Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:38, реферат
В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.
7) в рамках данной формы
В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов:
1) Вертикальный концерн - концерн,
объединяющий компании разных
отраслей, связанные последовательностью
технологического процесса
2) Горизонтальный концерн - концерн,
объединяющий компании одной
отрасли, производящие одно и
то же изделие или
Деятельность концерна может распространяться
на одну подотрасль или отрасль экономики.
В него могут входить предприятия
одной или нескольких отраслей. Концерны
действуют в тех отраслях экономики,
где развито крупное и массовое
производство, применяются высокие
технологии, чаще всего это черная
и цветная металлургия и
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:
1) концерн подчинения - концерн,
организованный в виде
2) концерн координации - концерн,
состоящий из сестринских
Концерн подчинения создается, как
правило, для объединения производств
по технологической цепочке, а концерн
координации - в целях интеграции
таких видов деятельности как
проведение единой финансовой или научно-технической
политики, согласованного производственного
развития компаний, кадровой политики
и т.п. Концерн координации, включая
порой слабо связанные
Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.
Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.
Например, General Motors до кризиса объединял 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализовывалась через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс.фирм. Котлер Филипп. Гуру маркетинга./ Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2008. - С. 223
Конгломерат - организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.
К особенностям конгломератов можно отнести:
1) интеграция в рамках данной
организационной формы
2) объединяемые компании, как правило,
сохраняют юридическую и
3) конгломератам свойственна
4) в качестве основных рычагов
управления конгломератами
5) как правило, в структуре
конгломерата формируется
У этой интеграционной формы в разных
странах существуют свои особенности:
так в США не предполагается абсолютно
никакой производственной общности
между объединяемыми
В качестве примеров конгломератов
можно привести Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson.
Компания Hanson специализируется на приобретении
технологически простых предприятий
в стабильных секторах рынка. Hanson добивается
снижения издержек производства в поглощаемой
компании и строго контролирует работу
управляющих, следя за тем, чтобы
они укладывались в отведенный бюджет.
Благодаря жестким мерам
Основными способами образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации.
Бум крупных диверсифицированных компаний, т.е. конгломератов, пришелся на 60-е годы нашего столетия, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е годы. Но тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. В 60-е же годы их развитие происходило на чисто коммерческой основе.
Основными мотивами конгломератных слияний и поглощений компаний были:
1) получение синергетического
2) обеспечение более широкой экономической основы;
3) возможность «дешево купить и дорого продать»;
4) прогнозирование изменения
5) стремление повысить имидж руководства компании;
6) стремление высшего
7) ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.
В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась и она была связана со стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций.
Но в 80-е годы прибыли конгломератов стали неуклонно снижаться. Компании, входившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По расчетам Майкла Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев. Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития. - Минск, 2006. - С. 283
Отмечается падение
1. Избыточная диверсификация, в
результате чего наблюдается
постепенное, но неуклонное
2. Субоптимизация: внутри интеграционных
форм обычно преобладают
3. Мотивация управленческого
4. Значительные средства, требуемые
для приобретения компании - мишени
поглощения: помимо оплаты рыночной
стоимости компании зачастую
требуется выплата премии
Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате его управления квалифицированных высших менеджеров равносильно его «смерти».
Консорциум - временный союз хозяйственно
независимых фирм, целью которого
могут быть разные виды их скоординированной
предпринимательской
В качестве особенностей консорциумов можно назвать:
1) организация консорциума
2) консорциум может создаваться
с образованием и без
3) в рамках консорциума
4) компании, входящие в консорциум,
полностью сохраняют свою
5) зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;
6) целью создания консорциумов
является объединение усилий
для реализации конкретного
7) компании могут одновременно
входить в состав нескольких
консорциумов, т.к. могут участвовать
в осуществлении нескольких
Несмотря на то, что участники
консорциума не теряют своей юридической
и хозяйственной
Консорциум создается для
Примером может служить
Консорциумы могут организовываться
несколькими банками, производственными
компаниями, научными центрами, государственными
структурами. Они создаются для
повышения технической и
Консорциумы могут быть закрытыми
и открытыми. В закрытом консорциуме
компания-заказчик заключает контракт
с каждым участником в отдельности.
При образовании открытого
Информация о работе Интегрированная форма организации производства