Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:39, доклад
История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тифа и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.
Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов. Это было связано не в последнюю очередь со строительством пирамид и другими крупномасштабными работами, предполагающими использование труда множества людей.
2)
непрерывностью
3)
концентрацией и
4)
гибкостью производства за
5)
развитием стандартизации, повышающей
качество и позволяющей быстро
и без лишних затрат
6) проектированием и подготовкой производства (разработкой технологий на основе точных расчетов; планированием всего процесса в целом, его ступеней, узлов, связей с учетом всех механизмов, транспортных средств, сырья, материалов);
7)
обеспечением наиболее
Управление такой системой предполагало:
а)
осуществляемое строго по вертикали
руководство объединением ряда предприятий,
всеми частями и этапами
б) постоянное его совершенствование;
в) инструктирование и контроль персонала;
г) высокую оплату труда;
д) ограничение рабочей недели 48 часами;
е) воспитание у рабочих культуры трудовых отношений, самоуважения и уважения других;
ж)
широкое внедрение научных
В
целом его основным вкладом в
собственно управление можно считать:
широкое внедрение
Другим направлением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого — юриста, экономиста, социолога, историка М. Вебера (IS64—1920), о которой мы поговорим отдельно. В немалой степени она сформировалась под влиянием прусского военного порядка, наглядно продемонстрировавшего роль четкой организации управления войсками и обеспечения их надежного взаимодействия.
Основная работа Вебера «Теория общества и экономическая организация» (1920) посвящена проблеме лидерства и бюрократической структуре власти.
Помимо Файоля, разработавшего функциональное направление классической (административной) школы менеджмента, и Вебера, занимавшегося институциональным направлением. Форда, П. Друкера, к ней также могут быть отнесены наши соотечественники Гастев и Керженцев, о которых речь также пойдет ниже.
Я. Друкер (часто его относят и к последователям системного подхода) внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.
В книге «Практика управления» Друкер отмечал исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая их основой предпринимательства и человеческого общества.
Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который, во-первых, создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он — «дирижер оркестра».
Подобно тому как дирижер всегда должен слышать весь оркестр, менеджер должен следить за общей деятельностью предприятия и за рыночной конъюнктурой.
Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, но за лесом не терять из виду отдельных деревьев, поскольку в определенных условиях частные вопросы приобретают решающее значение. Но дирижер имеет перед собой партитуру, написанную композитором; менеджер же одновременно является и композитором, и дирижером.
Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы.
К общим функциям менеджеров на предприятии, во многом определяемым его особенностями, Друкер отнес:
1)
организацию, классификацию,
2)
определение целей, решение,
3)
обеспечение побудительных
4) анализ деятельности, нормирование, оценку всех работников;
5) обеспечение найма людей.
Высокая оценка роли менеджера не помешала Друкеру выдвинуть идею самоуправления трудового коллектива, в соответствии с которой рабочие и служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем. Это, по его мнению, повышает их ответственность за дела фирмы.
Обществу начала 1950-х гг такая идея показалась чуждой, поэтому была отвергнута, что стало для Друкера крупнейшим поражением в жизни. Однако сегодня многие ее положения находят применение в практике «социального партнерства».
Едва ли не важнейшей из многочисленных идей Друкера была концепция, изложенная в 1954 г. в книге «Практика управления», в соответствии с которой ее основу составляют цели организации. Лишь после их постановки, по его мнению, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Это в корне противоречило логике, принятой со времен А. Файоля, исходившей из определяющей роли функций и процесса.
Важным
научным итогом деятельности классиков
является формулировка процессного
подхода к управлению организацией.
В соответствии с ним управление
рассматривалось не как самостоятельные,
изолированные, а как непрерывно
повторяющиеся взаимосвязанные
действия, последовательно реализующие
перечисленные выше функции управления.
В обеспечении такой
Иными словами, произошла смена управленческой парадигмы: если традиционный подход делал упор на самостоятельность отдельных элементов организации, то процессный — на их взаимную обусловленность. Если у рационалистической школы на первом месте были технические аспекты труда, то у классиков — организационные.
Общими ошибками классиков считаются увлечение формальными моментами, отношение к людям, как к машинам, упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения людей.
В годы Первой мировой войны интенсификация использования физических возможностей человека в крупном машинном производстве была доведена до предела. Дальнейшее повышение его результативности на этой основе стало уже невозможным. Наступил черед активизации ресурсов человеческой личности.
Этого
потребовала и автоматизация
производства, при которой физические
затраты снижаются, а умственные
и психологические
Умственной деятельностью руководить гораздо сложнее, чем физической. Чисто административные методы, даже подкрепляемые регулярными подачками, здесь непригодны. Они не в состоянии пробудить и активизировать творческий потенциал людей.
Сама
жизнь сделала необходимой
Открытие Мейо, связанное с проведением Хотторнских экспериментов, причисляется к одному из самых значительных за всю историю менеджмента. Оно доказало, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности значительно большее влияние, чем физические условия труда (однако в том случае, если сама его организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна).
В результате своей работы Мейо пришел к следующим выводам:
1.
Индивиды имеют уникальные
2.
Положительная мотивация
Даже
высокая заработная плата далеко
не всегда ведет к росту
3.
Личные и семейные проблемы
рабочего могут неблагоприятно
повлиять на эффективность
4.
Обмен информацией между
5. Главные проблемы не могут быть простыми.
Хотторнские эксперименты послужили основой формирования в 1920-е гг концепции человеческих отношений. У ее истоков наряду с Мейо стояли Ф. Роэзлизбергер и М. Фоллетт.
Основное содержание доктрины человеческих отношений можно выразить следующими тезисами:
а) человек — социальное животное (Мейо ввел понятие «социальный человек»);
б)
жесткая иерархия, подчиненность, формализация
организационных процессов
в) производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, сколько от того, как управляющие относятся к исполнителям.
Поэтому
важнейшая обязанность
М. Фоллетт (1868—1933) — первая в истории США женщина — доктор социологии, окончила в 1898 т. колледж Рэдклифф, который сегодня включен в Гарвардский университет. Она была сторонницей замещения бюрократических институтов взаимосвязанными группами, где индивиды самостоятельно анализировали бы проблемы, принимали решения и воплощали их в жизнь, ибо формализация и рационализация процессов, с ее точки зрения, убивают творческое начало. Поэтому менеджеры должны не манипулировать подчиненными, что вызывает ответную негативную реакцию, а обучать их.
Фоллетт утверждала, что иерархическое разделение между руководителями и подчиненными искусственно, власть должна опираться на превосходство в знаниях.
Она одной из первых выдвинула идею участия рабочих в управлении; обосновала положение о конструктивной роли конфликта и предложила три способа его разрешения: доминирование, компромисс, интеграцию; была сторонницей ситуационного лидерства.
В то же время школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив, который представлялся относительно безликой массой, а этого в условиях дальнейшего усложнения и индивидуализации производственной деятельности было явно мало. Поэтому со второй половины 30-х гг в дополнение к ней начали формироваться поведенческие концепции Д. Мак-Грегора, А. Маслоу и других исследователей, ставящие во главу угла раскрытие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, постановку их на службу интересов организации.
Усиление
взаимосвязанности всех сторон деятельности
организации (производственной, финансовой,
маркетинговой, социальной, экологической
и проч.), а также расширение, усложнение
и интенсификация как внутренних,
так и внешних отношений
Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.
В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.
Поэтому
каждый руководитель, принимая собственные
решения, должен учитывать их влияние
на общие результаты, а основная
цель менеджмента состоит в
Одним
из представителей системного подхода,
впервые рассмотревшим
По мысли Барнарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.