История возникновения менеджмента как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои произ¬водственные

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 «Донаучный менеджмент» 6
1.2 История развития менеджмента как науки 8
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 19
2.1 Американская модель менеджмента 19
2.2 Характеристика японской модели 21
2.3 Западноевропейская модель менеджмента 23
2.4 Советская модель управления 27
3. ЭТАПЫ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНДЖМЕНТА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

В европейской науке  менеджмента наиболее известной  является теория управления по результатам, разработанная финскими учеными, которая в определенной мере альтернативна одноименной американской системе. Основной идеей финской модели является разъяснение каждому работнику содержания его работы в определенной ситуации, создания условий для свободного развития умственных и физических способностей с целью достижения общих согласованных результатов и повышения качества жизни.[6]

В европейской науке  менеджмента распространена теория организационной культуры, которую  можно рассматривать как вариант стабилизированной теории паблик рилейшнз. Квитесенцией ее является положение, согласно которому для успешного решения культурных проблем в организации необходимы:

  • лидер, способный предвидеть будущее компании;
  • распространение необходимых представлений через разнообразные средства массовой информации, чтобы укрепить их в сознании работников организации;
  • установление высоких стандартов и обеспечение их исполнения;
  • распространение позитивных результатов, достигнутых группой, фирмой, отдельными работниками, чтобы крепить их веру в способность достигать целей;
  • вознаграждение тем, кто делает заметный вклад в достижение прогнозируемого будущего, и наказание тех, кто не делает этого.

Западноевропейская модель позволила расширить ряд широкомасштабных социальных задач: пенсионный возраст, пенсионное обеспечение, бесплатная медицина при сохранении страхового социального пособия. Однако у западноевропейской системы менеджмента существуют такие проблемы как высокие налоги, утечка капитала, мозгов, измение половозрастной и этносоциальной структуры населения, социальное иждивенство.

2.4 Советская модель управления

Построение  социализма  в  СССР потребовало   создания    новой    общественной    организации    управления социалистическим производством.    В первые годы Советской власти получают большую известность  труды  таких ученых, как А.А. Богданов, А.К.  Гастев,  О.А.  Ерманский,  П.М.  Керженцев, Н.А. Амосов.

   Известный   советский   ученый   А.К.    Гастев    занимался    вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им  сформулирована  и обоснована концепция, получившая название «трудовые  установки».  Внедрением методики  трудовых   установок   в   практическую   деятельность   занимался Центральный институт труда  (ЦИТ),  созданный  осенью  1920  г.  при  ВЦСПС. Важнейшее  место  в  осуществлении  методики  трудовых  движений  отводилось инструктажу.

   Недостатком   концепции  трудовых  установок.  Гастева   является   слабая  разработка самой методики  трудовых  установок,  выбор  слишком  узкой  базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

   Важная роль  в развитии научной организации   труда  и  управления  в   СССР принадлежит видному экономисту  О.А. Ерманскому,  который  внес  значительный вклад  в  создание   теории   социалистической   рационализации.   Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря  на  критику,  вклад Ерманского в развитие теории и практики  организации  труда  значителен.  Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

  Проблемы научной  организации труда получили широкое   освещение  в  трудах П.М.  Керженцева.  Керженцев  распространил   понимание  научной  организации  труда на все сферы человеческой  деятельности.

   Особого  внимания  заслуживает  дискуссия,  развернувшаяся  по  проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в  период  подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ,  За  несколько  недель  до  конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна —  от  группы  «Семнадцати»  во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе  с  Гастевым.  Полемика  между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на  II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные  моменты  обеих дискутировавших платформ.

Крупный  вклад  в   развитие   теоретических   основ   социалистической организации  производственных  процессов  был  внесен  О.И.  Непорентом.  Все  операции он классифицировал по  признаку  их  сочетания  в  производственном процессе  на  три  вида:  последовательное,  параллельное   и   параллельно-последовательное,  показал  их  влияние  на  длительность  производственного цикла.

В 30-е гг. была  проделана  большая  научная  и  практическая  работа  по созданию науки об организации производства, труда и управления,  результатом которой был выход в свет  первого советского  учебника  по  организации производства. В эти же  годы  было  положено  начало  формированию  системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим  образованием для предприятий и органов управления. Кроме того,  была  введена  новая  для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля,  которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны  система  управления  промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела  принципиальных  изменений.  Основным принципом управления продолжал оставаться  хозрасчет  при  усилении административно-командных методов  руководства.  Научная  работа  велась  по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени  возобновилась научная и практическая работа в области организации  и управления производством. Вместе с тем, имело  место сокращение исследований в области управления  производством.  К  концу  50-х гг.  тематика   исследований   по   проблемам   организации   и   управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен  переход к управлению промышленностью и строительством  по  территориальному   принципу   через   Советы   народного хозяйства  (совнархозы)  экономических  административных  районов.   Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций  в  развитии промышленности.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в  период  с  1962  по  1965  гг.,  по вопросам   совершенствования   системы   и   методов   управления   народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

   Период времени,  начиная с 1965 г.  по  настоящее время,  характеризовался проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1. Реформа системы  управления экономикой 1965 г.

2. Реформа системы  управления 1979 г.

3.  Ускорение  социально-экономического  развития  (1986  г.)  и  переход  к    рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

 

3. ЭТАПЫ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНДЖМЕНТА

 

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию  современного состояния науки, а также появлению и формированию  новых идей.  Развитие науки управления  свидетельствует,  что нежизненные концепции гибли,   а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.     Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира,  обращение к истории  часто  происходило  в  критические,  судьбоносные  периоды  жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся  кризисной  ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих  отечественных ученых  устремились в прошлое, осмысление  которого  должно  было  помочь  в   поиске   путей   выхода   из создавшегося положения.

Этапы и концепции развития менеджмента  подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще. Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

  • развития реального общественного и затем промышленного производства;
  • появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
  • развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

Исследуя различные исторически сложившиеся школы менеджмента (Приложение 1), географически и политически сформировавшиеся модели управления, следует отметить некоторые общие направления развития и особенности построения современных управленческих структур и методов управления.

Итак, в развитии мировой  теории и практики менеджмента просматриваются  три важных тенденции:

  1. Определенной возвращение к прошлому, свидетельством чего является признание особой роли материально-технической базы современного производства товаров и услуг. Это обусловлено усилением влияния технического прогресса (новых технологий) на достижение целей организации, ростом роли продуктивности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.
  2. Усиление внимания к организационной культуре, к разнообразным формам демократизации менеджмента, участие рядовых работников в доходах и осуществлении управленческих функций.
  3. Усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией менеджмента перед управленческой теорией встает множество новых проблем, важнейшие из которых касаются общих признаков и отличий в местном, национальном и международном управлении; закономерностей, форм, методов управления, которые являются универсальными и действуют в конкретных условиях разных стран; особенностей национального стиля в управлении.

В числе других моментов «нового менеджмента» можно назвать  еще следующие:

    • управление качеством в условиях глобализации;
    • нарастание многообразия рабочей силы (в том числе появление так называемого «жесткого стиля управления»);
    • «открытый» менеджмент;
    • «отпочкование» все новых видов специального менеджмента и выход его за пределы фирмы.

В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р.Уотерманом. К этим принципам относятся:

1. Ориентация на достижение  успеха.

2. Быть всегда лицом  к потребителю. 

3. Самостоятельность  и предприимчивость, которая базируется  на культивировании в организации.

4. Производительность, базирующаяся  на естественных интересах и  стремлениях персонала жить лучше и реализовывать себя; постоянном обучении персонала; отождествлении сотрудников с организацией.

5. Связь с жизнью, которая  опирается на объективные экономические законы и реальном осознании экономической ситуации; выработку реалистичных, простых и понятных критериев оценки деятельности каждого сотрудника и организации в целом; постоянный анализ получаемых результатов и корректировку стратегических и тактических целей и деятельности; расширение и углубление связей организации с внешним окружением; ориентацию деятельности организации на общественные интересы.

6. Верность своему  делу.

7. Простота структуры  и скромный штат управления. Это  достигается за счет: децентрализации управления организацией и создания предпосылок для широкого горизонтального взаимодействия подразделений и сотрудников; широкого привлечения сотрудников к групповому процессу принятия решений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В  соответствии  с  целью  и  задачами  курсовой  работы  можно  сделать следующие  выводы:

1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент  развивался  на  протяжении  веков, прежде  чем   превратился   в   самостоятельную   отрасль   знания,   науку.

Значительное влияние  на формирование  менеджмента  оказали:  школа научного управления,  классическая  (административная)  школа,  школа психологии   и человеческих отношений, школа науки управления  (количественная  школа),  а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.  Тейлор,  А.  Файоль, Э. Мэйо и др.

2.Рыночная экономика  требует адекватной ей системы  управления,  которая должна претерпеть  радикальные преобразования вместе  со  всем  обществом.  В условиях  перехода  к  рыночным   отношениям   важнейшим   фактором   успеха  становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое значение  приобретает  изучение  передового  и  прогрессивного опыта   управления  зарубежных  стран   и  использование   его   при   анализе собственных   управленческих  проблем.  Поэтому   изучение  истории   развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В  современных  условиях  перестройки  экономики  на  основе  рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является  выработка  основных теоретических и методологических  позиций  по  использованию  менеджмента  в практической  деятельности  российских  организаций.  Основной  особенностью управленческой мысли становится поиск  новых  конкретных  и  реальных  путей совершенствования  системы  управления,  выработка  позиции   по   различным проблемам  управления  применительно  к  рыночным  условиям  и   на   основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

   В заключение  надо отметить, что  менеджмент  является одним из главных  составляющих нашей жизни. Так как без управления, то есть менеджмента невозможно  ни одно предприятие, фирма или  просто отношения между людьми.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Информация о работе История возникновения менеджмента как науки