История развития менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. выявить задачи и проблемы российского менеджмента;
2. рассмотреть особенности менеджмента российской организации;
Предмет курсовой работы - теория и практика менеджмента в России.
Цель проводимой работы - раскрыть теоретические основы данного вопроса, провести анализ определенного предприятия, выбранного в качестве исследуемого объекта.

Файлы: 1 файл

курсовая по уимк.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

По иному складывался  процесс становления и развития науки управления – менеджмента  – в странах Запада и Японии. Научный интерес к менеджменту  резко возрос в связи с острейшими экономическими кризисами, депрессией, финансовыми потрясениями и жесткой  конкурентной борьбой. Крупные хозяйственные  структуры были заинтересованы в  таких научных разработках, которые  отвечали бы потребностям практики, помогали бы эффективно управлять, предвидеть ход  развития экономической ситуации, сделали  бы так, чтобы работала формула «затраты - выгоды».

 

2.1 Проблемы теории и  практики менеджмента в современной  России.

        Переход  от административно-командной экономики   к  рыночной,  с  одной  стороны,   и   специфика   российской   системы   ценностей,   российского менталитета, с другой, определили особенности российского   менеджмента  на современном  этапе. В период после 1992 года  выявлены реальное  направление  реформ экономики и управления, а также роль отдельных сфер  хозяйствования общественно-активных  групп и личностей.

    1. Приватизация  государственной собственности  как  формирование  массы собственников,  необходимых для рыночной среды.

    Различные темпы  перестройки основных групп   субъектов  хозяйствования: государства,  трудовых коллективов (персонала,  руководителей, менеджеров) - осложнили  переходные процессы  и  их  анализ.  Вместе  с  тем   проведенные исследования  позволяют   выделить  следующие  направления   преобразований социально-экономического  характера.

    2.  Кардинальный  отход  от  социально   благоприятной   экономики   к рациональной.

    Для  поведения   руководителей   в   рамках   благоприятной   экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация  потерь  квалифицированных рабочих  при сокращении объемов производства  и его диверсификации. В рамках  рациональной  экономики  это   жесткое   распределение   ресурсов   внутри предприятия: борьба за  рынки сбыта, укрепление  своих   позиций  на  рынке, проведение  новой финансовой политики и  изменение внутренней  организации,- при  усилении   роли   финансового   капитала   над   производительным   и человеческим.

      3. Изменение  поведения и целей трудового  коллектива  в  сторону  более  рационального отношения к себе.

     Это, прежде  всего, предложения, поступающие  "снизу" и касающиеся более  рационального  использования   ресурсов,  производства  более   выгодных   и потребляемых рынком  товаров.

    Акционерами из  числа  рабочих  осознается  дилемма,  возникающая  при  требовании выплат дивидендов,  повышение  зарплаты,  с   одной  стороны,  и дополнительный  налог в форме выплат неработающим  акционерам, с другой.                Подобное смешение происходит  в силу до конца не прошедшего  разделения интересов менеджмента  и рабочих. Там где  разделение  произошло,  контроль становится  менеджерским, а работники превращаются  в  элемент  издержек  в  деятельности предприятия.

     С другой  стороны, можно отметить увеличение  числа  переподготовленных работников,  неконфликтное   решение   вопросов   увольнения,   сокращение производственного  и административно-управленческого  персонала.

    Активная  роль  рабочих-акционеров  проявилась   и   облегчила   смену менеджерской  команды на предприятии.

    4. Изменение   в  целях  выживания  предприятия   методов  управления  в сторону  открытости.

    Российские менеджеры  в начале переходного периода   ориентировались  на управление  с позиций рационального использования  всех внутренних  ресурсов и  опирались на работников - собственников   этого  предприятия  (владельцев  крупных пакетов акций). В настоящее  время акценты изменились, и управление  добровольно  идет  на  увеличение  доли   акций,   принадлежащих   внешним владельцам. Иными словами,  сдвиг произошел  от  "закрытого"  управления  в сторону "открытого".  При  этом  доля  "внешних"  владельцев  акции  часто расширяется  в целях привлечения инвесторов  для реконструкции производства, его  перепрофилирования  и   диверсификации.  Прослеживаются  и   тенденции добровольного  уменьшения "цены" за переход  под "внешнее" управление.  Речь идет об уступке  менеджерами   части  своей  власти  "внешним"  управлениям взамен на гарантированное  владение определенной долей  акций.

    5. Изменение характеристики  корпуса менеджеров российской  экономики.

    Формирование  этой   категории   управленцев   происходило   по   двум направленным. С одной  стороны,  это   работники,  которые  воспользовались  экономической свободой и построили  сами  свой  бизнес.  Начальной   стадией практически у всех  было  создание  малых  предприятий.  Как  правило,  это высокообразованные  молодые  люди  (25-40  лет),   способные   к   быстрой переориентации, хорошие организаторы, желающие  и  умеющие  много  работать  для достижения своей цели. Менеджеров  этой категории характеризует  быстрое восприятие норм экономического  поведения  их  "западных"  коллег,  умение комплексно видеть  и  решать  проблемы  своего  бизнеса,  быстрое  освоение  методов  выстраивания  деловых,  партнерских   отношений   с   "западными" коллегами.  При   этом  ранее  эти  люди,  как  правило,  не  имели   опыта руководителей работы, хозяйственными  объектами, крупными производственными  коллективами, так как не  проходили  школы  экономического  взаимодействия административно-командной экономики.

    С другой стороны, - руководители крупных  предприятий,  управленческий опыт  которых   сложился   в   административно-командной   экономике,   но вынужденные  осуществлять управление в рыночных  условиях, на  своем  опыте. "Ошибки" в таком обучении приобретают  большую цену для предприятия.  Более того, иная качественная  определенность управления в  рыночной экономике  во многом  определила  небольшой  удельный  вес  успешных  руководителей.  Это руководители уже старшего  поколения  (50-65  лет)  на  смену   им  приходят более, молодые  (30-40 лет), имеющие  опыт  руководящей   работы  на  данном предприятии.  К ним относятся работники,  ушедшие  со  своих  должностей  и пробовавшие строить свой  самостоятельный бизнес. Эту категорию   работников объединяет опыт самостоятельного  управления  бизнесом  в  условиях  рынка. Иными словами,  на  должности   первых  руководителей  крупных   предприятий приходят  работники   данного  предприятия.  Они   приносят  с  собой   опыт  рыночного менеджмента, свои капиталы,  накопленные  в  частном   бизнесе  и наработанные связи  с банками.

    Для обоих направлений  формирования  образа  современных   руководителей бизнеса характерно  омолаживание  этой  категории   менеджеров.  Переход  к рыночным  условиям ускорил так же приход  к  "власти"  в  бизнесе   молодого поколения управленцев.  Таким образом, российский опыт  переходной  к  рынку экономики   внес  следующие  особенности   реформирования  управления.   Это переход  к  рациональной  экономике,  где  завоевание  позиций  на   рынке представляется  более высокой ценностью для   менеджеров,  чем  максимизация  числа  сохранения  рабочих   мест,   диверсификация   производства   взамен массового производства  изделий, которые  умели   выпускать.  Прослеживается расширение "открытости" в управлении предприятиями.  При этом  "открытость" обеспечивается не столько за счет утери власти  менеджерами,  сколько за счет уменьшения влияния рабочих. Более того, менеджмент  ряда  предприятий готов добровольно поделиться властью (с предоставлением гарантий  в виде передачи прав собственности) и ведет активный поиск внешних инвесторов,  в том числе и зарубежных, но это следующая ступень эволюции.

Основная  проблема  состоит  в  следующем:  должна  ли  Россия   слепо перенимать теорию японского, американского и т.д. менеджмента и  применять их на практике? Результат  копирования  чужого  опыта  мы  уже  видели  на примере США. Заимствование чужого опыта Россией может принести  еще  более отрицательный результат. Это объясняется тем,  что  российский  менталитет всегда  характеризовался  наличием  полярности,  стремлением  к  гротеску, доведением любой ситуации до крайности.

В настоящие время прозападные  настроения имеют в  российской  среде много  убежденных   сторонников.   Они   считают   западную   ментальность единственно верной, доминирующей и основополагающей при формировании новой системы экономических  отношений.  По  мнению  западников,  “  россияне  и американцы имеют, чуть ли  не  совпадающий  менталитет.  Внедрение  у  нас американских принципов хозяйствования и их стиля  жизни...”  преподносятся как выход  из создавшейся критической ситуации.

    Славянофилы (А.С.Хомяков,  И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.)  наоборот считали, что Россия  имеет принципиально  отличный  от  западноевропейского путь  развития, собственный образ мышления, основанный на ее  самобытности,

патриархальности, консерватизме  и православии. Основа этой ментальности  –

общественная форма хозяйствования. Исходя из этого положения,  ряд  ученых

полагают, что “ менталитет россиян –  главное  препятствие  американизации России.  Он  является  причиной   провала   экономических   и   социально- политических реформ Ельцина. Любые попытки осуществить  перемены в  России, если они пренебрегут  менталитетом россиян, обречены на неудачу”.

       Однако  крайние точки  зрения  чаще  всего  оказываются  неверными.  По-моему    мнению,   Россия   представляет   собой     сочетание западничества и славянофильства. Это нашло отражение в теории евразийства. Последняя не отрицает влияния на русскую ментальность, как запада,  так и востока. Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее  географическое  и расово-этническое  многообразие  впитало в   себя   эту   геополитическую реальность.

        От  Азии Россия впитала форму  группового  мышления  –  группизм,  а  от Европы  –  индивидуализм   с  присущим  ему  мировоззрением.   Группизм   и индивидуализм  – два фундаментальных качества, составляющие основу русского  менталитета.  Причем  они  входят  в  противоречие  между  собой   в   силу полярности их основ.  Их соотношение в ходе исторического  развития не  было постоянным. Дуализм российского менталитета, его динамика,  тенденция  становления позволяют  смоделировать  систему  менеджмента,   адекватную   российскому менталитету.

Целесообразно вспомнить  слова Тейлора: “  Искусство научного управления это эволюция, а не  изобретение”. 

2.2 Задачи  российского  менеджмента

Стало очевидным, что успех  любой компании определяется, прежде всего, отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением  издержек, развитием специализации (иначе говоря - воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды - социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций. Использование в управлении теории систем, существенно облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие - возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).

Важнейшей характеристикой  менеджмента на современном этапе  является ориентация на знания, высокую  культуру, интеллект, использование  информации, что представляет уже  сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПБ., Питер, 2000. - 202 с..

В этом плане характерно формирование новых отношений между  организацией и работающими в  ней людьми:

1)наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;

2)работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность;

3)прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;

4)менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником;

5)стиль управления приобретает все более демократичный характер.

В последние годы XX столетия (эта тенденция обязательно сохранится и в последующем) все большее  внимание обращается на человеческий аспект управления. Главное в менеджменте - умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в наибольшей эффективности своего труда и  общей прибыльности фирмы. Менеджмент нацелен на человека, на то, чтобы  побуждать людей к результативным совместным действиям. Формирование единой команды, где каждый четко знает  свое место, где правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь, - одна из задач менеджера. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме, - М.: Бизнес-школа, 2004. - 109 с.. Менеджеры опираются ныне и на общую культуру, и на культуру общения в частности, активно формируют коммуникации между людьми, стремятся точнее определять индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат. Этика бизнеса становится золотым правилом менеджмента.

Основные принципы современного управления можно сформулировать так:

-ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента;

-повышение качества коммуникаций, пронизывающих организацию во всех направлениях;

-внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах рыночной деятельности фирмы;

-предоставление сотрудникам права участия в управлении предприятием;

-формирование такого психологического климата, такой атмосферы в организации, которая помогает раскрытию способностей работающих, обеспечивает их удовлетворенность своей работой;

-способность менеджеров результативно сотрудничать со всеми, с кем они сталкиваются в своей работе: покупателями, поставщиками, смежниками и т.д.;

-этические основы как база бизнеса; лояльность, честность, справедливость и доверие к людям;

-всемерная опора на такие ключевые факторы менеджмента, как качество, сервис, нововведения, контроль за ресурсами, производственным процессом;

Информация о работе История развития менеджмента в России