Интегрированная форма организации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 72.28 Кб (Скачать файл)

Целью интеграции является объединение  ресурсов (финансовых, производственных, сырьевых, интеллектуальных) коммерческих организаций для повышения эффективности  предпринимательской деятельности, конкурентоспособности участников объединения.

Такое определение, верно раскрывающее сущность интеграции, все же не позволяет  выявить достаточное количество признаков, которые можно было бы использовать для того, чтобы выделить из всех видов предусмотренных законодательством  объединений - интеграционные. Тем не менее, из этого определения можно  выявить следующие признаки: интеграция - это объединение и это объединение  двух и более субъектов.

Взаимодействие, совместная деятельность двух и более субъектов предусматривает  определение вещных и обязательственных  прав взаимодействующих сторон, что  порождает необходимость установления гражданско-правовых отношений. Поэтому  необходимо выделить следующие признаки: интеграция - это объединение на основе установления гражданско-правовых отношений; интеграция - это объединение  экономических субъектов, т.е. объединение  не только субъектов как лиц, но и  объединение хозяйственных, экономических  свойств, определенных признаков этих субъектов (имущество, интеллект, идеи и т.д.), того, что является составляющими  предпринимательской деятельности.

В соответствии с законодательством  субъектами экономической, т.е. хозяйственной, предпринимательской деятельности в Российской Федерации могут  быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также  российские и иностранные юридические  лица ГК РФ ст.2

В гражданских правоотношениях  граждане, иностранные граждане и  лица без гражданства выступают  как физические лица; коммерческие и некоммерческие организации - как  юридические лица. Предпринимательской  деятельностью могут заниматься лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя.

Из этого вытекает следующий  признак - участниками интеграционного  объединения могут быть физические и юридические лица.

Если рассматривать субъекты, которых  ГК РФ относит к юридическим лицам, с позиции экономической самостоятельности, то среди них можно выделить субъекты, которые имеют имущество в  собственности, т.е. находятся в отношении  хозяйственного (экономического) господства, и субъекты, у которых оно находится  в хозяйственном ведении или  оперативном управлении.

Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, является унитарным предприятием. В  форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество  государственного или муниципального унитарного предприятия находится  соответственно в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. ГК РФ ст. 113

Применительно к участникам объединения  следует иметь в виду, что объединяться может только то, что принадлежит  различным собственникам. То, что  принадлежит одному собственнику, может  разъединяться или соединяться  внутри этой собственности. Процесс  разъединения или соединения не представляет интереса для других, не затрагивает  имущественных прав и обязанностей другого субъекта.

Таким образом, предлагается считать  интеграцией процесс, который затрагивает  имущественные права двух и более  собственников, т.е. участниками интеграционного  процесса могут быть субъекты, которые  имеют имущество в собственности  или, как было выше сказано, «находятся в отношении хозяйственного (экономического) господства».

Под интеграцией необходимо понимать создание объединения с целью  углубления взаимодействия и развития связей, участниками которого являются не менее двух экономических субъектов (юридических или юридических  и физических лиц), которые имеют  имущество в собственности.

Из определения экономической  интеграции следует, что интеграционное объединение не может быть создано  из субъектов, имущество которых  принадлежит одному собственнику.

В экономической литературе рассматривают  в основном две формы объединения: слияние и поглощение. Под слиянием понимается, как правило, объединение  имущества и деятельности двух или  нескольких компаний с целью создания новой компании или поглощения одной  из этих компаний остальных. В случае создания новой компании остальные  прекращают существование и распускаются. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Просвещение. - С. 56 Поглощение рассматривается как форма слияния, предполагающая, что поглощающая фирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передавая при этом первой все имущество, обязательства, долги. Чаще всего поглощение происходит принудительно. Таким образом, основное различие этих понятий проходит по критерию добровольности или принудительности объединения.

При слиянии и присоединении  в образовании также участвуют  не менее двух юридических лиц, имущество  которых принадлежит разным собственникам. Но в результате слияния из двух юридических лиц образуется одно новое юридическое лицо, а при  присоединении присоединившийся субъект  теряет статус юридического лица.

Следовательно, в обоих случаях  отдельные участники нового образования  теряют статус юридического лица и  количество участников сокращается, переходит  в одно. Исходя из этого, такое образование  перестает быть «объединением двух и более лиц» и становится структурой одного лица (не объединением). Следовательно, к признакам интеграции следует  добавить дополнительно признаки: при  интеграции количество участников не сокращается; участники не изменяют (не теряют) юридический статус своего лица.

На основе проведенного анализа  можно сформировать признаки, по которым  из всех объединений можно выделить интеграционные, а из способов создания объединений - интеграционный.

К признакам интеграции следует  отнести:

1) целью создания интеграционного  объединения должна быть интеграция (объединение);

2) интеграция - это объединение  юридических лиц или юридических  и физических лиц (экономических  субъектов);

3) интеграция - это объединение  двух и более субъектов;

4) интеграция - это объединение  путем установления гражданско-правовых  отношений;

5) участниками интеграционного  процесса могут быть субъекты  собственники (т.е. субъекты, находящиеся  в отношении хозяйственного (экономического) господства) обособленного имущества;

6) при интеграции количество  участников не сокращается;

7) участники не изменяют юридический  статус своего лица.

Таким образом, под интеграцией  как объединением экономических  субъектов следует понимать объединение  путем установления гражданско-правовых отношений с целью углубления взаимодействия и развития связей, участниками которого являются не менее двух экономических субъектов (юридических или юридических и физических лиц), которые имеют имущество в собственности, причем в результате объединения количество участников не сокращается и их юридический статус не меняется.

Интеграционное объединение - структура, образованная путем установления гражданско-правовых отношений в целях получения  прибыли, координации деятельности по ее получению или в иных целях, состоящая из двух и более экономических  субъектов (имевших и сохранивших  статус юридических лиц), которые  имеют имущество в собственности, с установлением организационных  отношений между ними, определением управляющего органа (в качестве которого может выступать учрежденный  ими орган или один из участников) и наделением его правом оказывать  влияние на принятие решений в  силу преобладающего участия, на основе договора или в силу других оснований.

1.2. Вертикальная и горизонтальная  интеграция - сущность, значение, различия

Вертикальная интеграция - процесс  образования (создания) вертикально  интегрированных фирм - фирм, включающих более одной стадии производства конечной продукции (включающих помимо стадий производства еще и реализацию конечной продукции посредникам  или конечным потребителям).

Вертикальная интеграция (ВИ) может  иметь 2 направления:

1. Обратная вертикальная интеграция  направлена на рост фирмы за  счет приобретения, либо усиления  контроля над поставщиками, а  также за счет создания дочерних  структур, осуществляющих снабжение.  Реализация стратегии обратной  вертикальной интеграции может  дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости  от колебаний цен на комплектующие  и запасы поставщиков.

2. Вперед идущая вертикальная  интеграция выражается в росте  фирмы за счет приобретения, либо  усиления контроля над структурами,  находящимися между фирмой и  конечным потребителем, т.е. над  системами распределения и продажи.  Данный тип интеграции выгоден  в тех случаях, когда необходимо  расширение круга предоставляемых  посреднических услуг или когда  фирма не может найти посредников  с качественным уровнем работы. Марголит Г.Р. Механизм экономической  интеграции основного звена народного  хозяйства. - М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 56

Процессы ВИ на участке движения товаров от производителя к конечному  потребителю ведут к созданию вертикальных маркетинговых систем (ВМС).

ВМС состоит из производителя, одного или нескольких оптовых торговцев  и одного или несколько розничных  торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество.

Доминирующей силой в рамках ВМС может быть либо производитель, либо оптовик, либо розничный торговец. ВМС возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные  цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой  рыночной властью и исключают  дублирование усилий.

Существует 3 основных типов ВМС:

1. Корпоративные ВМС: последовательные  этапы производства и распределения  находятся в единичном владении.

2. Договорные ВМС: состоят из  независимых фирм, связанных договорными  отношениями и координирующих  программы своей деятельности  для совместного достижения большей  экономии и/или больших коммерческих  результатов, чем это можно  было бы сделать в одиночку.

1) Добровольные цепи розничных  торговцев под эгидой оптовиков.  Оптовики организуют добровольное  объединение независимых розничных  торговцев в цепи, которые должны  помочь им выстоять в конкурентной  борьбе с крупными распределительными  сетями. Оптовик разрабатывает программу,  предусматривающую стандартизацию  торговой практики независимых  розничных торговцев и обеспечение  экономичности закупок, что позволит  всей группе эффективно конкурировать  с сетями («Союз независимых бакалейщиков»).

Кооперативы розничных торговцев. Розничные торговцы могут взять  инициативу в свои руки и организовать новое самостоятельное хозяйственное  объединение, которое будет заниматься и оптовыми операциями, а возможно, и производством. Участники объединения  будут совершать свои основные операции через кооператив и совместно  планировать рекламную деятельность. Полученная прибыль распределяется между членами кооператива пропорционально объему совершенных ими закупок («Ассоциация бакалейщиков»).

Организации держателей привилегий. Член канала, именуемый владельцем привилегий, может объединить в свой руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. Можно выделить 3 формы привилегий:

- Система розничных держателей  привилегий под эгидой производителя.  Например, компания «Форд» выдает  лицензии на право торговли  своими автомобилями независимыми  дилерами, которые соглашаются придерживаться  определенных условий сбыта и  организации обслуживания.

- Система оптовиков-держателей  привилегий под эгидой производителя.  Например компания фирма «Кока-Кола»  выдает лицензии на право торговли  на разных рынках владельцам  разливочных заводов (оптовикам), которые закупают у нее концентрат  напитков, газируют его, разливают  по бутылкам и продают местным  розничным торговцам.

- Система розничных держателей  привилегий под эгидой фирмы  услуг. В этом случае фирма  услуг формирует комплексную  систему, целью которой является  доведение услуги до потребителей  наиболее эффективным способом.

3. Управляемая ВМС: координирует  деятельность ряда последовательных  этапов производства и распределения  не из-за общей принадлежности  одному владельцу, а благодаря  размерам и мощи одного из  ее участников. Так, корпорации  «General Electric», «Procter&Gamble» в состоянии  добиться необычайно тесного  сотрудничества с промежуточными  продавцами своих товаров в  деле организации экспозиций, выделения  торговых площадей, проведения мер  стимулирования и формирования  политики цен. Коростышевская  Е.М. Научно-производственная интеграция: Политико-экономическое исследование. - СПб.: Питер, 2005. - С. 91

Протяженность вертикальной интеграции определяется числом звеньев в производстве и сбыте конечной продукции, объединенных (находящихся в собственности) или  контролируемых одной фирмой.

Ширина вертикальной интеграции определяется числом фирм одного (каждого) звена  всей цепочки производства и сбыта  конечной продукции, объединенных (находящихся  в собственности) или контролируемых одной фирмой-инициатором интеграции.

Информация о работе Интегрированная форма организации производства