Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является совершенствование мотивации персонала в организации на примере ФГУП УОХ «Июльское».
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
-анализ мотивации, используемой менеджментом в ФГУП УОХ «Июльское».
-разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала в ФГУП УОХ «Июльское».
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации труда персонала в организации 5
1.1 Понятие «мотивация труда»: сущность, классификация 5
1.2 Роль, место и особенности мотивации труда в сельскохозяйственных организациях 6
1.3 Методы, способы и приёмы повышения мотивации труда работников сельскохозяйственных организаций 8
Глава 2. Организационно – экономическая и правовая характеристика ФГУП УОХ «Июльское» 11
2.1 Правовая характеристика предприятия ФГУП УОХ «Июльское» 11
2.2 Организационное устройство и структура управления ФГУП УОХ «Июльское» 12
2.3 Основные экономические показатели и анализ хозяйственной деятельности ФГУП УОХ «Июльское» 14
Глава 3. Анализ мотивации персонала ФГУП УОХ «Июльское» 27
3.1. Анализ факторов мотивации персонала ФГУП УОХ «Июльское» 27
3.2. Исследование системы управления в службе растениеводства в ФГУП УОХ «Июльское» 29
3.3. Причинно-следственный анализ выявленных недостатков в системе деятельности персонала 31
Глава 4. Совершенствование мотивации труда в организации 34
4.1. Комплекс предложений и мероприятий по совершенствованию мотивации труда в организации 34
4.2. Разработка и обоснование практического механизма реализации новых мероприятий по повышению мотивации труда 40
4.3. Экономическая эффективность совершенствования мотивации труда 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лишь у сезонных и временных работников и у специалистов уменьшился размер заработной платы. Причиной этому может служить ориентация кадровой службы предприятия на сокращение числа временных и сезонных рабочих за счет уменьшения их заработной платы.
Значительно сократилось число служащих и специалистов. Причиной снижения может быть то, что предприятие начинает справляться со своим производством с применением меньшего количества людей.
Предприятию можно порекомендовать создать более благоприятные условия для работы служащих и специалистов. Увеличение заработной платы способствует росту материальной заинтересованности работников предприятия в повышении производительности труда, а это в свою очередь, повышает эффективность производства, создает условия в расширении воспроизводства.
Повысить эффективность производства может и экономия живого труда, которую отражает трудоемкость производства продукции.
Таблица 2.3.5. Расчет средней цены реализации
Продукция |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||||||||
Реализовано продукции |
Средняя цена реализации, 1 ц, руб. |
Производственная себестоимость 1 ц, руб. |
Реализовано продукции |
Средняя цена реализации, 1 ц, руб. |
Производственная себестоимость 1 ц, руб. |
Реализовано продукции |
Средняя цена реализации, 1 ц, руб. |
Производственная себестоимость 1 ц, руб. | ||||
Всего, ц |
На сумму тыс. руб. |
Всего, ц |
На сумму тыс. руб. |
Всего, ц |
На сумму тыс. руб. |
|||||||
Зерновые и зернобобовые культур – всего |
9917 |
12210 |
1231,22 |
390 |
5470 |
6750 |
1234,00 |
270,25 |
5798 |
4669 |
805,28 |
714,93 |
Рапс |
17 |
38 |
2235,29 |
683 |
161 |
402 |
2496,89 |
684,84 |
126 |
314 |
2492,06 |
1568,46 |
Картофель |
1018 |
596 |
585,46 |
1242 |
- |
- |
- |
- |
13 |
14 |
1076,92 |
1086,96 |
КРС |
3176 |
18067 |
5688,60 |
7424 |
3528 |
24726 |
7008,50 |
8027,65 |
3982 |
24907 |
6254,90 |
9849,7 |
Молоко цельное |
43151 |
45720 |
1059,54 |
989 |
47534 |
44247 |
930,85 |
939,67 |
46971 |
59967 |
1276,68 |
1205,22 |
Мед |
2 |
26 |
13000 |
- |
1 |
16 |
16000 |
48666,67 |
1 |
32 |
32000 |
- |
Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости формирования эффективного механизма реализации продукции в осуществлении производственной деятельности, так как на величину полученной прибыли оказывает прямое влияние цена реализации продукции и сравнительный анализ ее затрат на производство для разработки мероприятий по снижению.
Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что самым доходным является животноводство, но эта отрасль является энергоемкой и требует больших затрат. Поэтому себестоимость 1 ц продукции выше, чем средняя цена реализации 1 ц. Из таблицы видно, что за исследуемые три года реализация продукции животноводства является убыточной, также с каждым годом разница между производственной себестоимостью и средней ценой реализации, в основном, уменьшается, а значит, происходит изменение тенденции в положительную сторону.
Рассмотрев отрасль растениеводства, видно, что в 2011 году картофель не был реализован. Но, несмотря на это, в 2012 году реализация картофеля не была убыточной. Реализация зерновых за три года является прибыльной.
Можно сделать вывод, что реализация зерновых является прибыльной для данного предприятия и поэтому можно рекомендуется оставить все на прежнем уровне. А реализация продукции животноводства является убыточной. В этом случае можно порекомендовать изменить структуру каналов реализации продукции животноводства, наладить свою переработку, сменить поставщиков. Или можно прекратить производство и реализацию убыточной продукции.
Рентабельность производства отдельных видов продукции показывает эффективность внедрения новых реформ на предприятии и общую экономическую эффективность предприятия (табл. 18).
Таблица 2.3.6. Рентабельность производства отдельных видов продукции.
Вид продукции |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
Результат, тыс. руб. |
Уровень рентабельности, % |
Окупаемость затрат, % | |
Прибыль |
Убыток | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2010 год | ||||||
Зерновые |
12210 |
4352 |
7858 |
- |
181 |
- |
Рапс |
38 |
11 |
27 |
- |
245,5 |
- |
Картофель |
596 |
854 |
- |
258 |
- |
69,8 |
Продолжение таблицы 2.3.6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прочая продукция растениеводства |
14 |
9 |
5 |
- |
55,6 |
- |
КРС |
18067 |
18979 |
- |
912 |
- |
95,2 |
Молоко |
45720 |
42752 |
2968 |
- |
6,9 |
- |
Мед |
26 |
165 |
- |
139 |
- |
15,8 |
Прочая продукция животноводства |
250 |
178 |
72 |
- |
40,5 |
- |
2011 год | ||||||
Зерновые |
6750 |
2099 |
4651 |
- |
222 |
- |
Рапс |
402 |
110 |
292 |
- |
265,5 |
- |
Картофель |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочая продукция растениеводства |
115 |
118 |
- |
3 |
- |
97,46 |
КРС |
24726 |
24091 |
635 |
- |
2,6 |
- |
Молоко |
44247 |
45060 |
- |
813 |
- |
98,19 |
Мед |
16 |
103 |
- |
87 |
- |
15,53 |
Прочая продукция животноводства |
290 |
174 |
116 |
- |
66,7 |
- |
2012 год | ||||||
Зерновые |
4669 |
1558 |
3111 |
- |
200 |
- |
Рапс |
314 |
86 |
228 |
- |
265,1 |
- |
Картофель |
14 |
14 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочая продукция растениеводства |
3316 |
1674 |
1642 |
- |
98,1 |
- |
КРС |
24907 |
32262 |
- |
7355 |
- |
77,20 |
Молоко |
59967 |
56610 |
3357 |
- |
5,9 |
- |
Мед |
32 |
322 |
- |
290 |
- |
9,94 |
Прочая продукция животноводства |
278 |
190 |
88 |
- |
46,3 |
- |
Уровень рентабельности производства выражается процентным отношением прибыли к себестоимости реализованной продукции или к стоимости основных и оборотных фондов. Одним из наиболее обобщающих показателей экономической эффективности производства является рентабельность производства, так как отражает не только количественные, но и качественные стороны деятельности предприятия. Основными факторами роста рентабельности производства считаются снижение себестоимости и повышение качества продукции.
Как уже говорилось ранее, ФГУП УОХ «Июльское» имеет специализацию молочное скотоводство (см. таблицу 2.3.3.), поэтому данный анализ начнем с продукции цельного молока. Данный вид продукции за три года приносил как прибыль предприятию (в 2010 году прибыль составила 2968 тыс. руб., в 2012 году – 3357 тыс. руб.), так и убытки (в 2011 году убыток составил 813 тыс. руб.). Окупаемость его возросла в 2009 году.
Нужно заметить, что в 2011 году окупаемость молока близка к максимальным 100 процентам (98,19%), что говорит о том, что в будущем данный вид продукции может стать прибыльным.
Далее рассмотрим другие виды продукции предприятия. Исходя из данных таблицы, можем сказать, что в 2010 году рентабельной была почти вся продукция производства, кроме картофеля, КРС и меда. В 2011 году ситуация повторилась, также молоко стало нерентабельным. В 2012 году картофель не принес ни прибыли предприятию, ни убытков. Говоря о продукции зерновых, можно сказать, что в 2010 году в целом они принесли прибыль предприятию. В 2011 году ситуация повторилась. В 2012 году продукция зерновых так же, как и в предыдущие годы, принесла прибыль предприятию. Можно сделать вывод, что данный вид продукции является прибыльным для предприятия.
Помимо этого, ФГУП УОХ «Июльское» реализует продукцию КРС. В 2010 и 2012 годах реализация данной продукции была убыточной (окупаемость затрат в 2010 году составила 95,2%, в 2012 году – 77,2%), но в 2011 году она стала прибыльной (635 тыс. руб.) и уровень рентабельности составил 2,6%.
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что предприятию нужно повышать уровень реализации прибыльной продукции, а так же продолжить реализацию молока, для ускоренного роста динамики окупаемости рекомендуется предприятию снизить издержки предприятия, либо сменить каналы реализации. Также предприятию можно порекомендовать продолжать реализовывать прочую продукцию растениеводства, так как она прибыльна.
Глава 3. Анализ мотивации персонала ФГУП УОХ «Июльское»
3.1. Анализ факторов мотивации персонала ФГУП УОХ «Июльское»
Отношение человека к труду, его конкретное поведение в процессе труда, производства и реализации продукции всегда зависело, и будет зависеть от того, как организована мотивация труда или побуждение людей к производительному труду.
Мотивация труда обеспечивается посредством большой группы мотивов. В ФГУП УОХ «Июльское» используют внутренние мотивы, которые определяются и управляются непосредственно самим человеком в зависимости от присущих ему положительных и отрицательных моральных качеств, физических и психологических достоинств и недостатков. Сюда можно отнести такие мотивы, как материальная и моральная заинтересованность в конечных результатах труда; стремление к самовыражению и самоутверждению; чувство удовлетворенности собой, своими способностями, чувство хозяина на своей земле, в своем деле; осознание социальной и общественной значимости результатов труда и др.
Также большое внимание уделяется внешним мотивам, непосредственно не зависящим от человека как личности, но существенно влияющим на уровень мотивации его труда, повышения трудовой активности за счет их внешнего воздействия. К ним можно отнести: условия труда (качество и уровень технической оснащенности производства, условия быта и отдыха на рабочем месте, экологию и комфорт), общественную значимость и престижность труда, уровень организации труда и производства, социально-психологический климат в трудовом коллективе, методы управления и стиль руководства трудовым коллективом, а также другие, которые в той или иной степени действуют на психологию конкретного работника.
На мотивацию труда вообще оказывают влияние многие факторы, которые можно объединить в следующие группы:
Рис. 3.1.1 Факторы, влияющие на мотивацию труда
Мотивация труда работников сельскохозяйственных предприятий всегда проявляется с различной степенью активности в зависимости от двух групп факторов: активизирующих и угнетающих.
Мотивация труда сельскохозяйственных предприятий всегда проявляется с различной степенью активности в зависимости от двух групп факторов: активизирующих и угнетающих.
Активизирующие
факторы - привлекательность и
Но, угнетающие факторы - высокие кредитные ставки, отсутствие финансовых средств, диспаритет цен, низкий технический и качественный уровень материально - технических средств, низкий уровень механизации и автоматизации трудовых процессов, высокая доля ручного труда, плохие условия труда, низкий уровень заработной платы, слабая правовая защищенность способствуют тому, что производительность труда не повышается. Все эти факторы имеют большое значение.