История возникновения менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои произ¬водственные

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 «Донаучный менеджмент» 6
1.2 История развития менеджмента как науки 8
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 19
2.1 Американская модель менеджмента 19
2.2 Характеристика японской модели 21
2.3 Западноевропейская модель менеджмента 23
2.4 Советская модель управления 27
3. ЭТАПЫ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНДЖМЕНТА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Системы делятся на закрытые, функционирующие  изолированно (независимо) от внешней  среды, и открытые - связанные с  метасистемой, внешним воздействием. Простые и сложные системы  различаются деревом целей.

Системный подход в 60-70-е гг. становится универсальной идеологией менеджмента, а системный анализ - общепризнанным инструментарием. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию (фирму) в единстве составляющих ее частей и их разновременной динамики. Методология системности помогла интегрировать вклад всех школ, в разное время доминировавших в теории и практике управления, не противопоставляя, а дополняя и пополняя известные управленческие новации.

Ситуационный или кейзовый подход (кейз-ситуация) является и способом мышления и набором конкретных действий. Разработанный в Гарвардской школе бизнеса (США) этот подход направлен на выработку ситуационного мышления и непосредственное использование полученных теоретических знаний, ведет к анализу реальных ситуаций и принятию типологичных решений. Ситуационный подход, в отличие от процессного и даже системного, чаще используют в нестандартных случаях, в ситуациях неопределенности, неожиданного нестандартного реагирования окружающей среды. Подход такого рода воспитывает у менеджеров особые качества: гибкость, предвидение, умение принять запрограммированные решения в нестандартных ситуациях, быть оригинальными в достижении целей. Это управление антикризисного типа, массовых расстройств типичного хода процесса, катаклизмов и т.п.

Рассмотрение ситуации как важного явления было предвосхищено  еще Мери П. Фоллет в 20-е гг. Однако лишь значительно позже это вошло  в «жизнь менеджмента».

 

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Американская модель менеджмента

 

Изучение американской модели менеджмента представляет известный  интерес. Именно в США впервые  сформировалась наука и практика менеджмента.    Американский  менеджмент  впитал  в  себя  основы   классической   школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик  и  Линдал Урвик  сделали  много  для  популяризации  основных  положений  классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование  всех других направлений в американской теории управления.

   Переход от  экстенсивных к интенсивным методам   хозяйствования  в  20—30-е гг. потребовал  поиска новых форм управления. Постепенно сложилось  понимание  того,  что  для  выживания   производства  необходимо  изменить  отношение  к положению рабочего на  предприятии,  выработать  новые методы  мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Современный американский  менеджмент  в  таком  виде,  какой  сложился  в настоящее  время, базируется на трех исторических предпосылках:

   1. Наличие рынка.

   2. Индустриальный  способ организации производства.

   3. Корпорация как  основная форма предпринимательства.

Американский  экономист  Роберт  Хейлбронер  указал   на   три   основных исторически  сложившихся подхода к распределению  ресурсов  общества.  Это  — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет  в  виду  распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от  одного поколения к другому. Командный подход подразумевает  распределение  ресурсов через приказы. Рыночный  подход  предусматривает  распределение  ресурсов  с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход  является наиболее эффективным.

Современная  американская  модель  менеджмента  ориентирована  на   такую организационно-правовую форму частного предпринимательства,  как  корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

Американские  корпорации  широко  используют   в   своей   деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в  обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Основой стратегического  управления  является  системный  и  ситуационный анализ  внешней  (макроокружение  и  конкуренты)   и   внутренней   (научные  исследования и разработки, кадры и их  потенциал,  финансы,  организационная культура и пр.) среды.

Важнейшей  составной  частью  плановой   работы   корпорации   является стратегическое  планирование,  возникшее  в  условиях  насыщения   рынка   и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование  создает  базу для принятия эффективных управленческих решений.

Для   снижения   сопротивления   рабочих   организационным    изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы  повышения  «качества трудовой жизни», с  помощью  которых  работники  корпорации  привлекаются  к разработке  стратегии  ее  развития,  обсуждению   вопросов   рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

В науку менеджмента  значительный вклад сделали научно-исследовательские группы, которые, действуя при больших американских корпорациях, в научных и научно-исследовательских учреждениях, разрабатывают аналитично-прогностические методики. Так в теории менеджмента известна матрица Бостонской консультативной группы, которая дает возможность упрощенно определять позиции предприятия на рынке. В Стенфордском исследовательском институте обоснованы методы анализа GAP, которые являются попыткой найти методы разработки стратегии и методики управления, которые дают возможность обеспечить максимально высокий уровень желаемого положения. В корпорации «Мак-Кинзи» разработана модель “7S” и усовершенствованна модель Бостонской консультативной группы, в компании «Дженерал Електрик» - модель анализа переменных, которые влияют на долгосрочную прибыльность (PIMS).

   Большинство исследователей  считают, что теория и  практика  управления  в США достигли  значительно  более  высокого  уровня  развития,  чем  в   других странах  мира.  По  их  мнению,  высокая  производительность  труда  в   США обеспечивается  за  счет  лучшей  организации   производства.   Работая   на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие  прибыли,  умело приспосабливаясь  к  разным  условиям  на  рынках.  Именно   отставанием   в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и  Европой.  Одной из  причин  создавшегося  положения  следует  считать  то,  что   американцы проводят в Западной  Европе  политику  подчинения  европейских  стран  своим стратегическим планам.

Американский менеджмент формировался в идеальных условиях техногенной цивилизации, оптимальный  климат, отсутствие войн, обширная территория, но в современных условиях, когда  столкнулся с возрастающей конкуренцией со стороны азиатских и европейских компаний, американский  бизнес зачастую проигрывает конкур войны.

2.2 Характеристика японской модели

 

За последние два  десятилетия  Япония  заняла  лидирующее  положение  на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех  стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего  2%  от  населения земного шара.

Особенностью японской науки менеджмента является обобщение  эмпирических достижений в сфере  управления ведущих местных корпораций их же научно-исследовательскими подразделениями. Результаты исследований предлагают широкой общественности в виде коллективных трудов или описаний успешной управленческой деятельности представителей управленческой элиты. Поскольку в деятельности этих корпораций значительную роль играют социокультура, научные исследования в отрасли менеджмента сконцентрированные на ее аспектах.

Теория управления на основе формирования социокультуры  корпораций получила название организационных «гибких» систем управления, построенных на мозаике личных отношений, коллективного труда, совместного обучения, социального происхождения и т.д. Основой концепции является понимание системы управления, как содержащей «жесткую» и «гибкую» части. Сущность понятий «жесткая» и «гибкая» подсистемы управления состоит в отделении каждой и создания системы связей между ними как условия эффективного менеджмента. [5]

«Жесткая» подсистема –  это техника и технология производства. Ее элементы со временем утрачивают свою стоимость (амортизируются), снижается их продуктивность.

«Гибкую» подсистему управления образуют системы правил, инструкций и типовых методов  выполнения работ, которые являются основой формулирования и выполнения заданий, а также поведения людей. Эта подсистема охватывает методы принятия решений, порядок найма, ориентацию на строгий учет времени и самообучение, проектирования структур. Ее сущность проявляется в системе личных отношений, ценностных установок и социального взаимодействия в организации. Для описания связей между «гибкими» и «жесткими» аспектами взаимоотношений системы управления введен термин «социотехническая система». Японские исследователи настаивают на особенностях японской системы ценностей и уникальности японской культуры как основы функционирования «гибких» подсистем. Теоретические исследования обосновали специфическую японскую систему управления (рис. 1).

Сильнейшим средством  мотивации  в  Японии  является  «корпоративный  дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы  группы  выше личных интересов отдельных работников.

Центральное место в  оперативном управлении японского  менеджмента занимает управление качеством.  Во всех сферах японской экономики  в  настоящее  время действуют  группы (кружки) качества,  в  которые  помимо  рабочих  включаются мастера и инженеры. Японская система управления  качеством  не  дает  сбоев.  Это является результатом ее продуманности и простоты.

Именно такая модель менеджмента оказалась наиболее конкурентной в современных условиях.

2.3 Западноевропейская  модель менеджмента

Заметное  влияние  на  формирование  менеджмента  оказали   английские исследователи.  Так, англичане Р. Фэлк  и Л.  Урвик  занимались  разработкой  принципов управления.

Английские  ученые  внесли  существенный  вклад  в  разработку  метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в  40-х  гг.,  в связи  с  необходимостью  решения   некоторых   военных   стратегических   и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции вопросами  научного управления занимались Анри Луи  Ле  Шателье Шарль  Фремен-виль  братья  Андре  и  Эдуард  Мишлен.  Неоценимый  вклад   в понимание  менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес  известный немецкий   социолог    Макс    Вебер,    разработавший    «идеальный    тип» административной организации, названный им  термином  «бюрократия».  Особого внимания заслуживают работы по организации  производства,  которые  выполнил Кароль   Адамецкцй.   Западногерманские   теоретики   школы    «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к  управлению  персоналом,  чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции  и  других  странах  Запада  широко прорабатывались  также  вопросы  привлечения   работников   к   «участию   в управлении».

Западноевропейские  ученые  оказали  заметное  влияние  на   формирование подхода к  управлению с позиции «социального человека». Этот подход  позволял изучать поведение  людей  с  точки  зрения  воздействия  на  них  группового поведения.

В 1929—1933  гг.  передовые  капиталистические  страны  охватил  мировой кризис. В этот же период времени  английским  ученым  Дж.  М.  Кейнсом  была сформулирована концепция  государственного  регулирования  экономики.  Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

Большое влияние на  развитие  всей  Европы  в  послевоенные  годы  оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг  Эрхард.  Под руководством  Эрхарда Западная  Германия  добилась   экономического   чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по  Эрхарду)  включает  в себя два основных положения:

1. Усиление государственного  регулирования во всех сферах         хозяйствования.

  2.   Введение   индикативного   планирования,   пришедшего    на    смену  директивного  планирования.   Индикативное             планирование предполагает  установление  планов  и  показателей,  достижение   которых   является наиболее желательным.

    Политика Эрхарда  получила поддержку всех слоев  общества, а также  ученых и  практиков, занимающихся вопросами  управления.

   Определенный  интерес представляет шведская  модель  социализма.    Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде  всего правильным выбором модели  общественного развития.  Этот  выбор был сделан  ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская  модель  социализма Мюрдаля учитывает специфические  особенности  Швеции,  которая  представляет собой страну с  высоким  уровнем  материального  и  социального  обеспечения населения.

Там же, в Швеции, разработан метод Lots (лоцман). Философия Lots предусматривает, что компания, государственное учреждение или другая организация должна приспосабливать свои действия к требованиям покупателей. Метод Lots охватывает детальное, последовательное обсуждение проблем бизнеса разной сложности на разных уровнях – от корпоративной миссии компании до индивидуального проекта внутри организации. Качество такого обсуждения является условием успешного применения метода Lots.

Шведская консультативная  фирма «Майсигма» разработала график прибыльности, который дает возможность  путем уменьшения объема капитала, сосредоточенного в оборотных фондах, повысить рациональность его использования (в отличии от традиционной теории управления, где акцент делается на уменьшение дебиторской задолженности).

Информация о работе История возникновения менеджмента как науки