Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:01, контрольная работа
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт,
единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,
предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и
простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая,
таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях:
от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в
современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и
практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и
подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и
развитию научно-технического потенциала.
Введение
Глава 1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
Глава 2. Методы оценки эффективности инновационных проектов
Вывод
Список литературы
В интегральный показатель экономической эффективности инновационных проектов входят следующие частные показатели:
чистый приведенный доход, отражающий финансовый результат от реализации проекта;
индекс доходности проекта, показывающий, какая доля дохода приходится на единицу инвестиций;
среднегодовая прибыль, рассчитываемая как отношение чистого приведенного дохода ко всей продолжительности эксплуатации проекта;
внутренняя норма доходности, определяемая как норма годовой доходности;
среднегодовая рентабельность проекта, рассчитываемая как отношение среднегодовой прибыли к объему суммарных инвестиций;
* период окупаемости проекта.
Значения частных показателей экономической эффективности сводятся в единую таблицу -- матрицу показателей, пользуясь которой анализируется коэффициент окупаемости, показывающий, какая доля инвестиционного капитала окупается за 1 год. Частные показатели экономической эффективности имеют разные физическую природу и размерность, поэтому для обеспечения возможности их комбинирования необходимо выполнить нормировку для перехода к безразмерному виду по формуле (4)
(4)
где Z" -- значение г-го показателя после нормировки;
xi -- значение г-го показателя до нормировки;
Ximin
-- минимальное значение г-го
Ximax -- максимальное значение г-го показателя.
Диапазоном вариаций нормированных показателей будет интервал [0...1]. Предлагается несколько вариантов интегральных показателей экономической эффективности, расчет которых можно производить с помощью прикладных статистических программных пакетов.
Наиболее простой из интегральных показателей рассчитывается как корень квадратный из суммы квадратов частных показателей. Диапазон вариации такого обобщенного интегрального показателя составляет [0...2,45]. Чем эффективнее проект, тем ближе значение показателя к числу 2,45 и, соответственно, чем он менее эффективен, тем ближе это значение к нулю.
Несколько большей сложностью в выполнении расчетных операций при определении интегрального показателя эффективности инновационных проектов обладает метод, основанный на применении дискриминантного анализа. При этом интегральный показатель представляется в виде линейной комбинации частных показателей со своими коэффициентами. Величина этих коэффициентов подбирается таким образом, чтобы интегральный показатель максимально отличался для разных проектов, поэтому необходимо максимизировать дисперсионные соотношения Фишера.
Еще большую техническую сложность в реализации имеет главный компонент, отличительной положительной особенностью которого является исключение дублирующих показателей и учет взаимных корреляционных связей между анализируемыми частными показателями. Устранение мультиколлинеарных связей между показателями и выделение скрытых аргумент-факторов позволяет дать оценку вклада в общий интегральный показатель экономической эффективности всех составляющих его компонент.[3]
Рыночные условия хозяйствования допускают возможность использования различных способов инвестиционной деятельности. Условие привлечения и структура задействованного в инвестировании капитала существенно определяют эффективность инновационных проектов и целесообразность их реализации. Для обоснования стоимости инвестированного в инновации капитала в литературе предлагается такой универсальный показатель, как модифицированная внутренняя норма прибыльности, представляющая собой ставку прибыли, при которой дисконтируемая стоимость инвестиционных затрат по проекту равняется конечной стоимости поступлений от его реализации (5):
(5)
где ДРi -- денежные расходы по проекту в момент времени t;
ДПi -- денежные прибыли по проекту в момент времени t;
МВНП -- модифицированная внутренняя норма прибыли;
к -- ставка реинвестирования капитала, высвобождающаяся при реализации проекта;
Т -- плановый горизонт расчета.
Этому интегральному показателю не свойственен такой недостаток как мультипликация, и допускается, что денежные поступления, высвобождающиеся при реализации проекта, реинвестируются по ставке, равняющейся стоимости капитала. Несколько расплывчато в данной формуле выглядит оценка величины планового горизонта (Т). Это может быть либо срок службы инновации, либо несколько меньшая величина. Естественно, что при этом объективность оценки снижается.
В качестве планового горизонта реализации инновационного проекта можно использовать максимальную величину периода окупаемости, так как ее можно определять как уровень прибыльности, при котором сумма расходов по проекту покрывается поступлениями от его реализации (6):
(6)
Использование этой формулы позволяет определить максимально допустимую в сформировавшихся условиях хозяйствования стоимость капитала, при которой обеспечивается возврат инвестиций за время Tofcmax. Методологически результаты расчета сводятся к следующему:
если величина реальной стоимости капитала, мобилизованного на выполнение проекта, меньше или равна модифицированной внутренней норме прибыли, то реализация инновационного проекта в существующих условиях финансирования целесообразна;
если величина реальной стоимости мобилизованного капитала больше модифицированной внутренней нормы прибыли, то условия финансирования не обеспечивают возврат инвестированных в проект денежных средств за максимальный период окупаемости, поэтому реализация такого проекта нецелесообразна.
Принимая во внимание тяжелое финансовое положение большинства отечественных предприятий, а также большую капиталоемкость инновационных проектов, в состав мобилизованного капитала, кроме собственного капитала как необходимого элемента, должен входить и заемный капитал. Ввиду того, что выплата процентов за использование заемного капитала включается в расходы производства, средневзвешенная стоимость мобилизованного для инвестирования капитала после уплаты налогов может быть рассчитана по формуле (7)
CBC = dcCc + (1-П))dC3, (7)
где dc и d3 -- доля собственного и заемного капитала в общем объеме инвестиций;
Сc и Сз -- стоимость собственного и заемного капитала;
П -- ставка налога на прибыль.
Следует отметить, что, если предприятие довольно однозначно может определиться с параметрами d,, d3 и Сс, то Сз, как правило, определяется путем договорного отношения между кредиторами и заемщиком. Интересы обеих сторон почти всегда расходятся. С точки зрения заемщика или предприятия это максимальное вовлечение средств по минимальной цене, с точки зрения кредитора или инвестора -- получение максимально возможной прибыли на свой капитал.[10]
Комплексная оценка различных сторон инновационного проекта должна учитывать целый спектр факторов, имеющих различные природу и содержание. В связи с этим вряд ли следует считать целесообразным попытки получения адекватной оценки инновационных проектов на основе использования единого показателя, хотя именно такой подход развивается целым рядом авторов по вопросам инновационной деятельности. Стремление свести оценку эффективности инновационного проекта к одному показателю приводит к тому, что авторы ограничиваются учетом только отдельных рассматриваемых факторов. Такая оценка носит односторонний характер и не дает полного представления о качестве анализируемого инновационного проекта. Поэтому для определения уровня инвестиционной привлекательности должна формироваться и использоваться целая система показателей, учитывающих влияние на нее различных факторов и отражающих разные ее аспекты.[9]
Инновационный проект чаще всего реализуется в одном или нескольких конкурентных регионах страны. Чтобы учесть и добавить к общегосударственному риску еще и региональный, необходимо к бездисковой ставке дисконтирования проекта в %, добавить соответствующий процент, характеризующий местный риск, региональный, районный и т. д. Следовательно, расчетная ставка дисконтирования (г) находится по формуле (8)
qn=rб+rp (8)
В свою очередь величина складывается из индивидуального риска или предпринимательского, не зависящего от места реализации проекта и риска, определяемого местом его осуществления гм, который прибавляется к коэффициенту дисконтирования проекта (9):
rp=rn+rm (9)
Следует отметить, что общегосударственный риск при такой форме его представления должен рассчитываться как наименьший среди всех регионов страны. В то же время в каждом из регионов величина местного риска не может быть меньше общегосударственного. В среднем по РФ общегосударственный риск составляет 30%. Однако в стране существуют регионы с самым неблагоприятным инвестиционным климатом и, если не произвести корректировку величин рисков, то можно получить неоднозначность в оценке инновационного проекта или же вообще противоположный результат.
После определения объема необходимых инвестиций формируется сумма всех инвестиционных затрат в виде плана-графика потока инвестиций, т. е. определяется общая сумма инвестиционных средств, которые должны быть получены на каждом этапе жизненного цикла проекта. Источники формирования инвестиционных ресурсов включают в себя средства государственного бюджета, средства иностранных инвесторов (прямое инвестирование, создание совместных предприятий, эмиссия ценных бумаг, кредиты), собственные ресурсы и внутрихозяйственные резервы, частные инвестиции граждан и юридических лиц, заемные финансовые средства (кредиты банков, облигационные займы, инвестиционный налоговый кредит, краткосрочные займы).
Для потребителей инновации имеется возможность реинвестирования с доходностью у получаемых ими дополнительных средств в объеме Э(., где t -- время, отсчитываемое с начала внедрения инновации, г -- ступень потребления; потребление инновации может быть многократным в виде цепной реакции, так как производимый в результате инновации промышленный продукт может оказаться исходным на другом предприятии.
Общий эффект потребления Э(Т) инновации за время Т может быть определен равенством (10)
(10)
где Эti -- эффект потребления t-й инновации на i-м предприятии; V -- объем потребления инновации i-м предприятием; у -- норма эффективности.
Наряду с общими проблемами производственного инвестирования существуют конкретные проблемы, с которыми сталкивается каждое предприятие. В результате реализации производственного инновационного проекта могут возникнуть негативные последствия не только экономического, но и социального характера. Данные проблемы необходимо учитывать, анализировать и управлять ими для достижения целей промышленного бизнеса и повышения его эффективности.[2]
Заключение
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение
конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического
переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую
добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении
предприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения
лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки
крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-
технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня
отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих
точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и
организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность
осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях,
управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и
планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого
инновационного процесса.
Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого бизнеса.
Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-1993 годах.
Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому способствовали
неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся
в этот период:
- высокие налоги;
- сложности с арендой помещений;
- дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на
существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не
решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться
предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой
активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся
ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки
российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.
Прежде всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей
научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия
здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего
(уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР
практически нулевая.
Далее необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат на
пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной
литературы. На этом этапе первоочередная задача - не допустить
технологического отставания, заложенного “пристальным” вниманием к науке
после 1991 г. Приоритетами являются импорт технологий, компьютеризация
науки (научных центров, вузов), реформа высшего образования в соответствии
с новыми потребностями. На этом этапе необходимо решить проблему “утечки
мозгов”. Определить специальности, по которым утечка высока. Именно по
соответствующим направлениям производства, науки должны вкладываться
наибольшие средства (для сохранения возможности реализации специалистов на
Родине). Учитывая, что при бесплатном образовании существует проблема
своего рода субсидирования “импортеров мозгов” (Россия вкладывает средства