История развития менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. выявить задачи и проблемы российского менеджмента;
2. рассмотреть особенности менеджмента российской организации;
Предмет курсовой работы - теория и практика менеджмента в России.
Цель проводимой работы - раскрыть теоретические основы данного вопроса, провести анализ определенного предприятия, выбранного в качестве исследуемого объекта.

Файлы: 1 файл

курсовая по уимк.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

        Однако, несмотря на  принятые  меры,  не  удалось  приостановить   развала экономики  России.  Социально-экономическая  ситуация  в  стране  продолжает ухудшаться.  Было  принято  много  ошибочных   решений.   Одной   из   причин сложившегося положения  является начатая с 1992 г.  политика  невмешательства правительства в экономику   регионов   и   импортно-экспортные   операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной  развитой  стране  мира.  Рынок  требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

      В  настоящее   время  в  России  наблюдается   разбалансированность   всего  механизма управления страной.  Отечественный менеджер  в   своей  практической деятельности  сталкивается с  такими  проблемами,  которые  совсем  незнакомы  западному  менеджеру.  Поэтому   в  создавшихся  условиях   особое   значение приобретает  получение нового знания по  искусству управления.

 

1.2 Принципы формирования  российского менеджмента.

 

       Важнейшим  фактором, влияющим на специфику  менеджмента, является менталитет  нации. В настоящее время в  выдвигаемых основных концепциях  формирования российского менеджмента  ментальности придается различное  значение.

      Переход  к рынку выдвинул задачу формирования  российского менеджмента. Его  становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного  производства. Менеджмент как форма  управления имманентно присуща  товарному производству. Наличие  в Российской Федерации переходной  к рынку экономики означает  в то же время и процесс  формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического  развития общества. Так, революция  в системе управления, произошедшая  в 19 - начале 20 века, была вызвана  переходом от ремесленного к  машинному производству. Изменилась  система управления и при переходе  к конвейерному производству. Меняется  она и с переходом к новейшим  автоматизированным и информационным  технологиям.

    1.Концепция копирования  западной теории менеджмента.  Она не учитывает особенностей  российского менталитета. России  “надо брать модель менеджмента  в готовом виде и использовать  ее в управлении экономикой...”.  Для овладения теорией надо  будет лишь перевести западные  учебники и монографии на русский  язык. Затем, ничего не меняя,  использовать данные положения  на практике. Вероятность реализации  этой концепции весьма высока  в силу своей простоты и  привычки бездумного копирования  западного опыта. Но она несет  и большую опасность. Достаточно  вспомнить использование неадаптированной  к условиям России теории “монетаризма”,  концепций “шоковой терапии”, ваучеризации  и т.д. Можно спрогнозировать  новые потрясения, которые ждут  Россию при осуществлении данной  концепции.

    2.Концепция адаптации  западной теории менеджмента.  Предполагает частичный учет  особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование,  а приспособление западной теории  к современным российским условиям. При этом возникает важная  проблема, какую из западных теорий  менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США,  Западной Европы сильно отличаются  между собой. Какой из данных 

вариантов принять за аналог? Но при любом выборе мы рискуем  использовать теорию, учитывающую специфические  особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей. Здесь целесообразно вспомнить  слова М.Вебера: “ Капитализм западного  типа мог возникнуть только в западной цивилизации”.

    В России конца  80-х годов опоздание или уход  с работы ранее установленного  срока, мелкое воровство, низкое  качество продукции – стали  нормальным явлением и сохранились  вплоть до сегодняшнего дня.  Исходя, из этого в систему  национального менеджмента придется, вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества.

      В результате  адаптированные теории, слабо учитывающие  специфику российской действительности, не смогут дать российской  экономике то, что от них ожидают.

    3.Концепция создания  российской теории менеджмента.  Исходит из полного учета особенностей  российской ментальности с использованием  аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое  копирование западного и восточного  опыта, ни полное отрицание  достижений западной и восточной  школы менеджмента. И первое, и  второе одинаково неприменимо.  Необходимо отметить, что еще  А.Маршалл утверждал, что: “  Экономическая наука это не  совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия  конкретной истины”. На мой  взгляд это высказывание полностью  можно перенести и на науку  менеджмент. Поэтому, российский  менеджмент должен иметь свое  специфическое содержание, формы  и методы управления, соответствующие  специфике российского менталитета.

 

1.3 Характерные особенности  развития теории и практики менеджмента в России

  Истоки сложившейся российской модели менеджмента уходят в XVII—XVIII вв., когда государственная власть начала формировать и совершенствовать рычаги стимулирования предпринимательства. В СССР параллельно с американскими исследователями менеджмента стала развиваться научная организация труда в производстве и управлении предприятием, учреждением, организацией. С начала 1930-х и до середины 1980-х гг. российская модель менеджмента разрабатывалась на основе методологии согласованного ведения хозяйства и управления из единого центра. Наука управления организацией базировалась на принципах управления социалистическим производством, использование ресурсов в каждой организации определялось единым народнохозяйственным планом и его обязательным выполнением. Функции менеджеров сводились к планированию и организации выполнения утвержденного плана. Функция планирования определялась как главная функция управления. Организация управления осуществлялась с использованием типичных структурных схем системы управления.

Следует отметить, что идея баланса была развита и впоследствии использовалась для планирования развития отраслей, крупных промышленных комплексов, отдельных регионов, межотраслевых и межрегиональных связей. Балансовые методы планирования использовались на протяжении всего существования единой централизованной системы управления народным хозяйством, а методический инструментарий, который разрабатывали советские ученые, зачастую использовался в других странах.

В начале 1990-х гг. Россия выбрала  путь к рыночным отношениям, методология  централизованного планирования оказалась  не совместимой с частной собственностью, централизованная система управления разрушилась и стала выстраиваться  новая модель российского менеджмента. В основе менеджмента стояли российский опыт управления предприятием, объединением, отраслью и обобщение достижений зарубежных моделей (прежде всего американского менеджмента). Постепенно руководство производством и сбытом перешло в руки профессиональных менеджеров.

На первых этапах формирования новой российской модели менеджмента  он ассоциировался с интегрированной  функцией работников администрации, связанной с общим руководством организацией или ее подразделениями; разработкой (или участием в разработке) целей и задач организации (или выполнением принятых задач); планированием и организацией работы по выполнению задач отдельных подразделений, программно-целевых групп или отдельных работников. Впоследствии менеджмент стал охватывать все более широкий круг проблем управления организацией. Решение этого круга проблем определяет сущность и содержание современного российского менеджмента [4]. Сегодня российский менеджмент — это и область человеческого знания, помогающая осуществить руководство людьми, и вид деятельности по руководству людьми в различных организациях, и тип управления. Модель российского бизнеса развивается в соответствии с глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни: с пополнением и развитием знания, самосовершенствования, использования традиционных и индивидуальных технологий и личного мастерства.

Большую роль в совершенствовании  модели российского менеджмента  играет система образования. Единая концепция Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Менеджмент» включает область, объекты, основные виды профессиональной деятельности и направления повышения профессиональной квалификации [5]. Содержание образовательных программ и методы обучения направлены на формирование компетенций в вопросах: управления собственной организацией, организаций — конкурентов; администрирования (умения владеть и управлять ситуацией), предпринимательства и перераспределения ресурсов организации в наиболее выгодных сферах применения; управления людьми с использованием опыта национального и международного менеджмента. Это создает новые возможности для совершенствования сложившейся модели российского менеджмента.

Следует отметить, что современная  модель российского менеджмента  формировалась в условиях трансформации экономики, постепенного осознания и слабой правовой поддержки прав собственности, переоценки прежних фактов и факторов управления, усвоения достижений науки и практики зарубежного (прежде всего американского) менеджмента, в условиях дефицита профессиональных знаний и опыта управления организацией в условиях рынка.

В такой среде сформировалось большое разнообразие организаций, в которых сосуществовали разные системы менеджмента, в которых  могли существовать и использоваться несколько парадигм (по крайней мере — принципов и правил) управления. Советский опыт разделения управленческой деятельности по функциям, профессионализации и дифференциации полномочий обусловил широкое использование функционального подхода. В качестве самостоятельных направлений стали развиваться административное управление, экономическое управление, стратегический менеджмент, информационный менеджмент, управление проектом, антикризисное управление и другие. Для управления крупными объединениями (созданными в первую очередь в топливной промышленности и энергетике) постепенно формировалось законодательство по корпоративному управлению.

В организациях для реализации сформировавшихся типов менеджмента  могли использоваться собственные (присущие только этой команде менеджеров или обусловленные спецификой отрасли, производства) инициативные организационные механизмы управления. Но использовались, как правило, устаревшие структуры системы управления, концентрация полномочий была сосредоточена на высших уровнях, формировался дисбаланс интересов собственников, менеджмента и работников, конструировались неэффективные системы и методы разработки и принятия управленческих решений, игнорировалась мотивация труда работников. Это приводило к обособлению и закрытости экономической деятельности организаций и отрыву от нужд экономики и общества. Далеко не всегда организации адекватно реагировали и на изменяющуюся среду рынка (табл. 1.) отношений и их эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Влияние факторов среды 

на формирование негативных характеристик менеджмента

Внешняя среда 

Внутренняя среда

1. Рост цен на энергоресурсы

2. Протекционизм

3. Изменение отношения  к труду

4. Низкий уровень образования

5. Рост доли сферы услуг

6. Бюрократизация

7. Рост индивидуализма

8. Изменение моральных  ценностей

9. Лоббизм

10. Старение населения  (персонала)

1. Ориентация на краткосрочные  цели

2. Низкий уровень подготовки  персонала

3. Увлечение количественными  методами

4. Сопротивление изменениям

5. Чрезмерное число управляющих

6. Пренебрежение к технологии  и организации

7. Слишком высокие оклады  руководителей

8. Отсутствие рабочей  гордости

9. Чрезмерно дробный перечень  профессий

10. Нежелание рисковать,  тенденции к увеличению и сохранению привилегий


 

 

Глава 2. Современный российский менеджмент, практика.

Существенное влияние  на реформирование российского менеджмента  оказывают общеэкономические факторы:  

  •  
    экономическая и политическая нестабильность в стране;
  •  
    спад промышленного и сельскохозяйственного производства;
  •  
    высокий уровень безработицы;
  •  
    высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;
  •  
    высокий уровень инфляции, низкая платежеспособность многих организаций;
  •  
    несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования экономики;
  •  
    использование государственными и местными органами моделей и решений, неадекватных сложившимся условиям;
  •  
    коррумпированность государственных и местных органов регулирования экономики;
  •  
    хроническая асимметричность информационного пространства;
  •  
    неразвитость рыночных отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды;
  •  
    высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей от криминальных структур.

 
Все это требует стабилизирования, в чем и заключается работа менеджеров как высшего, так и  среднего и низшего звеньев. От качества и правильности их решений зависит  положение России и внутреннее, и  внешнее.  
 
Многие руководители, при наличии командной системы в организации, подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить через процедуру банкротства.  
 
В настоящее время происходит слепое копирование западных методов ведения бизнеса и управления организацией. Вклад западных теоретиков и практиков бесспорен, но многое из того, что хорошо в США или Германии, неприемлемо для России. Здесь необходимо использовать только лучшее с учетом особенностей национальной экономики. 

Предприниматели не должны действовать по инерции, по привычке, а должны гибко реагировать на изменения внешних и внутренних факторов. Пока у менеджеров всех рангов отсутствуют глубокие знания о рынке, экономики и о самом менеджменте  как о науке управления. 

Информация о работе История развития менеджмента в России