Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. выявить задачи и проблемы российского менеджмента;
2. рассмотреть особенности менеджмента российской организации;
Предмет курсовой работы - теория и практика менеджмента в России.
Цель проводимой работы - раскрыть теоретические основы данного вопроса, провести анализ определенного предприятия, выбранного в качестве исследуемого объекта.
По иному складывался процесс становления и развития науки управления – менеджмента – в странах Запада и Японии. Научный интерес к менеджменту резко возрос в связи с острейшими экономическими кризисами, депрессией, финансовыми потрясениями и жесткой конкурентной борьбой. Крупные хозяйственные структуры были заинтересованы в таких научных разработках, которые отвечали бы потребностям практики, помогали бы эффективно управлять, предвидеть ход развития экономической ситуации, сделали бы так, чтобы работала формула «затраты - выгоды».
2.1 Проблемы теории и
практики менеджмента в
Переход
от административно-командной
1. Приватизация
государственной собственности
как формирование массы собственников,
необходимых для рыночной
Различные темпы
перестройки основных групп
субъектов хозяйствования: государства,
трудовых коллективов (
2. Кардинальный отход от социально благоприятной экономики к рациональной.
Для поведения
руководителей в рамках
благоприятной экономики характерно:
сохранение рабочих мест, минимизация
потерь квалифицированных рабочих
при сокращении объемов
3. Изменение
поведения и целей трудового
коллектива в сторону более
рационального отношения к
Это, прежде
всего, предложения,
Акционерами из
числа рабочих осознается
дилемма, возникающая при
требовании выплат дивидендов,
повышение зарплаты, с
одной стороны, и дополнительный
налог в форме выплат
С другой
стороны, можно отметить
Активная роль рабочих-акционеров проявилась и облегчила смену менеджерской команды на предприятии.
4. Изменение
в целях выживания
Российские менеджеры
в начале переходного периода
ориентировались на
5. Изменение характеристики корпуса менеджеров российской экономики.
Формирование
этой категории управленцев
происходило по двум направленным.
С одной стороны, это
работники, которые воспользовались
экономической свободой и
С другой стороны,
- руководители крупных
Для обоих направлений
формирования образа современных
руководителей бизнеса
Основная проблема состоит в следующем: должна ли Россия слепо перенимать теорию японского, американского и т.д. менеджмента и применять их на практике? Результат копирования чужого опыта мы уже видели на примере США. Заимствование чужого опыта Россией может принести еще более отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности.
В настоящие время прозападные
настроения имеют в российской
среде много убежденных сторонников.
Они считают западную
ментальность единственно верной, доминирующей
и основополагающей при формировании
новой системы экономических
отношений. По мнению западников,
“ россияне и американцы имеют,
чуть ли не совпадающий менталитет.
Внедрение у нас американских
принципов хозяйствования и их стиля
жизни...” преподносятся как выход
из создавшейся критической
Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) наоборот считали, что Россия имеет принципиально отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления, основанный на ее самобытности,
патриархальности, консерватизме и православии. Основа этой ментальности –
общественная форма
полагают, что “ менталитет россиян – главное препятствие американизации России. Он является причиной провала экономических и социально- политических реформ Ельцина. Любые попытки осуществить перемены в России, если они пренебрегут менталитетом россиян, обречены на неудачу”.
Однако
крайние точки зрения чаще
всего оказываются неверными.
От
Азии Россия впитала форму
группового мышления – группизм,
а от Европы – индивидуализм
с присущим ему мировоззрением.
Группизм и индивидуализм
– два фундаментальных
Целесообразно вспомнить слова Тейлора: “ Искусство научного управления это эволюция, а не изобретение”.
2.2 Задачи российского менеджмента
Стало очевидным, что успех любой компании определяется, прежде всего, отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря - воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды - социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций. Использование в управлении теории систем, существенно облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей: наличие определенного числа компонентов; структурная связь и взаимовлияние различных компонентов системы друг на друга и как следствие - возникновение новых явлений, обновленных процессов; идентификация системы, позволяющая отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему; концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).
Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПБ., Питер, 2000. - 202 с..
В этом плане характерно формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:
1)наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;
2)работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность;
3)прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;
4)менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником;
5)стиль управления приобретает все более демократичный характер.
В последние годы XX столетия
(эта тенденция обязательно
Основные принципы современного управления можно сформулировать так:
-ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента;
-повышение качества коммуникаций, пронизывающих организацию во всех направлениях;
-внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах рыночной деятельности фирмы;
-предоставление сотрудникам права участия в управлении предприятием;
-формирование такого психологического климата, такой атмосферы в организации, которая помогает раскрытию способностей работающих, обеспечивает их удовлетворенность своей работой;
-способность менеджеров результативно сотрудничать со всеми, с кем они сталкиваются в своей работе: покупателями, поставщиками, смежниками и т.д.;
-этические основы как база бизнеса; лояльность, честность, справедливость и доверие к людям;
-всемерная опора на такие ключевые факторы менеджмента, как качество, сервис, нововведения, контроль за ресурсами, производственным процессом;