Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои произ¬водственные
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 «Донаучный менеджмент» 6
1.2 История развития менеджмента как науки 8
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 19
2.1 Американская модель менеджмента 19
2.2 Характеристика японской модели 21
2.3 Западноевропейская модель менеджмента 23
2.4 Советская модель управления 27
3. ЭТАПЫ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНДЖМЕНТА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
В европейской науке менеджмента наиболее известной является теория управления по результатам, разработанная финскими учеными, которая в определенной мере альтернативна одноименной американской системе. Основной идеей финской модели является разъяснение каждому работнику содержания его работы в определенной ситуации, создания условий для свободного развития умственных и физических способностей с целью достижения общих согласованных результатов и повышения качества жизни.[6]
В европейской науке менеджмента распространена теория организационной культуры, которую можно рассматривать как вариант стабилизированной теории паблик рилейшнз. Квитесенцией ее является положение, согласно которому для успешного решения культурных проблем в организации необходимы:
Западноевропейская модель
позволила расширить ряд широко
Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством. В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль
в развитии научной
Проблемы научной
организации труда получили
Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.
В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
В послевоенный период времени
возобновилась научная и
Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризовался проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:
1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы управления 1979 г.
3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.
Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще. Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
Исследуя различные исторически сложившиеся школы менеджмента (Приложение 1), географически и политически сформировавшиеся модели управления, следует отметить некоторые общие направления развития и особенности построения современных управленческих структур и методов управления.
Итак, в развитии мировой теории и практики менеджмента просматриваются три важных тенденции:
В числе других моментов «нового менеджмента» можно назвать еще следующие:
В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т.Питтерсом и Р.Уотерманом. К этим принципам относятся:
1. Ориентация на достижение успеха.
2. Быть всегда лицом к потребителю.
3. Самостоятельность
и предприимчивость, которая базируется
на культивировании в
4. Производительность, базирующаяся на естественных интересах и стремлениях персонала жить лучше и реализовывать себя; постоянном обучении персонала; отождествлении сотрудников с организацией.
5. Связь с жизнью, которая опирается на объективные экономические законы и реальном осознании экономической ситуации; выработку реалистичных, простых и понятных критериев оценки деятельности каждого сотрудника и организации в целом; постоянный анализ получаемых результатов и корректировку стратегических и тактических целей и деятельности; расширение и углубление связей организации с внешним окружением; ориентацию деятельности организации на общественные интересы.
6. Верность своему делу.
7. Простота структуры и скромный штат управления. Это достигается за счет: децентрализации управления организацией и создания предпосылок для широкого горизонтального взаимодействия подразделений и сотрудников; широкого привлечения сотрудников к групповому процессу принятия решений.
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
2.Рыночная экономика
требует адекватной ей системы
управления, которая должна претерпеть
радикальные преобразования
3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях
перестройки экономики на основе
рыночных отношений одним из приоритетных
ее направлений является выработка
основных теоретических и методологическ
В заключение надо отметить, что менеджмент является одним из главных составляющих нашей жизни. Так как без управления, то есть менеджмента невозможно ни одно предприятие, фирма или просто отношения между людьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Информация о работе История возникновения менеджмента как науки