Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:04, курсовая работа
Целью мое работы является определение межличностных барьеров , мешающих деловому общению. Для реализации данной цели мне нужно решить следующие задачи:
- дать понятие деловому общению;
- определить структуру и функции делового общения;
- примеры делового общения;
-сделать выводы.
Введение ……………………………………………………………………………….......3
I.Понятие ,структура и функции делового общения
1.1. Понятие делового общения……………………………………………………..…….5
1.2. Структура и функции делового общения………………………………………..…..6
II. Анализ общения
2.1.Общение и его функции………………………………………………………….…..12
2.2. Виды межличностных отношений…………………………………………….……15
2.3. Фазы общения……………………………………………………………………..….17
2.4. Средства общения……………………………………………………..………….….18
III.Примеры делового общения
3.1. Вербальные средства коммуникации…………………………………………...…..21
3.2. Невербальные средства коммуникации…………………………………...…….….23
3.3 Письменная речь………………………………………………………………..….…24
3.4.Эффективность слушания……………………………………………………...….…26
3.5. Правила общения по телефону…………………………………………….…..……29
Заключение ………………………………………………………………….………...…33
Список литературы …………………………………………………………………….34
Столь же сложной
является внутренняя структура
самого общения. В ней можно
выделить три взаимосвязанных
стороны: коммуникативную,
Коммуникативная
сторона общения состоит в
обмене информации между
2.3 Фазы общения
Из всех
фаз общения наиболее
Далее идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме,
задаче сторон и разработке
тем, затем – мотивационный зондаж.
Цель его – понять мотивы собеседника
и его интересы. Потом следует
фаза аргументации и убеждения, если
есть расхождения во мнениях. И, наконец,
фаза фиксации результата. Это всегда
критический момент в отношениях.
В противоположность перерыву, разрыв
отношений – это конец
2.4 Средства общения
В психологии
категория «общение»
В деловом общении
именно обмен значимой для
участников коммуникативного
Казалось бы, невербальные
средства не так важны, как
речевые. На самом деле это
не так: более 65% информации
мы получаем и передаем как
раз с помощью невербальных
средств. С их помощью
Все невербальные средства общения делятся на следующие группы:
- кинетические, т.е. зрительно воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);
- просодические,
т.е. ритмико-интонационные
- такесенические,
т.е. динамические
- проксемические, т.е. ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).
Как трактовать некоторые невербальные сигналы
Сигнал |
Трактовка |
Жесты | |
Руки сцеплены на груди Легкое постукивание по столу Молитвенно сложенные ладони, пальцы слегка расставлены Руки под столом
Руки на столе (позиции разнообразны, но не сцеплены) Улыбка, легкий наклон головы, ритмичное кивание головой Легкий наклон головы вбок |
Оборонительная позиция Нетерпение Чувство превосходства, собеседник считает, что он хитер Не готов к разговору, или боится выдать неуверенность, нервозность Готовность вступить в социальный контакт Понимание, готовность к контакту
Спокойствие |
Взгляд и отсутствующие движения | |
Подъем головы и взгляд вверх или наклон головы с сосредоточенным выражением Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Взгляд в сторону Взгляд в пол |
Партнер не готов к контакту, раздумывает
Желание подчинить себе
Пренебрежение Страх и желание убежать |
Существенным, на
мой взгляд, будет следующее замечание:
использование целого ряда
Итак, невербальные
средства общения помогают в
создании образа партнера по
общению, служат для уточнения,
Несмотря на
важность неречевых способов
передачи информации, смысл сообщения,
его содержание передается все-
Умение правильно
говорить, или ораторскому искусству,
обучали еще в Древней Греции.
В настоящее время ему
публикаций, поэтому кратко остановлюсь на самых существенных моментах,
позволяющих сделать речь более красивой и убедительной:
- речь должна быть четкой, тон - умеренным;
- необходимо интонационно
усиливать, выделять важные
- смена темпа
речи придаст ей
- до и после
важных мыслей необходимо
Самым трудным
обычно является начало
Концовка речи
– это тот элемент выступления,
При произнесении
речи важно смотреть не на
пол или поверх собеседника,
а на него. Выступление должно
быть ясным, конкретным; если излагаемый
факт является достаточно
Если вы
рассчитываете на активное
III. Примеры делового общения
3.1 Вербальные средства коммуникации
Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.
К вербальным средствам коммуникации относятся говорение (письменная и устная речь), слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).
Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, выводы, резюме, вопросы, ответы.
Речь делится на внешнюю речь и внутреннюю речь. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный диалог (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником. Речевыми средствами манипуляции являются эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации); полемический; фатический (поддержание контакта).
При передаче информации возможно недопонимание или полное непонимание участниками коммуникации. Это происходит в результате непреднамеренного искажения информации. Такое недопонимание называется коммуникативной неудачей. Каковы же причины коммуникативных неудач:
3.2 Невербальные средства коммуникации
Язык мимики и жестов
в деловой коммуникации. Понятие
жестов и их классификация.
Факторы, влияющие на
Визуальная (невербальная) коммуникация – передача информации посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.). Визуальный облик задается временем и господствующими в этот период тенденциями. Спортивные тенденции нашего века диктуют образ делового человека. Чтобы человека не воспринимали отрицательно, он обязательно должен выдавать определенную информацию невербальным способом. По невербальному поведению партнера по коммуникации мы можем определить его установку на общение. Различают следующие установки: доминирование – равенство - подчинение; заинтересованность – незаинтересованность; официальность – доверительность; закрытость – открытость. Наиболее ярко эти установки проявляются в стиле приветствия: установка на преводсходство – человек с такой установкой подает руку для приветствия ладонью вниз; установка на подчинение – ладонь вверх; установка на равенство – ладонь перпендикулярно полу. Если Вам протянули руку ладонью вниз, пожимая ее, шагните вперед – ладони выровняются.
Э.Сэмпсон предлагает таблицу положительных и отрицательных сигналов, встречающихся при невербальной коммуникации: