Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 23:33, курсовая работа
Успех системы управления проектами решающим образом зависит от организации управления. Никакая самая совершенная информационная система не сработает, если у менеджера проекта не будет необходимых полномочий и поддержек, а система принятия решений не обеспечит оперативности управляющих воздействий. В этом реферате кратко рассмотрены различные подходы к организации управления проектами, достоинства, недостатки области применимостей различных организационных структур с точки зрения организации управления проектами
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1.
1.1 Общие принципы построения организационных структур управления проектами…………………………………………………………………………6
1.2 Организационная структура и система взаимоотношений участников проекта………………………………………………………………………….…8
1.3 Организационная структура и содержание проекта…………………..10
1.4 Организационная структура проекта и его внешнее окружение….......15
1.5 Общая последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами………………………………………….……17
1.6 Современные методы и средства организационного моделирования проектов………………………………………………………………………….19
Глава 2.
2.1 Анализ организационных структур управления проектами на примере компании ЗАО «С-Строй»…………………………………...…………………21
2.2 Структура компании ЗАО «С-Строй»…………………………………..23
2.3 Формирование организационной структуры управления предприятием……………………………………………………………..……. 25
2.4 Права и обязанности отделов ЗАО «С-Строй»…………………………27
2.5 Сфера деятельности и рынки сбыта предприятия ……………..…........30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………….….36
Команды в рамках функциональных структур
Когда вопросы, рассматриваемые посредниками, становятся более сложными и важными или когда более двух подразделений имеют потребность в координации, тогда вместо посредников организуются команды.
Матричные организационные структуры
При всей своей полезности посредники и команды помогают сглаживать недостатки функциональных структур, но все же обладают ограниченной применимостью. Для полноценной горизонтальной интеграции на вертикальную функциональную структуру накладывается проектно-целевая структура, образуя, таким образом, матричную организационную структуру.
Преимущества матричных организационных структур.
Матричная организационная структура:
Ставит проект и его цели в центр внимания, так же как и потребности клиентов.
Сохраняет все преимущества функциональных структур по оптимизации деятельности в функциональных областях и использованию ресурсов для нужд нескольких проектов.
Существенно снижает обеспокоенность персонала по поводу карьеры после окончания проекта.
Предоставляет возможность гибко “настраивать” организационную структуру в рамках широкого спектра: от слабой до сильной матрицы.
Недостатки матричных организационных структур.
Матричная организационная структура:
Способствует возникновению конфликтов между проектной и функциональной структурами; такие конфликты создают большие проблемы при принятии решений по проекту.
Обусловливает необходимость координации деятельности нескольких проектов, например, по таким вопросам, как распределение ограниченных ресурсов.
Создает серьезную проблему распределения полномочий между руководителями проектов и руководителями функциональных подразделений.
Нарушает принцип единоначалия, что дезориентирует персонал и вызывает множество конфликтов.
Типы матричных организационных структур
Среди матричных организационных структур принято выделять следующие основные типы:
Сильные матрицы
Слабые матрицы
Сбалансированные матрицы
Проектно-целевые организационные структуры
Проектно-целевая структура возникает в случае, когда вся деятельность организации концентрируется на выполнении определенного проекта, достижении определенной цели. При этом все другие структурные образования либо отсутствуют, либо имеют вспомагательное значение – штабные и обслуживающие подразделения, комитеты и пр.
Преимущества проектно-целевых организационных структур.
Проектно-целевая организационная структура:
Придает проекту целостную горизонтальную, целевую направленность, что обеспечивается широкими полномочиями руководителя проекта.
Реализует прямое подчинение сотрудников руководителю проекта; таким образом достигается однозначность направленности усилий этих сотрудников.
Укорачивает коммуникационные связи от сотрудников к руководителю проекта и от него к высшему руководству “материнской” компании.
Имеет постоянный принцип функционирования, и если один проект завершается, его ресурсы плавно перетекают в другие проекты.
Обеспечивает единство выработки решений и отдачи команд.
Позволяет достичь простоты и гибкости в управлении проектом.
Недостатки проектно-целевых организационных структур.
Проектно-целевая организационная структура:
Порождает возникновение дублирования функциональных областей и снижение эффективности использования ресурсов.
Подталкивает руководителя проекта к формированию дополнительных запасов ресурсов, которые в большинстве случаев не используются.
Снижает технологичность в функциональных областях.
Порождает непоследовательность в реализации организационных процедур и общих принципов функционирования.
Создает у членов команды проекта озабоченность своей профессиональной карьерой после окончания реализации проекта.
В случае одновременного выполнения нескольких проектов провоцирует избыточную и очень часто негативную конкуренцию между проектами и их командами.
Дивизиональные структуры
К проектно-целевым структурам так или иначе можно отнести различные дивизиональные структуры, которые организуют деятельность не по принципу функционального разделения труда, но концентрируются в направлении достижения определенных целей в географическом регионе, в отдельном секторе рынка, или дифференцируют свою внутреннюю деятельность по направлению к определенному виду клиентов или по направлению создания или продвижения отдельных видов товаров или услуг, при этом отодвигая функциональный принцип организации на второй план и не превращаясь в матричную структуру [7, 148].
1.4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА
И ЕГО ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ
Помимо системы взаимоотношений участников и содержания проекта, на его организационную структуру накладывает определенные требования внешнее окружение. Чем оно подвижнее и динамичнее, тем более гибкой и адаптивной должна быть организационная структура проекта. Чем стабильнее и прогнозируемее внешняя среда, тем эффективнее в применении «жесткие», механистические, бюрократические организации.
Любая организационная структура может быть реализована в различных по возможности адаптации вариантах. Здесь все зависит от степени регламентированности деятельности сотрудников, т.е. количества и деятельности существующих правил и процедур выполнения работ и организационного поведения, а также той степени, в которой сотрудники придерживаются этого документированного порядка. Это свойство можно обозначить как «уровень структуризации». В принципе, может существовать функциональная иерархическая структура, которая по уровню структуризации значительно ниже, чем матричная структура, имеющая высокий уровень формализации внутренней деятельности [2, 144].
Тем не менее, различные организационные структуры в содержательном аспекте тяготеют к различным уровням структуризации, что позволяет расположить их в едином континууме «механистические - органистические».
Сравнительные характеристики организационных структур с точки зрения их «органистичности» и «механистичности» и условий эффективной применимости.
Сравнение органистических и механистических организационных структур.
Механистические | Органистические |
Общие характеристики | |
Узкий фронт работ исполнителей | Широко определенные должностные обязанности |
Большое количество подробных правил и процедур | Небольшое количество общих указаний |
Четкая ответственность | «Размытая» ответственность |
Иерархический принцип организации | Организация, основанная на перекрестных связях |
Объективная система вознаграждения | Субъективная система вознаграждения |
Объективные, формальные критерии отбора сотрудников | Субъективные критерии отбора |
Официальность и обезличенность | Неформальность |
Условия применения | |
Низкий уровень неопределенности и динамичности внешней среды | Высокий уровень неопределенности и динамизма внешней среды |
Цели заранее известны и неизменны | Цели размыты и динамично изменяются |
Структурируемость задач и проблем | Низкий уровень структуируемости задач и проблем |
Возможность использовать четкие измерители ддостигнутых результатов | Невозможность использовать четкие измерители результатов |
Работники реагируют на материальные поощрения | Работники мотивированы сложными потребностями |
Власть понимается юридически | Власть подвергается сомнению и испытанию, требуют подтверждения со стороны подчиненных |
Представленное выше разнообразие организационных структур требует внимательности при их анализе и выборе наиболее адекватной для каждого конкретного проекта.
1.5 ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
В связи с тем, что выбор и разработка организационной структуры управления проектом является сложной, междисциплинарной и слабо формализуемой задачей, попытки создания общего для этой деятельности алгоритма представляются ошибочными. Тем не менее, существует общая совокупность проблем, успешное разрешение которых приводит к созданию эффективной организационной структуры проекта.
Это, прежде всего, принципиальный выбор структуры управления в соответствии с изложенными ранее тремя общими принципами построения организационных структур управления проектами, а именно:
Принципом соответствия организационной структуры управления проектом системе взаимоотношений участников проекта;
Принципом соответствия организационной структуры содержанию проекта;
Принципом соответствия организационной структуры требованиям внешнего окружения.
При этом следует понимать: указанные три принципа являются взаимосвязанными и, как правило, должны соблюдаться в комплексе и одновременно. Поэтому выбор адекватной организационной структуры должен осуществляться в соответствии с общей системой этих критериев.
Организационное проектирование заканчивается созданием пакета организационной, методической и справочной документации, которая обычно включает в себя следующие документы:
Организационная структура проекта (графическое изображение структурных единиц);
Штатное расписание (перечень должностей, их количества и заработной платы);
Положения о структурных подразделениях и Должностные инструкции;
Методические инструкции, технологические карты процессов и прочее (формализованное описание технологии выполнения процессов);
Требования к персоналу (профессиограммы, социально-психологические портреты)[ 4,112];
График и бюджет проекта.
На основе этой документации можно переходить к непосредственному подбору персонала, обучению и организации его деятельности по проекту.
1.6 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ
Традиционным инструментом проектирования и изображения организационных структур является иерархический граф. Организационная структура до последнего времени изображалась исключительно в виде модели, содержащей структурные единицы (должности и отделы) и административные связи.
Для моделирования и изображения горизонтальных связей используется огромное количество графических инструментов:
Дополнительное изображение горизонтальных связей в классической иерархической организационной структуре;
Матрицы ответственности;
Схемы организации технологических и управленческих процессов;
Сетевые матрицы;
Для полноценного организационного проектирования, помимо перечисленных ранее средств, необходимы также средства создания стоимостных моделей и инструменты динамического моделирования. Работа по созданию стоимостных моделей систем управления, организационной структуры и бизнес-процессов, а также анализ и оценка экономической эффективности организационных структур может проводиться с использованием методологии попроцессного учета затрат ABC/ABM (Activity based costing/ Activity based management). В качестве инструмента для динамического моделирования поведения сложных организационных систем можно использовать методику сетей Петри – CPN (Coloured Petri Nets) [5, 132].
Основным инструментарием, используемым для этих целей, являются интегральные автоматизированные методологии, реализованные в виде компьютерных программных комплексов
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА
ЗАО «С-Строй» создано на базе закрытого акционерного общества в 2010 году. Создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для выполнения своих целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- проектно-изыскательская, проектно-конструкторская, подрядная.
- строительная, строительно-монтажная, ремонтно-строительная.
- производство и реализация строительных материалов и конструкций.
ЗАО «С-Строй» является юридическим лицом, имеет постоянный, самостоятельный баланс, обособленное имущество, фирменное наименование, круглую печать со своим наименованием, эмблему и товарный знак.
Предприятие приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.
Предприятие может создавать самостоятельно и совместно с другими предприятиями на территории РФ и за ее пределами филиалы, представительства, которые действуют в соответствии с положением о них, утвержденным Общим собранием учредителей.
ЗАО «С-Строй» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную и иную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу плана составляют договоры, заключенные с поставщиками и потребителями.