Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:01, контрольная работа
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт,
единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,
предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и
простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая,
таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях:
от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в
современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и
практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и
подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и
развитию научно-технического потенциала.
Введение
Глава 1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
Глава 2. Методы оценки эффективности инновационных проектов
Вывод
Список литературы
предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же
организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной
формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество
выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса
означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции
его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании
новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-
пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию
потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного
инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта:
производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если
новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут
совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой
инновационный процесс
создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая
фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-
конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта,
организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется
полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой
реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется
между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и
потребителями.
Инновационный процесс имеет циклический характер.
Деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.
Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.
В общем виде инновационный процесс можно записать так:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП -М - Сб , где
ФИ - фундаментальное ( теоретическое) исследование;
Р - разработка;
Пр - проектирование;
С - строительство;
ОС - освоение;
ПП - промышленное производство;
М - маркетинг;
Сб - сбыт.
Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ-ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз ( ФИ - ПИ; Пр - С) и т.д.
Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности. Разумеется, и каждый отдельный элемент цикла ( ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П ) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент инновационного процесса . Вместе с тем необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ - Р - ПР и т.д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ- познание и развитие процесса (теории вопроса).
Иную целенаправленность имеют прикладные исследования ( ПИ). Это "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т.д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование ( Пр ), строительство ( С ), освоение ( ОС ) и промышленное производство (ПП). Фазы М и Сб связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.
Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Глава 2. Методы оценки эффективности инновационных проектов
В существующих методических разработках и рекомендациях по оценке инновационных проектов, созданию и изучению инвестиционной привлекательности отдельных предприятий, регионов и отраслей промышленности практически не рассматривается механизм их функционирования. Сегодня актуальными для таких структур являются вопросы стратегического и оперативного менеджмента, маркетинга, финансов, бухгалтерского учета и отчетности, внутреннего контроля и аудита.
Следует отметить, что несмотря на детальное рассмотрение различных аспектов инновационной деятельности, в специальных фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, ставших классическими, также как и в работах общего экономического характера, теоретические оценки и анализ инновационных проектов к настоящему времени пока не нашли должного отражения.
Прогнозирование и оценка результатов внедрения инноваций представляются наиболее слабым звеном инновационной деятельности на многих предприятиях. Технические инновации часто оцениваются на уровне здравого смысла, когда отсутствуют серьезные экономические расчеты эффекта инновационной деятельности. Менеджеры, описывая результаты технических и технологических инноваций, часто говорят о расширении ассортимента, о повышении качества продукции, но затрудняются объяснить, как это повлияет на доходы предприятия и его рентабельность. При оценке результатов конкретной инновации респонденты больше склоняются к описанию итогов деятельности предприятия.
Инновационный проект характеризуется сроками выполнения и уровнем материальных и финансовых затрат. Разница между результатами, полученными от реализации инновационного проекта и затратами на его осуществление представляет его экономический эффект или балансовую прибыль. В условиях негосударственной формы собственности балансовая прибыль не является ни собственностью государства, ни собственностью предпринимателя. Из нее свою долю в виде налогов получает государство, а оставшаяся часть принадлежит производителю, т. е. величина чистой прибыли равна разности между балансовой прибылью и налогами.
Показателем эффективности затрат считается рентабельность, т. е. отношение чистой прибыли к затратам на осуществление инновационного проекта. Отношение общей суммы затрат к среднегодовой чистой прибыли, полученной за весь срок использования инновационного проекта характеризует его срок окупаемости. Для потребителя экономически выгодно, чтобы срок был не более четырех-пяти лет.
При моделировании инновационных процессов предполагается, что максимум выпуска продукции должен соответствовать моменту времени, когда предлагаемый продукт захватит 75% потенциального рынка. Это позволяет установить диапазон жизненного цикла инновации и момент начала ее внедрения. Слишком ранний выход на рынок, который не готов к восприятию нового продукта, может обернуться значительными убытками. Промедление в запуске инноваций позволит сделать это конкурентам и монополизировать рынок.[5]
Существует много теоретических работ по обоснованию целесообразности инновационных проектов. Однако, как показывает опыт их внедрения, инновационный проект, признанный эффективным по критерию инвестора, может оказаться неэффективным в общем балансе экономических интересов, ресурсных возможностей и территориальных ограничений. Поэтому необходимо разрабатывать методологию согласования отдельных инновационных проектов с региональной социально-экономической сферой. Качество подготовки проектов с учетом критериев и требований международной экспертизы служит гарантией для инвесторов и снижает инвестиционный риск. Инновационные проекты оцениваются с учетом уровня чистого дохода и дополнительной чистой прибыли, обеспечиваемых инновациями. В долгосрочной перспективе оба эти понятия тождественны, однако на краткосрочном интервале между ними имеется различие. Когда приобретается новое оборудование и инвентарь или разрабатывается новая продукция, расход средств обычно превышает поступления.
Самый простой метод оценки капиталовложений основан на определении времени, необходимого для покрытия начальных инвестиций и размеров ежегодного вклада, рассчитываемого как разность между годовыми доходами и затратами. При этом период возврата рассчитывается как отношение величины начальных капиталовложений к ежегодному вкладу. Преимуществом метода является простота расчетов и возможность ранжирования проектов в зависимости от сроков окупаемости. Недостатки заключаются в том, что этот метод не учитывает отдачу от вложенного капитала, т. е. его прибыльность.
Более точным методом оценки инновационных проектов является метод, основанный на определении среднего уровня отдачи, учитывающий амортизацию и вложенный капитал. При этом прибыльность рассчитывается как отношение ежегодного вклада к амортизационным расходам, а средняя величина отдачи от вложенного капитала -- как отношение величины начальных капиталовложений к прогнозируемому значению годового дохода. Преимуществом этого метода является возможность достаточно точного сравнения альтернативных проектов, учет общего дохода и амортизации. Недостатки метода заключаются в игнорировании изменения уровня дохода и инвестиций в различные периоды и пренебрежении обстоятельством, что денежные доходы, полученные позже, не обладают той же стоимостью, что полученные ранее. Это в условиях инфляции очень важно.
Наиболее распространенным методом оценки инновационных проектов является метод дисконтирования средств, базирующийся на допущении, что деньги, получаемые или расходуемые в будущем, будут иметь меньшую ценность, чем в настоящее время. Формула расчета дисконтированной стоимости будущих поступлений (Р) имеет следующий вид (1):
(1)
I-величина отдачи от инвестиции
qn-процентная ставка
n-кол-во лет
1+qn-фактор дисконтированнои стоимости.
Вместе с тем большинство инновационных проектов включают в себя поток средств на различных уровнях организации и подготовки производства в различные периоды, что существенно ограничивает применимость расчетов дисконтированной стоимости, так как они дают отличающиеся друг от друга значения, убывающие в хронологической последовательности. Расширением этого метода являются расчеты чистой дисконтированной стоимости. Чистая дисконтированная стоимость представляет собой баланс общих дисконтированных стоимостей денежного потока сверх того, что создается при минимальном уровне дисконта, представляющем собой уровень отдачи, который должен быть достигнут от инвестиций. Когда приходится выбирать из различных вариантов проектов, предпочтение отдается тому, который предлагает наивысший уровень чистой дисконтированной стоимости.В бизнесе все будущие поступления связаны с риском, который возрастает в условиях инфляции. Дисконтированная стоимость в реальном выражении будущих денег также сокращается под воздействием инфляции, что может быть представлено формулой (2)
(2)
Здесь F -- уровень инфляции.
Методические подходы к учету рисков путем непосредственного их количественного отражения в показателях экономической оценки также основываются на определении и корректировке ставок дисконта. Инвестор требует большей доходности для рискованных проектов. В показателях экономической эффективности это учитывается увеличением ставки дисконта как премия за риск. Риск этот связан с возможностью частичного или полного невозвращения инвестированных средств. Так же и у производителя, реализующего инновационный проект, в связи с неопределенностью результатов осуществления не всегда может быть достигнута прибыль в запланированных объемах, что приведет к тому, что у него может не оказаться средств для возврата кредита и выплаты по нему текущих процентов.
Инфляция является одним из факторов, оказывающих определяющее воздействие на инвестиционный климат и экономическую эффективность инновационной деятельности, поэтому влияние инфляционных процессов обязательно должно учитываться при оценке эффективности инвестиций.
Имеются работы по определению экономической эффективности инвестиционных проектов в условиях неразвитого фондового рынка, основанные на исчислении чистого потока платежей. С финансовой точки зрения именно потоки текущих доходов и расходов, а также чистый поток платежей достаточно полно характеризуют инвестиционный проект.
В литературе предложено учет инфляции при определении экономической эффективности инвестиций в инновационные проекты производить по формуле (3)
(3)
где Р -- годовая норма прибыли от реализации проекта;
1с -- собственные финансовые средства субъекта хозяйственной деятельности;
Iз-- заемные средства;
у -- процент годовых от реинвестирования прибыли в финансовые инструменты;
п -- срок осуществления проекта; а -- годовая процентная ставка; h -- индекс инфляции;
(1 + h)n -- индекс покупательной способности денег.
Варианты расчета взаимодействия инвестора и субъекта, учитывающие параметры проекта и экономические условия его осуществления, еще более сложны и требуют большого количества априорных данных.
В качестве таких информативных параметров используются: объем инвестиций, продолжительность периода эксплуатации проекта, величина собственных финансовых ресурсов производителя, реализующего проект, требования к продолжительности его осуществления, средняя стоимость кредитных ресурсов, доходность реинвестирования, схемы организации и финансирования.
Следует отметить, что большое количество частных показателей экономической эффективности усложняет общую оценку инновационных проектов. Кроме того, сравниваемые варианты могут иметь сопоставимые характеристики в одних показателях и отличающиеся в других. Может быть также достигнуто преимущество в одних показателях и проигрыш в других. Например, один проект по сравнению с другим может иметь более высокий уровень показателя финансового результата, но более длительный период окупаемости. Для исключения неопределенности таких оценок предлагается вводить интегральный показатель экономической эффективности инвестиционных проектов, пригодный в принципе и для расчета результатов инновационной деятельности.