Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 23:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить инновационный менеджмент и его особенности; проанализировать деятельность предприятия и сформировать стратегию его развития на примере предприятия ООО «Альянс-Юг».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
-рассмотреть понятия инноваций и инновационного процесса;
-изучить классификацию инноваций;
-выявить специфику инновационного менеджмента на современном предприятии;
-раскрыть понятие и особенности инновационной политики организации;
-ознакомиться с сущностью функций инновационного менеджмента на предприятии
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Инновационный процесс как объект менеджмента…………………..........5
1.1 Сущность инноваций ………………………………………………………..5
1.2 Классификация инноваций…………………………………………………..7
1.3 Сущность и основные этапы инновационного процесса……..............…….9
Специфика инновационного менеджмента на современном предприятии…………………………………………………………………..12
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями…...12
Инновационная политика предприятия………………………………….18
Планирование как функция управления инновациями…………………20
Сущность функции организации управления инноваций на предприятии…………………………………………………………………22
Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновациях…………………………………………………………………...24
Управленческое обследование предприятия……………………………….27
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Альянс-Юг», основные экономические показатели деятельности предприятия…..………….………27
3.2 SWOT-анализ деятельности предприятия............…….…………………32
3.3. Основные положения стратегии развития ООО «Альянс-Юг»……….. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..40
-создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам;
-определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству;
-нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка;
-реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры;
-увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка.
Механизм разработки инновационной политики включают в себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:
-исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития;
-исследование рынков необходимых ресурсов;
-планирование и организация инновационной деятельности;
-кадровое обеспечение инновационной деятельности;
-комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных с ними рисков.
Основная цель планирования инновационной политики - объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды. Поэтому при планировании инновационной политики используют как общие подходы к планированию, так и специфичные для инновационной деятельности принципы:
-целеполагания, когда определяют не только главную цель, но и набор подцелей, а принимаемые решения оценивают с точки зрения их оптимального сочетания;
-системности, при котором инновационный процесс рассматривают как сложную динамическую систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы. Это дает возможность описывать инновационный процесс с помощью динамических экономико-математических моделей;
-неопределенности, учитывающие систематические и случайные факторы, которые воздействуют на процесс, причем игнорирование случайных факторов снижает достоверность анализа;
-адаптивности, предполагающей возможность предприятия воспринять то или иное нововведение;
-прочности, предполагающий учет не только повышенных норм потребления различных ресурсов в процессе инновационной деятельности, но и создание страхового запаса участвующих в процессе ресурсов на случай возникновения непредвиденной ситуации. [10, С. 25]
2.3.Планирование как функция управления инновациями
Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках. Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается: детализация целей ИП и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей; установление состава реализуемых проектов; распределение заданий по участникам инновационных проектов; определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени. Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях связаны с расширением масштабов и усложнением инновационных проектов; многовариантностью и вероятностным характером инновационных процессов; развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере; расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты инновационной деятельности. Все перечисленное объективно требует проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Этот вывод относится в равной степени как к малым ИП, для которых успешная реализация запланированных проектов служит гарантией их жизнеспособности, так и к крупным ИП, для которых инновационные проекты выступают важным фактором стратегического успеха. В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:
- структуризацию целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей;
- формирование программ
мероприятий, научных,
- временною и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;
- оценку материальных, трудовых
и финансовых ресурсов, необходимых
для реализации принятых
- регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам. Структура и методы планирования инноваций должны учитывать такие специфические черты этой сферы деятельности, как вероятностный характер содержания и результатов инноваций, масштабность последствий их реализации в народном хозяйстве, перспективность и долговременный характер последствий инноваций, длительный цикл работ, большое число участников и высокая сложность работ. Многообразие задач планирования в инновационном менеджменте предопределяет необходимость формирования в организациях целостных систем планирования, объединяющих различные виды планов в единый комплекс. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. Реализация плановых заданий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, организации их согласованной деятельности. [11, С. 30]
2.4.Сущность функции организации управления инноваций на предприятии.
Сущность функции организации заключается в обеспечении выполнения плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития ИП. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию и пр. Выполнение перечисленных задач осуществляется путем создания организационной структуры ИП, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования. Организация инноваций составляет одну из важнейших функций инновационного менеджмента, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей всех уровней. Организация в инновационном менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и в пространстве всех элементов инновационного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. В этом качестве организация инноваций выступает средством исполнения плановых заданий и определяет условия, в которых они будут осуществляться. Это положение является очень важным, так как оно требует гибкой организации и динамичного изменения ее в зависимости от содержания тематики работ. Современные теория и практика инновационного менеджмента обладают большим разнообразием форм и видов организации инноваций. При организации инновационной деятельности, как правило, сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем как производная от нее строится структура управления инновациями. Организационные структуры ИП отличаются значительным разнообразием. Выбор конкретной организационной формы ИП зависит от таких объективных факторов:
- масштабы инновационной деятельности;
- широта инновационного профиля фирмы;
- специфика выпускаемой
продукции или оказываемых
- уровень кооперации и полнота инновационного цикла осуществляемых работ.
Организационная структура
инноваций является весьма динамичным,
гибко реагирующим на изменения
внешних и внутренних условий
элементом инновационного менеджмента.
Нередко в рамках одного ИП используется
несколько различных типов
2.5. Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновациях.
Контроль как предметная функция менеджмента завершает управленческий цикл в инновациях и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. Сущность контроля в инновационном менеджменте заключается в том, что он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях. [12, С. 45] В задачи контроля входят:
- сбор и систематизация
информации о состоянии
- оценка состояния и
полученных результатов
- анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;
- подготовка и реализация
решений, направленных на
В системном представлении
контроль выполняет функцию обратной
связи в процессе управления инновациями:
информационные потоки в нем направлены
от объекта к субъекту управления.
Наличие обратной связи выступает
обязательным условием завершенности
системы управления. Контроль в ней
формируется как целостная
Виды контроля инноваций
-Стратегический контроль составляет содержание деятельности высшего менеджмента на ИП и предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций. Он осуществляется как на стадии формирования стратегии, так и в ходе ее реализации. Стратегический контроль концентрируется на жизненно важных аспектах политики ИП: маркетинге, научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле.
-Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей степени среднего и низшего менеджмента на ИП. Он нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных процессов и имеет целью обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью ИП затраты.
-Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности ИП. Объектами контроля являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние ИП, а также отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность). Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой на ИП организационной структурой. Наряду с общим контролем по ИП он обязательно организуется по отдельным подразделениям или так называемым центрам ответственности и центрам прибыли. В международной практике финансовый контроль осуществляется в рамках целостной контроллинговой системы. [14, С. 50]