История возникновения менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои произ¬водственные

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 «Донаучный менеджмент» 6
1.2 История развития менеджмента как науки 8
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 19
2.1 Американская модель менеджмента 19
2.2 Характеристика японской модели 21
2.3 Западноевропейская модель менеджмента 23
2.4 Советская модель управления 27
3. ЭТАПЫ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНДЖМЕНТА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

“Теоретические основы менеджмента”

 

ТЕМА: История возникновения менеджмента как науки

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:                                                       

 

                                                                                     СТУДЕНТ___ КУРСА

                                                                                    ГРУППА__________

 

Руководитель:                                                        

должность  Ф. И.О.преподавателя Володько О. М

 

 

 

МИНСК   2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Знание истории развития любой науки – ключ к истинному  пониманию целей и задач всех научных исследований. История опытным  путем проверяет  наличие противоречий и  ошибок,  позволяет корректировать теоретические и практические результаты для их наилучшего применения в будущем.

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию  современного состояния науки, а  также  появлению  и  формированию  новых  идей.  Развитие науки  управления  свидетельствует,  что  нежизненные  концепции  гибли,   а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира,  обращение к истории  часто  происходило  в  критические,  судьбоносные  периоды  жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся  кризисной  ситуации.

Менеджмент как наука  управления в этом смысле не отличается от других наук. Ценность исторического  опыта управления неоспорима и широко применяется для анализа тенденций и определения направления развития науки и практики управления.

История менеджмента  начинается с «предыстории» (от древних  цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Слово «менеджмент» в  том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира1. Исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни. [1]

Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также и власть, и «сфера полномочий».

Согласно Краткому Оксфордскому словарю английского языка слово management впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 г. и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.

Несмотря на то что  «управление» - слово русское и  давно привычное, а английское слово «менеджмент» в широком использовании белорусской экономикой насчитывает не более 10-15 лет, в отечественной науке и практике эти термины рассматриваются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. [3]

    Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

   Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений.

Корни эффективного менеджмента  находятся в истории этой науки, сама история опровергает либо подтверждает определенные теории,   практические методы, исследования, и крайне важно в современных исследованиях и в повседневной практике опираться на богатый опыт истории.

 

  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

История развития менеджмента  насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Выделяют пять революционных  этапов в истории развития теории и практики менеджмента (Приложение 1):

  • религиозно-коммерческий;
  • государственно-законодательный;
  • государственно-контрольный;
  • индустриальный;
  • бюрократический.

Первым этапом профессионального использования управленческих навыков многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Именно это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие.

Второй важнейший этап развития (государственно-законодательный) относится к 1760 г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи. Он первым издал свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.

Третьим революционным шагом (назовем его государственно-контрольный) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). именно в этот период проводилась политика, направления на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII – XVIII вв. Он связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.

Пятая управленческая революция имела место в конце XIX – начале XX в. Ее часто называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров.

1.1 «Донаучный  менеджмент»

 

Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад  в период формирования цивилизаций  Древнего Востока (Египет, Шумеры).

Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс  религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид.

На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления.

Жрецы вскоре стали богатым  и влиятельным сословием. Помимо соблюдения ритуальных почестей («для Бога»), они управляли делами государства, ведали казной, вели имущественные и другие споры. Это был прототип нынешнего чиновничества.

Древние греки большое  внимание, помимо общегражданских функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами  и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.

Древний Рим продвинул  управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями было со временем децентрализовано, что улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел. Реформа территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом измерении. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать (капитал!), то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью. [3]

Крупным вкладом в  управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

Через тысячу лет после  Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции.

Так, этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а затем - строительно-производственным.

В средние века наиболее совершенной была административная иерархия Римской католической церкви, построенной по принципу функционализма.

Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»).

Перемещая исторический экскурс в Европу, вставшую, по Тойнби, на «историческую ось времени», то есть начавшую опережать остальные  континенты в своем развитии, следует  отметить выдающуюся роль промышленного переворота ХVIII-ХIХ веков, стимулировавшего, начиная с Англии, развитие европейского капитализма. Если до него те или иные новации, двигавшие управление-менеджмент вперед, происходили от случая к случаю, то теперь они стали практически регулярными.

Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник  постепенно был заменен наемным  управляющим, а менеджмент превратился  в самостоятельную область жизнедеятельности.

1.2 История развития менеджмента как науки

 

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку.

Первый взрыв интереса  к управлению обнаружился в 1911 г. Именно  Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления» традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Именно работы У. Тейлора положили начало менеджменту как науке и считаются классическим направлением этой науки.

Классическое  направление менеджмента включало в себя три области: собственно научный менеджмент, административный менеджмент и концепцию бюрократических организаций.

Если «донаучный менеджмент» (примерно с 1845 по 1900гг.) состоял в поисках управления фабриками и людьми на них работающими, причем это делалось относительно бессистемно, то 1-й этап его осмысленно зафиксированного формирования связывают с собранием Американского общества инженеров - механиков в 1886г. На нем Генри Тауном был прочтен доклад «Инженер в роли экономиста». В докладе-презентации была высказана мысль, чтобы инженеров должно интересовать нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчет затрат, доходов и прибылей. На презентации присутствовал тот, чьи идеи заложили принципы и направления развития американской промышленности. Это был Фредерик Уинсенд Тейлор (1856-1915г.), «отец научного менеджмента». [3]

Капитализм «на стыке  веков» вступал в свою новую монополистическую  стадию, полным ходом шла техническая  революция, принесшая миру электричество  в быту и электричество в производстве, телефонную связь, двигатели внутреннего  сгорания (автомобили и самолеты), конвейер Форда и трубопроводы Нобеля, автоматические механизмы и оружие (пулемет Максима), жилье с «удобствами» и новый рост производительности труда. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью ремесленеческих «дедовских» методов.

Информация о работе История возникновения менеджмента как науки