История возникновения менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
История возникновения науки управления………………………..5
Фредерик Уинслоу Тейлор и научный менеджмент………………8
Тейлоровская система управления заданиями…………10
Система Тейлора, или тейлоризм……………………….12
Резюме…………………………………………………….20
Предпосылки создания теории Анри Файоля, ее цели и задачи..23
Развитие менеджмента в России…………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

История развития м-та, реф.docx

— 242.10 Кб (Скачать файл)

С.П. Митрофанов разрабатывает  теорию групповых методов обработки, которая затем используется в  теории автоматизированных процессов  в серийном и мелкосерийном производстве.

Учеными ЭНИМСа и других институтов, а также практиками были созданы системы планово-предупредительного ремонта, бездефектного изготовления продукции, комплексного управления качеством, подготовки производства, оперативного планирования производства.

Ф.Р. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой  понимал способность управляющих  руководить определенным количеством  подчиненных вне зависимости  от их личных качеств. Ф.Р. Дунаевский полагал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, что  ведет к бюрократизации

Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и  управления.

Отсутствие в отечестве  рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не создавало необходимых предпосылок  для теории и практики менеджмента. Ученые направляли свои разработки на управление в условиях командно-административной общеплановой экономики и внесли определенный вклад в достижения мировой управленческой мысли. Среди них Л.И. Абалкин, Г.А. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, А.И. Анчишкин, Д.М. Гвишиани, Г.А. Джавадов, С.С. Дзарасов, С.В. Ипатов, О.В. Козлова, Б.З. Мильнер, Н.Я. Петраков, Г.Х. Попов, И.М. Разумов, С.Г. Струмилин, Ю.А. Тихомиров, О.Г. Туровец, Т.С. Хачатуров и многие другие.

Заключение 

Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал  принципы управления. Существовали такие  школы менеджмента как:

1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип,  главная идея - рационализация труда  в трудовом производстве плюс  материальная заинтересованность  рабочих ведут к повышению  производительности труда; 

2) административная (поведенческая)  школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик,  Вебер. Основная идея - существуют  “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует  успех в любой организации; 

3) школа человеческих  отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт,  Маслоу - для эффективного достижения  целей организации необходимо  и достаточно наладить межличностные  отношения между работниками; 

4) поведенческая школа  (1950-настоящее время), представители  - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк  - “эффективность достижения целей  организации требует максимального  использования человеческого потенциала  на основе данных психологии  и социологии;

5) количественная школа  (1950-настоящее время) - Винер, Акофф,  Берталанфи - оптимальные управленческие  решения ищутся с помощью компьютеров  на основе использования математических  моделей ситуации.

В науке современного менеджмента  выделяются следующие черты:

1) системный подход к  управлению;

2) ситуационный принцип  управления;

3) определяющая роль организационной  культуры;

4) механизация и автоматизация  управленческих процессов; 

5) демократизация управления;

6) интернационализация менеджмента.

Так сформировалась современная  наука, применение принципов которой  на практике приносят повышение эффективности  производства. Символический ключ менеджмента – “цели человек-эффективность”. Золотое правило менеджмента: “эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”.

 

 

Список литературы

1.  Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука.  – М.: 1989, в 2-х томах.

2.  Вершигора В.Н. Менеджмент. Ростов-на-Дону, 1997.

3.  Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: 1994.

4. Управление организацией. Учебник под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. М.: 1999.

5. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Экономика, 1992.

 


Информация о работе История возникновения менеджмента