Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:14, курсовая работа
Цель работы – изучить систематизированный взгляд на управление.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение подходов к управлению;
- анализ школ управления;
- рассмотрение зарубежного опыта управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Эволюция управленческой мысли
1.1 Управление и организации до 1900 года
1.2 Систематизированный взгляд на управление
1.3 Подходы к управлению
2. Выделение школ управления
2.1 Школа научного управления (1885-1920)
2.2 Классическая или административная школа управления (1920-1950)
2.3 Школа человеческих отношений (1930-1950), поведенческие науки (1950 – по настоящее время).
2.4 Наука управления, или количественный подход (1950 – по настоящее время)
3. Зарубежный опыт управления
3.1 Японский менеджмент
3.2 Особенности организации управления в американских и западноевропейских фирмах
3.3 Особенности зарубежного менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По мере того как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения, и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.
1.3 Подходы к управлению
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Процессный подход был предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Но эти авторы рассматривали функции управления как независимые друг от друга. Процессный же подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Они рассмотрели функции управления как процессы и самоуправление, как совокупность этих процессов (совокупность взаимосвязанных функций).
В управлении были выделены затем и другие процессы:
1. процесс принятия решений,
2. коммуникационный процесс.
Системный подход подчеркивает взаимозависимость отдельных частей организации, организации и внешней среды, а также отдельных частей науки управления. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Система - единое целое, состоящее из частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Организация как система имеет две основные составные части:
1. управляющая подсистема,
2. управляемая подсистема.
Существует два типа систем: а) открытые, б) закрытые.
а) зависит от внешней среды и к ней приспосабливается, взаимодействует с внешней средой. Все организации являются открытыми системами.
б) имеет жесткие фиксированные границы, она закрыта от окружающей среды. Ее действия относительно независимы от окружающей среды.
Ситуационный подход. Управление имеет дело, как правило, с открытыми системами. Основное понятие - ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в данное время.
Мери Паркер Фоллет сформулировала закон ситуации: «Различные ситуации требуют различные знания и подходы».
Ситуационный подход увязывает конкретные приемы, методы, концепции с определенными ситуациями, чтобы достичь цели управления наиболее эффективно.
Акцентирует внимание на ситуационных различиях между организациями, явлениями и выделяет значимые переменные ситуации. Методология ситуационного подхода включает 4 этапа:
1. Изучение и знание руководителем эффективных средств управления,
2. Предвидение положительных или отрицательных последствий того или иного средства.
3. Выделение ситуационных переменных (определить, какие факторы в данной ситуации наиболее важны, предвидеть последствия изменения одной или нескольких переменных).
4. Выбор способа управления - либо по максимуму положительного, либо по минимуму отрицательного (второе предпочтительнее, из двух зол - меньшее).
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "лучшего" способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
2. Выделение школ управления
2.1 Школа научного управления (1885-1920)
В первой половине XX в. Получили развитие четыре научные управленческие школы:
1. школа научного управления;
2. административная школа (
3. школа психологии (ее два крыла
– школа «человеческих
4. школа количественная, или новая (есть еще название, практически дублирующее первое течение,- школа «науки управления»).
Кроме того имеет большое значение для развития наук управления «эмпирическая школа», которая считает себя школой практики управления, однако вносит большой вклад в развитие науки, поэтому не может быть забыта при рассмотрении данного вопроса.
Непосредственным источником «научного менеджмента» и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников «научного менеджмента» XVIII – XIX вв. – периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту. Буржуазия, как исторически перспективный класс, олицетворяла собой идею прогресса и являлась выразительницей антифеодальных устремлений. Интенсивный рост промышленности и крупных городов привел к ухудшению условий труда. Обострение экономической борьбы свидетельствовало о выходе на историческую сцену новой общественной силы – пролетариата. Он все чаще стремится заявить о себе как об экономическом партнере менеджмента. Развитие эмпирических исследований (социальная статистика), просветительских теорий прогресса, разработка методологических проблем политической экономии, отток научных интересов к обществоведению от естествознания – все это способствовало попыткам научного подхода к проблемам организации труда и управления предприятием в XIX в.
Итак, школа «научного управления» сформировалась в 1885-1920гг. работами американских менеджеров Ф.У. Тейлора (1856-1915), Френка и лилии Гилбретов, Г. Гантта (1861-1919), Г.Форда (1863-1947), Г. Эмерсона (1853-1931) и др.
Ф. Тейлора считают основоположником научного управления производством.
Ф.У. Тейлор родился
в известной м состоятельной
филадельфийской семье в
Работая на заводе, Ф.У. Тейлор начал проводить первые эксперименты в области скоростных методов металлообработки, которые впоследствии принесли ему славу. Своему главному изобретению он посвятил 26 лет, вместе с Бартом сконструировав специальную линейку. С ее помощью можно было оперировать четырнадцатью независимыми переменными. Получив назначение на должность главного инженера, Ф.У. Тейлор приступил к внедрению скоростных методов в производство и здесь столкнулся с проблемой противодействия со стороны рабочих. Стремясь сложить это сопротивление, Ф.У Тейлор применял традиционные для этого методы принуждения, вплоть до увольнения или понижения уровня оплаты труда, найма новых рабочих взамен уволенных и т.д. некоторые рабочие, боясь наказаний, увеличивали интенсивность своего труда, что вызвало недовольство остальных. На рабочих оказывалось такое давление, что они вынуждены были или снижать нормы своей выработки, или уходить с завода. Угрожали и самому Ф.У. Тейлору. Видимо, это противостояние рабочих и администрации явилось, в числе других, одной из причин задуматься над необходимостью перестройки системы управления таким образом, чтобы интересы рабочих и администрации стали тождественными.
Ф. Тейлор символизировал новый тип менеджера: предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий собеседника, прекрасно и всесторонне образованный инженер, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Ему постоянно приходилось с чем-то бороться – с сопротивлением профсоюзов, групповым эгоизмом рабочих, завистью коллег и косностью промышленников.
Среди последователей Ф.У. Тейлора особенно выделяются Ф. Гилбрет и его супруга Лилиан. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Работы Френка и Лилиан Гилбретов оказали значительное влияние на развитие организации и технического нормирования труда. В России наиболее известны их книги «Азбука научной организации труда и предприятий» и «Изучение движений» (1911), «Психология управления» (1916).
Еще будучи учеником каменщика, Ф.Гилбрет заметил, что люди, которые учили его класть кирпич, использовали три основные связки движений. Он задумался над тем, какое из этих движений было самым эффективным; поэтому он методично изучил эти движения, а также используемые инструменты. В результате появился усовершенствованный способ, сократившийся количество движений, необходимых для кладки одного кирпича, с 18 до 4 с половиной, увеличив тем самым производительность на 50%. В начале 1900-х годов Френк и его жена Лилиан начали изучать рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании микрохронометром, часами, которые изобрел Френк и которые могли записывать интервалы продолжительностью до 1/2000с. С помощью стоп-кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения терблигами. Это название произошло от фамилии Гилбрет, если ее читать «задом наперед».
Г.Эмерсон
Значительный вклад в развитие системы Ф. Тейлора внес Г. Эмерсон. Широкую известность получил его труд «двенадцать принципов производительности» (1931). В нем он изложил свои взгляды на рационализации производства.
«Идеалом двенадцать
принципов производства произво
Большое внимание
Г. Эмерсон уделил
Г. Эмерсон получил образование в Европе. На его взгляды большое влияние оказали идеи прусского генерала фон Мольтке, разработавшего концепцию генерального штаба, на основе которой прусская армия превратилась в чудовищную военную машину второй половины XIX в.
Г.Форд продолжил идеи Ф.У. Тейлора в области организации производства. Г.Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания. В системе Г.Форда повышаются роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. В социальном плане он продолжал развивать основное положение системы Ф.У.Тейлора в гармонии интересов предпринимателя и рабочего.
Г.форд родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Два важнейших события детства произвели на него серьезное впечатление. В 12 лет он впервые увидел на дороге движущийся локомобиль, и в этом же году ему подарили часы. С детства он был «прирожденным техником». Увиденный локомобиль определил его дальнейшую судьбу.
В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и определился учеником в механическую мастерскую в Детройте. В молодые годы он имел более 3000 часов. Одно время он хотел даже изготовлять часы, но пришел к мысли, что не все люди их будут покупать. А ему хотелось наладить производство какой-нибудь продукции для массового потребителя. И он обратился к средствам передвижения.
В 1891 г. он разработал
конструкцию газолиновой
С 1893 г. Г.Форд уже работает
в должности главного инженера Эдисоновской
компании в Детройте, специализирующейся
на освещении города. В 1899 г. он становится
главным инженером в
В 1903 г. Г.Форд создает «Форд синьор компании», контрольный пакет акций (51%) он приобретает в 1916 г. В 1919 г. его сын приобретает остальные – 49% акций. Весь пакет оказался в руках семьи Фордов. Благодаря созданию автомобиля «модель Т» Г.Форд сломал все прежние концепции, существовавшие в автомобильной промышленности. Эта модель пользовалась неограниченной популярностью среди покупателей, и за период 1908-1927 гг. было продано свыше 15 миллионов автомобилей этой модели.
Г.Гантт особое
внимание в своих