Исследование организационной структуры системы управления производственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение организационной структуры управления конкретной организации, ее преимущества, недостатки и особенности применения.

Исходя из поставленной цели задачами являются:
- изучить сущность организационной структуры управления;
- охарактеризовать типы структур управления;
- рассмотреть организационную структуру управления на примере предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Черемушки».

Содержание работы

Введение 2
Организационная структура управления 5
Понятие организационной структуры 5
Типы структуры управления и их характеристика 9
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черемушки» 17
Общая характеристика 17
Организационная структура 20
Оценка и анализ организационной структуры ОАО «Черемушки» 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 293.68 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное 
образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
Московский государственный индустриальный университет 
(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)


 

Факультет:

«Экономики, менеджмента  и информационных  технологий»

Специальность:

«Менеджмент  организации»


К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

Кафедра:

«Экономики и менеджмента»


по дисциплине

«Исследование системы управления»

 
 

на тему

«Исследование организационной структуры системы управления производственного предприятия»

 
 

 

Группа

7272

 

Студент

______________

В.Ю.Гудашникова

Оценка работы

Дата

       ______________

     «5» декабря

 

Преподаватель, д.э.н

______________

О.П.Корчин


 

 

 

 

МОСКВА 2012

 

Содержание

Введение            2

  1. Организационная структура управления      5
    1. Понятие организационной структуры     5
    2. Типы структуры управления и их характеристика   9
  2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черемушки» 17
    1. Общая характеристика              17
    2. Организационная структура             20
  3. Оценка и анализ организационной структуры ОАО «Черемушки»        22

Заключение                 28

Список использованной литературы              30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы в том, что организационная структура  является основным механизмом функционирования организации. Выбор структуры управления необходим для развития структуры предприятия в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности организации в целом.

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация  из отдельных подразделений, которые  определяются поставленными перед  фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Так же она предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям  и задачам деятельности предприятия  и была приспособлена к ним. Организационная  структура создает некоторый  каркас, который является основой  для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая  служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность  подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов  внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого  внимания.

Целью работы является рассмотрение организационной структуры управления конкретной организации, ее преимущества, недостатки и особенности применения.

 

Исходя из поставленной цели задачами являются:

-   изучить сущность организационной структуры управления;

-   охарактеризовать типы структур управления;

- рассмотреть организационную структуру управления на примере предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Черемушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организационная структура управления
    1. Понятие организационной структуры

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья органа управления.

Организационная структура органа управления представляет собой единство подразделений, каждое из которых предназначено для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями. В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно, права и ответственность за их выполнение.

Организационная структура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции, производимых услуг.

В первую очередь организационная структура определяется производственной структурой организации. Вместе с тем она оказывает существенное влияние на изменение производственной структуры, поскольку ее усложнение приводит к созданию излишних производственных цехов, участков и служб.

Организационная структура  предприятия — средство достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует стратегии и определяется ею, т.е. первая меняется тогда, когда меняется вторая.

Структура управления выражает форму разделения труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность бизнеса.

Организационная структура  управления постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями.

Важнейшие из них следующие:

- масштабы бизнеса (малый, средний, большой);

- производственные и отраслевые особенности бизнеса (производство товаров, услуг, купля-продажа);

- характер производства (массовый, серийный, единичный);

- сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);

- уровень механизации и автоматизации управленческих работ;

- квалификация работников.

Сегодня процесс развития организации осуществляется либо непрерывно в виде частичных преобразований отдельных элементов (их групп), либо периодически как реорганизация основных сторон ее деятельности. Потребность в этом возникает, если фирма сталкивается с серьезными трудностями, находится на грани банкротства.

Реорганизация может иметь  форму реструктуризации и реинжиниринга.

Реструктуризация означает изменение функций и структуры организации, т е. набора ее отдельных частей и элементов: сфер, направлений и форм деятельности подразделений, используемых ресурсов и их источников, методов управления.

Реинжиниринг состоит в оптимизации на принципиально новой основе внутриорганизационных процессов (технологических, информационных, управленческих и т п.) и преобразовании в соответствии с этим всех сторон деятельности организации. Это позволяет повышать управляемость фирм.

Как и создание новой организации, реструктуризация и реинжиниринг требуют создания организационного проекта будущей структуры, системы управления, технологических, административных, информационных взаимосвязей между элементами, правил и процедур выполнения тех или иных действий и др.

Основными задачами организационного проектирования считаются:

• выделение набора функционально обособленных элементов организации

и связей между ними;

• определение форм и  методов реализации этих связей, необходимых  полномочий;

• закрепление их в нормативных  документах.

Структура управления выступает  как форма процесса управления, а  функции – как его содержание. Такая зависимость предполагает первичность функций управления и вторичность структуры. Поэтому сначала надо определить, какие функции и в каком объеме будут необходимы для управления в данных производственных условиях, а затем создавать необходимые органы управления.

Чтобы определить объем и  содержание функций управления, необходимо знать внешнюю среду и цели управляемого объекта, процесс производства, его тип, масштабы и технологию, характер продукции, численность работающих, уровень специализации, кооперирования производства, уровень автоматизации  управленческих работ, квалификацию работников, эффективность их труда.

Назовем основные факторы, оказывающие  влияние на проектирование организационной  структуры:

1) внешняя среда, ее  динамизм, сложность, уровень неопределенности;

  1. технология управления и производства;
  2. стратегия, которая определяет типы потребителей,

территориальное размещение производства, способы взаимодействия с окружением для достижения целей  организации;

  1. поведение работников, которое определяется потребностями людей, степенью их удовлетворенности, квалификацией и мотивацией работников.

К элементам проектирования организации относятся:

    1. разделение труда и специализация

Слишком высокий уровень специализации приводит к изоляции работников в процессе труда, уменьшению стимулов к выполнению ограниченного количества простых монотонных операций;

    1. департаментализация и кооперация

Департаментализация – процесс деления организации на блоки, которые называются подразделениями, отделами, секторами, отделениями;

    1. иерархия и диапазон контроля

Иерархия отражает вертикальную соподчиненность уровней управления, показывает, кто кому подчиняется, где и как распределяются полномочия по принятию решений. Диапазон контроля – это максимальное число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя в подчинении минимальное число подчиненных, в результате чего в организации увеличивается число уровней управления. Широкий диапазон контроля предполагает подчинение руководителю максимально возможного числа подчиненных, что сокращает количество уровней иерархии в организации;

    1. централизация и децентрализация

Централизация означает сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления, децентрализация – передачу прав по принятию решений на нижние уровни иерархии. Инструментом децентрализации является делегирование;

 

    1. дифференциация и интеграция

Дифференциация означает такую специализацию подразделений, при которой каждое из них выполняет определенную законченную работу. Необходимость в дифференциации вызвана изменениями, происходящими во внешней среде. Чем выше степень дифференциации различных частей организации, тем больше потребность в интеграции, т.е. в согласовании их действий и сотрудничестве. Все перечисленные элементы создают основу бесперебойного функционирования организации.

      1. Типы структуры управления и их характеристика

Типы организационной  структуры управления прошли сложный  путь развития под воздействием совершенствования  производственной структуры предприятий. Начало этого пути характеризуется  появлением линейной организационной  структуры управления, сменой ее функциональной, затем заменой линейно-функциональной структурой управления и далее дивизиональной. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Линейная  структура управления

 

Линейная структура управления – структура, при которой управленческие воздействия, передающиеся на другие уровни производства и управления, включают административные функции (организация) и процедуры (принятие решений). Кроме административных функций руководитель может замыкать на себя и другие функции, необходимые для выполнения работы конкретным исполнителем.

Информация о работе Исследование организационной структуры системы управления производственного предприятия