Эффект замены и эффект дохода в микроэкономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам. Изменение цены на какой-либо товар, прежде всего, затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который мы приобретаем повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот. В своей курсовой работе я рассмотрел то, как поведёт себя рациональный потребитель, в создавшейся ситуации (после снижения или повышения цены на товар). К примеру потратит ли он все высвободившиеся средства после снижения цены (возникает эффект дохода) на приобретение этого же товара или поведёт себя уже по-другому, т.е. возникнет эффект замены.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным  причинам. Изменение цены на какой-либо товар, прежде всего, затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который  мы приобретаем повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот. В своей курсовой работе я рассмотрел то, как поведёт себя рациональный потребитель, в создавшейся ситуации (после снижения или повышения цены на товар). К примеру потратит ли он все высвободившиеся средства после снижения цены (возникает эффект дохода) на приобретение этого же товара или поведёт себя уже по-другому, т.е. возникнет эффект замены.

 

Так же затронута тема поведенческого изменения товара Гиффена - товара, для которого закон спроса не выполняется. Вероятность его проявления в современной России и Ирландии XIX века.

 

Во второй главе своей курсовой я рассмотрю теорию общественного  благосостояния, историю её развития и основную проблему, решаемую теорией  общественного благосостояния - выработку критерия оценки желательности или нежелательности того или иного состояния экономики или её организации, или, если воспользоваться словами поэта, поиск ответа на вопрос, «что такое хорошо и что такое плохо».

 

В третьей главе курсовой работы я рассматриваю частный случай общественного благосостояния на примере построения, так называемого государства благосостояния - трансферного социализма в Швеции и последствия борьбы за справедливость:

 

а) дестимулирование инвестиций в  человеческий капитал;

 

б) дестимулирование бизнеса и частных  инвестиций в физический капитал;

 

в) искажение в размещении труда;

 

г) отставание в развитии национальной экономики.

 

Моя курсовая построена таким образом, что первые две главы дают полное теоретическое представление об эффекте замены и эффекте дохода с точек зрения двух учёных: Дж. Хикса и Е. Слуцкого, а так же о концепции теории общественного благосостояния.

 

Третья глава полностью посвящена  практическому применению теории общественного  благосостояния.

 

Целью моей курсовой является детальное рассмотрение эффекта замены и эффекта дохода, критериев и функции общественного благосостояния.

 

Сначала выясним что представляет собой эффект дохода и эффект замещения. Снижение или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. "Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен." [1, с.128]. Эффект замены вызывает рост потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Чтобы определить эффект замены, нужно выделить влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно выделить эффект замены.

 

Существуют два подхода к  определению реального дохода, связанные  с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Слуцкого.

 

1. Согласно Хиксу, разные уровни  денежного дохода, обеспечивающие  один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной  и той же кривой безразличия,  представляют одинаковый уровень  реального дохода.

 

2. Согласно Слуцкому, лишь тот  уровень денежного дохода, который  достаточен для приобретения  одного и того же набора  или комбинации товаров, обеспечивает  и неизменный уровень реального  дохода.

 

Теория Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, "тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов." [2].

 

Теория общественного благосостояния изучает оптимальное распределение  благ между людьми и производственных ресурсов между отраслями, производящими эти блага. Поэтому она тесно связана с теорией общего равновесия. Оптимальность распределения какого-либо ресурса или потребительского блага на может быть определена исходя лишь из частичного равновесия на рынке данного ресурса или блага. Она в решающей степени зависит от ситуации на смежных рынках, от взаимосвязи и взаимозависимости.

 

Многих членов общества удовлетворил бы критерий Парето-эффективности сам  по себе. Однако Парето-оптимальность является необходимым, но не достаточным условием максимизации общественного благосостояния. Выбор наиболее желательного Парето-оптимального состояния осуществим лишь при использовании некоторого этического (нормативного) критерия и возможности межличностного сравнения благосостояния, или индивидуальных полезностей.

 

Поймём, что любой коллективный выбор, удовлетворяющий требованиям  полной упорядоченности и транзитивности, универсальности, паретосовместимости  и независимости от посторонних  альтернатив, превращает одного индивида в диктатора. Или, иначе говоря, общественный выбор не может быть одновременно и рациональным и не диктаторским.

 

 

1. ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА

 

 

Идея разложения общего эффекта  изменения цены на эффект замены и  эффект дохода впервые в экономической науке была представлена в статье российского экономиста и математика Евгения Евгеньевича Слуцкого "К теории сбалансированного бюджета потребителя", которая была опубликована в итальянском "Giornale degli Economist" в июле 1915 г.

 

Статья эта, однако, оставалась почти незамеченной до тех пор, пока к рассматриваемой проблеме не было привлечено внимание замечательных английских экономистов - создателей современной теории потребительского спроса Роя Аллена и Джона Хикса. Рой Аллен познакомил широкую научную общественность с работой Слуцкого в своей статье "Теория потребительского спроса профессора Слуцкого" (1936 г.). Наиболее же полное и современное изложение проблемы разложения общего эффекта изменения цены дано в классической монографии Джона Хикса "Стоимость и капитал" (1939 г.).

 

Рассмотрим каким образом изменение (например, снижение) цены товара оказывает  влияние на объем спроса потребителя  на этот товар при неизменности цен  прочих товаров и доходов потребителя.

 

Во-первых, снижение цены некоторого товара при постоянстве цен прочих товаров представляет собой снижение относительной цены этого товара (данный товар дешевеет по отношению ко всем другим товарам). В то же время, хотя номинальные (денежные) цены других товаров остаются неизменными, эти товары становятся дороже относительно данного товара. Разумно предположить, что вследствие этого обстоятельства потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары товаром, относительно подешевевшим. Или, иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет увеличение объема спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие относительного удешевления данного товара.

 

Во-вторых, снижение цены какого-либо товара можно рассматривать так  же, как повышение реального дохода потребителя. В самом деле, если в первоначальной ситуации (до снижения цены) потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены одного из товаров потребитель способен приобрести этот, бывший ранее оптимальным, набор А, причем в распоряжении потребителя еще останется некоторая сумма денежных средств, которая может быть истрачена на приобретение дополнительных единиц как подешевевшего товара, так и любого другого из множества доступных потребителю товаров. Таким образом, снижение цены некоторого товара вызывает увеличение реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе).

 

Рассмотрим теперь, как же повлияет это увеличение реального дохода на объем спроса потребителя на данный товар. На первый взгляд кажется, что объем спроса должен возрасти или по крайней мере не уменьшиться. Однако при более внимательном изучении ответ представляется не столь однозначным. Ведь объем спроса на одни товары вследствие увеличения дохода потребителя может возрастать (нормальные товары), в то время как на другие товары (низшие блага) - снижаться.

 

Сказанное выше позволяет нам сделать  следующий вывод: изменение цены некоторого товара оказывает влияние  на изменение объема спроса потребителя  на этот товар двумя путями. С  одной стороны, объем спроса изменяется под влиянием изменения относительной цены данного товара, а с другой - под влиянием изменения реального дохода потребителя. Понимание этого обстоятельства привело экономистов к выводу о целесообразности разделения общего эффекта изменения объема спроса на товар под влиянием изменения цены этого товара на две составные части: эффект замены и эффект дохода.

 

Под эффектом замены экономисты понимают изменения объема спроса, вызванное  исключительно изменением относительной  цены товара при неизменном реальном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ.

 

Эффектом дохода в свою очередь  называется изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров.

 

Общее изменение объема спроса на некоторый товар, вызванное изменением цены этого товара, называется общим  эффектом изменения цены и представляет собой, таким образом, сумму эффекта  замены и эффекта дохода.

 

1.1 РАЗЛОЖЕНИЕ ОБЩЕГО ЭФФЕКТА  ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ НА ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА

 

 

Рассмотрим теперь модель такого разложения по Джону Хиксу.

 

Пусть потребитель покупает два  товара, X и Y, доход потребителя составляет М единиц, цены товаров РX и РY. Соответствующая этим условиям бюджетная  линия AB имеет точку касания Е0 с кривой безразличия I0, следовательно, точка Е0 является точкой потребительского оптимума (рис. 1).

 

Рисунок 1 - Эффект замены в эффект дохода

 

 Пусть теперь цена товара X снизилась с РX до РґX. В  этом случае новая бюджетная  линия пересекает ось y в той же точке А (цена товара Y не изменилась), а ось x - в точке В1, лежащей правее точки В на оси х (цена товара X снизилась). Новая бюджетная линия AB1 имеет точку касания Е1 с кривой безразличия I1. Это и есть новый оптимум потребителя.

 

Таким образом, при первоначальной цене потребитель покупает x0 единиц товара X, при новой цене - x1 единиц товара X, т.е. общим эффектом снижения цены является увеличение объема спроса на x1 - x0 единиц товара X.

 

Попробуем теперь разложить этот общий  эффект на эффект замены и эффект дохода. Для того чтобы определить величину эффекта замены, нам необходимо выявить, как изменился бы объем спроса потребителя на товар X исключительно вследствие изменения относительной цены товара X, если бы реальный доход потребителя остался бы при этом неизменным. По предположению Джона Хикса - реальный доход потребителя остается неизменным, если потребитель остается на одной и той же кривой безразличия, т.е. уровень удовлетворения потребителя не изменяется.

 

Вспомним теперь, что соотношение цен товаров характеризуется углом наклона бюджетной линии и при этом параллельные бюджетные линии характеризуют одинаковое соотношение цен товаров.

 

Проведем воображаемую бюджетную  линию AґBґ параллельную новой бюджетной  линии AB1 и касательную к кривой безразличия I0.

 

Эта бюджетная линия отражает, очевидно, новое соотношение цен товаров X и Y, и в то же время точка касания  этой линии с кривой безразличия I0 - точка воображаемого потребительского оптимума Eґ - характеризуется тем  же уровнем реального дохода потребителя, что и точка первоначального оптимума Е0. Таким образом, при движении потребителя от точки Е0 к точке Eґ уровень реального дохода потребителя остается неизменным.

 

Изменение объема спроса потребителя  на товар X при переходе от точки Е0 к точке Eґ вызвано исключительно изменением соотношения цен товаров X и Y, и, следовательно, xґ - x0 - увеличение объема спроса на товар X - при этом переходе как раз и представляет собой эффект замены.

 

Рассмотрим теперь переход от точки  вспомогательного оптимума Eґ к точке нового оптимума Е1. Оба эта оптимума характеризуются одинаковым соотношением цен товаров, и, следовательно, изменение объема спроса на товар X происходит исключительно вследствие увеличения реального дохода.

 

Тогда очевидно что увеличение объема спроса x1 - xґ - не что иное, как эффект дохода.

 

Итак, на рис.1.:

 

xґ - x0 - эффект замены;

 

x1 - xґ - эффект дохода;

 

x1 - x0 = (xґ - x0) + (x1 - xґ) - общий эффект  снижения цены.

 

Эффект замены при снижении цены товара всегда будет выражаться в росте объема спроса на данный товар. Это следует из уже известных нам свойств кривых безразличия и условий потребительского оптимума.

 

Предельная норма замещения  в точке потребительского оптимума равна отношению цен товаров, и снижение цены товара X приводит к тому, что норма замещения в точке Eґ должна быть меньше, чем в точке Е0. В свою очередь выпуклость кривой безразличия гарантирует, что при движении вдоль нее предельная норма замещения монотонно убывает с ростом объема товара X. Именно поэтому точка Eґ располагается правее точки Е0.

 

Направление эффекта дохода, однако, как нам также известно, не столь  однозначно. На рис. 1.1 мы рассматривали  товар X как нормальный, т. е. товар, объем  потребления, которого возрастает с  увеличением дохода. В следующем разделе мы рассмотрим эффект дохода для низших благ.

 

1.2 СЛУЧАЙ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ВЛИЯНИЯ  ЭФФЕКТА ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТА ДОХОДА

 

 

Предположим, что товар Х - низшее благо. Пусть цена на этот товар снизилась, а цены прочих товаров и доход  потребителя остались неизменными. Разложение общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода для этого случая представлено на рис. 2.

 

 

Рисунок 2 - Разнонаправленное влияние  эффекта замены и эффекта дохода

 

На рис. 2 относительное удешевление  товара X приводит к росту объема спроса на xґ - x0 единиц товара (эффект замены), а повышение реального дохода, вызванное снижением цены товара X, к снижению объема спроса потребителя на низшее благо X на xґ- x1 единиц (эффект дохода). Однако эффект замены все же перевешивает противоположный ему по направлению эффект дохода и поэтому общий эффект снижения цены выражается, как и в случае нормального товара, в увеличении объема спроса на х1 - х0, единиц. Иными словами, несмотря на противоположное влияние эффекта дохода, объем спроса увеличивается при изменении цены, т.е. кривая спроса имеет отрицательный наклон и закон спроса сохраняет свою силу.

Информация о работе Эффект замены и эффект дохода в микроэкономической теории