Исследование конфликтогенов в коллективе. Способы снижения уровня конфликтности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, сторонников последней точки зрения становится всё меньше. И независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

Содержание работы

Введение
Особенности конфликтогенного поведения в коллективе
Понятие «конфликт и конфлитоген»
Виды конфликтов, типы конфликтогенов
Причины конфликтов, характеристика и способы выражения конфликтного поведения
Организационно-экономическая характеристика организации
Общие сведения об организации
Основные правила работы с конфликтогенами
Механизм ухода от конфликтогенов
Рекомендации по снижению уровня конфликтности
Обоснование включения в штатное расписание должности психолога
Разработка программы мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая псих.docx

— 75.76 Кб (Скачать файл)

лояльность  по отношению к организации.

Все перечисленные  задачи традиционно решались практическими  психологами на отечественных предприятиях. Дополним этот список перечнем задач, которые отмечаются в современной  зарубежной психологической литературе:

– введение нового работника в курс дел в  организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;

– решение  вопросов о профессиональном обучении и повышении квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;

– оценка трудового  вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого  сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и  морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;

– разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;

– участие  в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих и профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;

– участие  в организации системы коммуникаций в организации (выбор и сравнительная оценка различных средств коммуникаций, анализ содержания и доходчивости информации);

– организация  предпринимательской пропаганды и  рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг);

– улучшение  организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации);

– частные  психологические консультации управляющих. Перечень задач, которые приходится решать психологу в фирме, может быть расширен в связи с конкретными проблемами той или иной организации. Итак, предметом организационной социальной психологии является влияние процесса общения на профессиональную деятельность людей, и прежде всего на повышение эффективности их труда. Центральная проблема организационной социальной психологии состоит в изучении влияния социально-психологических факторов на повышение эффективности труда. Испытываемые российскими организациями в настоящее время трудности предъявляют к работе психологов повышенные требования. Поэтому проблемы, которыми приходится заниматься психологам в организации, сложны и трудоемки. Разрешение этих проблем требует от психолога достаточной профессиональной подготовки и владения широким арсеналом психологических методов исследования и воздействия на личность работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Разработка программы мероприятий проводящих для улучшения психологического климата в коллективе

 

Для каждого  предприятия имеется разработка программы мероприятий. Чтобы правильно  разработать программу менеджер должен знать взаимоотношения сотрудников, их общение. Сами взаимоотношения должны подчинятся общим социально – психологическим характеристикам такие как:

а) совместимость т.е. оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующая успеху выполнения совместных действий

б) сработанность  - удовлетворение совместной работой

в) сплоченность – характеристика единства идейно – политического единства нравственного, эмоционального, волевого, интеллектуального. Конечно же так же нужна направленность на достижение социально значимых целей, еще самоорганизованность опыт самостоятельного распределения обязанностей между сослуживцами  и взаимного контроля исполнения.

Совместимость является главной социально -  психологической  характеристикой коллектива.

Учитываются так же возможности сотрудников к примеру куда-то выезжать, проводя соревнования. Социально психологический климат – это специфическое явление которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, из взаимно испытываемых оценок.

Межличностные отношения являются одним из основных условий обуславливающих социально – психологический климат коллектива.

Он т.е. климат оказывает влияние на выработку, принятие и осуществление совместных решений для достижения эффективности совместной деятельности.

 

 

 

 

 

Тесты проводимые для исследования

  1. Тест «Не слишком ли вы агрессивны?»
  2. Тест «Приятно ли с вами общаться?»
  3. Тест «Умеете ли вы слушать?»
  4. Тест «Конфликтная ли вы личность?»

 

Тест "Не слишком ли вы агрессивны"?

 

В данном тесте  предложено ответить на вопросы о  себе. Вспыльчивость вспыльчивостью, но иногда она напоминает нечто из агрессивной политики НАТО образца 70-80-х годов XX столетия. Спору нет, флегматичный человек редко оказывается хорошим руководителем, но не слаще подчиненным и с чрезмерно агрессивно настроенным шефом, набрасывающимся на них каждый раз, подобно тигру из засады. Попробуйте определить, достаточно ли корректны вы в отношениях с сотрудниками и насколько легко им общаться с вами. Кстати, если хотите достичь большей объективности, попросите кого-нибудь из коллег ответить на вопросы, вызывающие у вас сомнения, вместо вас. И это лучше поможет вам понять, насколько верна ваша самооценка.

Каждый ответ  подразумевает под собой определенное количество баллов - от 1 до 3. После прохождения  теста нужно подсчитать их количество. В зависимости от полученной суммы  подберите нужную характеристику.

Менее 35 баллов:

Вам мешает ваше чрезмерное миролюбие. Чрезмерное оно потому, что вы недостаточно высокого о себе мнения. Вам не хватает уверенности в собственных силах и возможностях. Конечно, вы не похожи на перышко, которое летит в ту сторону, куда подует ветер, но тем не менее побольше решительности не помешает. Так, глядишь, и жену (если вы мужчина) себе подыщите.

От 36 до 44 баллов:

У вас умеренно выраженная агрессивность. Ее ровно  столько, сколько нужно, чтобы жить в человеческом обществе правильно. Получается, что вы довольно успешно идете по жизни, в вас достаточно здравого смысла, честолюбия и самоуверенности.

Более 45 баллов:

Складывается  впечатление, что вы состоите из всевозможных комплексов: излишне агрессивны, порой оказываетесь чрезмерно жестким с близкими, коллегами. У вас психика крайне неуравновешенного человека. Надеясь добраться до управленческих "верхов", рассчитываете при этом исключительно на себя и собственные методы. Чтобы добиться успеха, жертвуете интересами окружающих. Они вас за это не любят. Вас лично неприязнь сослуживцев не удивляет, но раздражает, поэтому вы всегда стараетесь наказать их при любом удачном случае. Для коллег вы олицетворяете собой ужас, летящий на крыльях рабочего дня.

Вопросы:

1. Разругавшись  с кем-нибудь из сослуживцев,  склонны ли вы первым искать  пути к примирению? Варианты:

я всегда это  делаю - 1;

время от времени  считаю, что это необходимо - 2;

своими принципами я никогда не поступлюсь, так с  чего же стану искать пути к примирению? - 3

. Каким образом  вы ведете себя в критических  ситуациях? Варианты:

внутренне киплю - 2;

чем критичнее  ситуация, тем более спокоен - 1;

поддаюсь  панике, потому что полностью теряю  самообладание - 3.

. Как думаете,  каким считают вас коллеги?  Варианты:

самоуверенным, самовлюбленным и завистливым человеком - 3;

достаточно  дружелюбным и к себе располагающим - 2;

спокойным, независимым и независтливым - 1.

. Какова  будет ваша реакция, если вам  вдруг ни с того ни с сего  предложат ответственную должность? Варианты:

приму ее, но внутренне буду испытывать сомнения и опасения по поводу соответствия должности - 2;

соглашусь, нимало не сомневаясь - 3;

откажусь  во имя сохранения своего собственного спокойствия - 1.

. Как вы  отреагируете, если с вашего рабочего  стола кто-то из коллег возьмет  что-нибудь без разрешения? Варианты:

ну разве что не убью - 3;

заставлю  положить на место и спросить согласия взять этот предмет - 2;

спрошу, не нужно  ли ему еще чего-нибудь? - 1

. Какими  словами вы встретите своего  супруга (супругу), вернувшегося  с работы намного позже обычного времени? Варианты:

Рассказывай, что стряслось, что тебя задержало" - 2;

Где тебя черти  носили на этот раз?" - 3;

Тебя так  долго не было, что я уже начал (начала) волноваться" - 1.

. Как вы  ведете себя за рулем автомобиля? Варианты:

подвергаю целостность  машины и свою личную персону огромному  риску, пытаясь обогнать машину, которая "показала хвост" - 2;

абсолютно наплевать, сколько машин обогнало и пытается еще обогнать - 1;

найду выход  из положения: просто помчусь с такой  скоростью, что ни у кого даже мысли  не возникнет обгонять - 3.

. Какими  вы считаете свои взгляды на  жизнь? Варианты:

в меру традиционными, сбалансированными - 2;

иду по жизни  смеясь; легкомысленными - 1;

консервативными и при этом крайне жесткими - 3.

. Какие действия  вы обычно предпринимаете, если  у вас что-то не получается? Варианты:

ищу виноватого, пытаясь переложить все с больной  головы на здоровую - 3;

смирюсь с  провалом - 2;

делаю определенные выводы из этой неудачи и впредь становлюсь осторожнее - 1.

. Какая у  вас обычно возникает реакция  на статьи, приводящие в качестве  примера случаи крайней распущенности  молодежи? Варианты:

считаю, что  пора бы уже запретить некоторые  развлечения - 3;

думаю о том, что было бы неплохо создать молодым  возможность отдыхать организованно  и, что главное, культурно - 1;

ругаюсь и  не понимаю, зачем вообще возиться с  этой молодежью - 2.

. Какие чувства  переполняют вас, когда вы узнаете,  что место, на которое вы  претендовали, досталось другому? Варианты:

жалею, что  только зря время потерял и  нервы потрепал - 1;

думаю, что  тот, "другой", более приглянулся  шефу - 3;

особенно  не расстраиваюсь, не вышло сейчас, обязательно получится в следующий раз - 2.

. Что вы  ощущаете при просмотре фильма  ужасов? Варианты:

неподдельный  страх - 3;

непреодолимую скуку - 1;

искреннее удовольствие - 2.

. Добираясь  на работу в автомобиле, вы  попали в дорожную пробку и  из-за этого опоздали на важное  совещание. Как вы будете себя  вести и что чувствовать? Варианты:

всю оставшуюся часть совещания буду, нервничая, ерзать на стуле - 1;

попытаюсь вызвать  снисходительность и сочувствие коллег - 2;

по-настоящему расстроюсь - 3.

. Как вы  относитесь к спортивным мероприятиям, в которых доводится участвовать? Варианты:

всегда ставлю себе задачу выиграть любой ценой - 2;

получаю огромное удовольствие от этого, для меня главное - участие - 1;

если проигрываю, впадаю в ярость - 3.

. Какие действия  предпримете, если вас некачественно  обслужат в ресторане да еще  плюс ко всему обсчитают? Варианты:

стерплю нанесенное оскорбление и промолчу - 1;

вызову метрдотеля и сделаю ему выговор - 2;

закачу скандал, да такой, чтобы дело дошло до директора - 3.

. Если в  школе обидели вашего сына, как  себя поведете? Варианты:

пойду в школу  и поговорю с учителем о неблагоприятной  обстановке - 1;

выясню, кто  именно обидел, найду родителей малолетних обидчиков и всыплю им по первое число - 3;

просто посоветую  ребенку впредь не робеть и давать сдачи в таких случаях, а не жаловаться родителям - 2.

. Какой, по  вашему мнению, вы человек? Варианты:

обыкновенный  и среднестатистический - 1;

самоуверенный и самодостаточный - 2;

наглый, пробивной и всегда желающий большего - 3.

. Каков будет  ваш ответ подчиненному, с которым  вы столкнулись в дверях, а  тот начал судорожно извиняться? Варианты:

скажу, что  это целиком и полностью моя  вина - 1;

попрошу его  не обращать внимания на такие пустяки - 2;

восприму  его извинения как должное  да еще добавлю, чтобы впредь был  повнимательнее - 3.

. Как вы  отреагируете на статью в газете  о случаях хулиганства среди  молодежи? Варианты:

"Когда  же наконец будут приняты конкретные меры?!" - 2;

"Пора  бы ввести телесные наказания  в публичном порядке!" - 3;

"Нельзя  все валить на молодежь, виноваты  и родители!" - 1

Информация о работе Исследование конфликтогенов в коллективе. Способы снижения уровня конфликтности