Инновационный процесс. Методы оценки эффективности инновационного проекта, инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт,
единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,
предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и
простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая,
таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях:
от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в
современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и
практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и
подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и
развитию научно-технического потенциала.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
Глава 2. Методы оценки эффективности инновационных проектов
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.Инновационный процесс (2).docx

— 53.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РФ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНИЧЕСКГО УНИВЕРСИТЕТА им. А.Н. ТУПОЛЕВА-КАИ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

 

 

 "  Инновационный менеджмент.   "

          

На тему: Инновационный процесс. Методы оценки эффективности инновационного проекта, инновационной деятельности.

 

                                                                            

                                                                      

                                                                   

 

                                                                                          Выполнил:

                                                                                          студент Харисова Р.Р.

                                                                                          группа 24286

                                                                                          № зачетной книжки__П268494_

                                                                                          Проверил: Серикова Н.В.

 

 

 

                                                          

 

 

Альметьевск  2014 г.

 

 

Введение

 

Глава 1. Сущность инновационного менеджмента

1.1. Основные понятия

1.2. Инновационный процесс

 

Глава 2. Методы оценки эффективности инновационных проектов

Вывод

Список литературы

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Научно-технический  прогресс,  признанный  во  всем  мире  в   качестве

важнейшего фактора экономического развития, все  чаще  и  в  западной,  и  в

отечественной литературе связывается  с  понятием  инновационного  процесса.

Это,  как  справедливо  отметил   американский   экономист   Джеймс   Брайт,

единственный в своем роде процесс, объединяющий науку,  технику,  экономику,

предпринимательство  и  управление.  Он  состоит  в  получении  новшества  и

простирается от зарождения идеи до ее  коммерческой  реализации,  охватывая,

таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует множество форм управления инновациями на  самых  разных  уровнях:

от  подразделений  корпораций  до  государства,  в   целом   призванного   в

современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как  и

практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах,  хотя  и

подчинена одной и той же цели:  стимулированию  инновационной  активности  и

развитию научно-технического потенциала.

Место  и  роль   инновационной   политики   в   структуре   государственного

регулирования экономики определяются  особенностями инновационного  процесса

как объекта управления. Он в  большей  степени,  чем  другие  элементы  НТП,

связан  с  товарно-денежными  отношениями,  последующими  все   стадии   его

реализации. Это обстоятельство вполне  убедительно  проявляется  в  условиях

регулируемой рыночной  экономики.  Основная  масса  инновационных  процессов

реализуется здесь частными компаниями разного уровня  и  масштаба,  и  такие

процессы выступают, понятно, не как самостоятельная  цель,  а  как  средство

лучшего   решения   производственных   и   коммерческих   задач    компании,

добивающейся  высокой  прибыльности.  В   этих   обстоятельствах   инновация

изначально нацелена  на  практический  коммерческий  результат.  Сама  идея,

дающая ей толчок, имеет  меркантильное  содержание:  это  уже  не  результат

"чистой науки", полученный  университетским  ученым  в  свободном,  ничем  не

ограниченном творческом поиске. В практической направленности  инновационной

идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.

 

    В мировой экономической  литературе  "инновация"  интерпретируется  как

превращение  потенциального  научно-технического   прогресса   в   реальный,

воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика  нововведений  в

нашей  стране  на   протяжении   многих   лет   разрабатывалась   в   рамках

экономических исследований НТП.

 

    В соответствии  с международными стандартами  инновация определяется  как

конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в  виде

нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке,  нового  или

усовершенствованного    технологического    процесса,    используемого     в

практической деятельности,  либо  в  новом  подходе  к  социальным  услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом,  так  и  в  статическом

аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный  результат

научно-производственного цикла (НПЦ).

      Разработка, внедрение в производство новой  продукции  имеют  для  фирм

важное значение как средство повышения  конкурентоспособности  и  устранения

зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов  производимой  продукции.

В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми  темпами.

 

      Инновационный  менеджмент  -  одно  из   направлений   стратегического

управления, осуществляемого  на  высшем  уровне  руководства  компании.  Его

целью  является  определение  основных  направлений   научно-технической   и

производственной деятельности  фирмы  в  следующих  областях:  разработка  и

внедрение  новой  продукции  (инновационная  деятельность);  модернизация  и

совершенствование выпускаемой продукции;  дальнейшее  развитие  производства

традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность инновационного менеджмента

 

 1.1. Основные понятия

  Инновационный  менеджмент  сравнительно  новое  понятие  для   научной

общественности и  предпринимательских  кругов  России.  Именно  в  настоящее

время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним  формам  и  методам

управления  экономикой  приходят  другие.  В  этих  условиях   инновационной

деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации,  все  субъекты

хозяйствования от государственного уровня  управления  до  вновь  созданного

общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

      Термин "инновация" стал активно использоваться  в переходной  экономике

России как самостоятельно, так и для обозначения ряда  родственных  понятий:

"инновационная  деятельность",   "инновационный   процесс",   "инновационное

решение"  и  т.  п.  В  литературе  насчитывается   множество   определений.

Например,  по  признаку  содержания  или   внутренней   структуры   выделяют

инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные  и  локальные);

параметры жизненного цикла (выделение и анализ  всех  стадий  и  подстадий),

закономерности процесса внедрения и т. п.

      В  специальной  литературе  и  официальных   документах   чаще   всего

использовались понятия управление научно-техническим  прогрессом,  внедрение

достижений науки и техники в производство и тому  подобное,  что  характерно

для   централизованно   управляемой   экономики.   В    рыночных    условиях

хозяйствования, где коммерческие  организации  имеют  полную  юридическую  и

экономическую самостоятельность, ни о каком  внедрении  чего-либо  не  может

быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в  содержании

отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

      Принято  считать, что понятие “нововведение”  является русским вариантом

английского слова innovatoin.  Буквальный  перевод  с  английского  означает

“введение новаций” или в нашем понимании этого  слова  “введение  новшеств”.

Под  новшеством  понимается  новый  порядок,  новый  обычай,  новый   метод,

изобретение,  новое  явление.  Русское   словосочетание   “нововведение”   в

буквальном  смысле  “введение   нового”   означает   процесс   использования

новшества.

      Таким  образом,  с  момента  принятия  к   распространению   новшества

приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).  Процесс

введения новшества на рынок  принято  называть  процессом  коммерциализации.

Период времени между появлением новшества и воплощением его  в  нововведение

(инновацию) называется инновационным  лагом.

      В повседневной  практике, как правило, отождествляют  понятие новшество,

новация, нововведение, инновация, что вполне  объяснимо.   Новшеством  может

быть новый порядок, новый метод,  изобретение.  Нововведение  означает,  что

новшество используется.  С  момента  принятия  к  распространению  новшество

приобретает новое качество и становится инновацией.

      Любые изобретения, новые явления, виды услуг или  методы  только  тогда

получают общественное  признание,  когда  будут  приняты  к  распространению

(коммерциализации), и уже  в новом качестве они  выступают  как  нововведения

(инновации).

 

 1.2. Инновационный процесс

 

      Общеизвестно, что переход от одного качества  к другому требует  затрат

ресурсов (энергии, времени, финансов  и  тому  подобное).  Процесс  перевода

новшества  (новации)  в  нововведение  (инновации)  также   требует   затрат

различных ресурсов, основными из которых  являются  инвестиции  и  время.  В

условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи  товаров,

в  рамках  которой  формируются  спрос,  предложение   и   цена,   основными

компонентами инновационной деятельности выступают  новшества,  инвестиции  и

нововведения.  Новшества  формируют  рынок  новшеств  (новаций),  инвестиции

рынок  капитала  (инвестиций),   нововведения   (инновации)   рынок   чистой

конкуренции нововведений. Эти  три  основных  компонента  и  образуют  сферу

инновационной деятельности .

   Под инновациями в широком смысле понимается  прибыльное  использование

новшеств в виде новых технологий, видов продукции и  услуг,  организационно-

технических    и    социально-экономических    решений    производственного,

финансового, коммерческого, административного или  иного  характера.  Период

времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества  и  до  его

использования  принято  называть  жизненным  циклом  инновации.   С   учетом

последовательности    проведения    работ    жизненный    цикл     инновации

рассматривается как инновационный процесс.

      Термины  "инновация"  и  "инновационный   процесс"   близки,   но   не

однозначны.  Инновационный  процесс  связан   с   созданием,   освоением   и

распространением инноваций. Создатели инновации  (новаторы)  руководствуются

такими   критериями,   как   жизненный   цикл   изделия   и    экономическая

эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы  превзойти  конкурентов,

создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной  области.

Научно-технические разработки и  нововведения  выступают  как  промежуточный

результат научно-производственного цикла и по мере практического  применения

превращаются в научно-технические инновации —  конечный  результат.  Научно-

технические разработки и изобретения являются приложением  нового  знания  с

целью его практического применения, а научно-технические инновации  (НТИ)  —

это материализация новых идей и  знаний,  открытий,  изобретений  и  научно-

технических разработок в  процессе  производства  с  целью  их  коммерческой

реализации   для   удовлетворения   определенных   запросов    потребителей.

Непременными свойствами  инновации  являются  научно-техническая  новизна  и

производственная применимость.

      Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:

   - обладать новизной;

   - удовлетворять рыночному  спросу;

   - приносить прибыль  производителю.

      Распространение  нововведений, как и их  создание,  является  составной

частью инновационного процесса.

      Различают  три  логические  формы  инновационного  процесса:   простой

внутриорганизационный (натуральный), простой  межорганизационный  (товарный)

и   расширенный.   Простой   внутриорганизационный   инновационный   процесс

Информация о работе Инновационный процесс. Методы оценки эффективности инновационного проекта, инновационной деятельности