Особенности инновационных процессов, которые должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их

классификация по ряду основополагающих признаков.

  1. По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.д.)
    1. Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.)
    2. Ординарные (новые технические решния)
  2. По характеру применения:

-Продуктовые (ориентированные на производство и использование новых продуктов);

-Технологические (нацеленные на создание и применение новой технологии);

-Социальные (связанные с улучшением условий труда, социального обеспечения коллектива);

-Рыночные (связанные с изменением методов планирования производственной деятельности);

- Комплексные;

3. По стимулу появления (источнику): нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностям производства и рынка;

4. По роли в воспроизводственном процессе: потребительские и инвестиционные;

5. По масштабу (комплексности): сложные (синтетические) и простые;

6. По тому, для кого  являются нововведением: 

-для производителя и  потребителя;

-для общества в целом;

-для рынка;

По характеру общественных целей различают инновации:

· Экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.)

·     Экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.)

·    Специальные (военные, здравоохранение, образование и др.) [3, С. 52]

    1. .Сущность и основные этапы инновационного процесса.

Информация о работе Инновационный менеджмент