Эффективное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И, хотя, пройдет еще не мало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованны рынок, по всему видно что движение в этом направлении есть.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..…….3
1. С чего начинается эффективное управление предприятием…………………….…..6
2. Эффективность управления предприятием (организацией)..……………...……….15
2.1 Объектно-логическое управление (ОЛУ)…………………………………………..15
2.2 Социально-психологическое управление (СПУ)……………………………….…17
2.3 Эффективный менеджмент = ОЛУ+СПУ………………………………………….21
3. Эффективность стратегического управления предприятие (организацией)……...25
3.1 Эффективность тактического управления предприятием (организацией)……....27
3.2 Как измерить эффективность управления предприятием (организацией)?...........28
Заключение………………………………………………………………..….…………..29
Глоссарий………………………………………………………………………...............31
Список использованных источников…………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Скрипниченко Е.В.,КР,Организация и управление предприятием.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

9. Многие крупные организации используют сложную составную структуру, состоящую из структур различных типов.

10. В рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий с тем, чтобы дать нижестоящим руководителям право самим принимать важные решения. Потенциальные преимущества такой схемы заключаются в улучшении взаимодействия и обмена информацией между руководством разных уровней (т. е. по вертикали), повышении эффективности процесса принятия решений, усилении мотивации деятельности руководителей, улучшении подготовки руководителей разных уровней. Децентрализованные структуры обычно целесообразно применять тогда, когда окружение организации характеризуется динамичными рынками, конкуренцией при наличии диверсифицированной продукции, а также быстро меняющейся технологией. Целесообразность введения таких структур также растет по мере увеличения размеров организации и ее сложности.

11. Если изменения в окружающей среде происходят сравнительно медленно, а организация относительно невелика, то для нее может оказаться предпочтительной централизованная структура управления. Преимущества централизованной структуры состоят в экономически эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля за специализированными видами деятельности и в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут расти в ущерб организации в целом.

12. Для того, чтобы использовать преимущества специализации, нужна эффективная интеграция организации. Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, подходят методы, связанные с разработкой и установлением правил и процедур, иерархическими структурами управления.3 Организации, действующие в более изменчивой окружающей среде и использующие разнообразные технологические процессы и технологии выпуска отдельных изделий, зачастую считают более правильным проводить интеграцию путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы различных комитетов и проведения совещаний между отделами.

Объектами управления являются: человек - как социальный объект, являющийся эмоциональной и духовной личностью, имеющий свои взгляды, ценности, интересы; группа - как социум, задействованные в процессах, выполняющие функции и задачи.

Только гармоничное сочетание двух этих компонентов в итоге создаёт полноценный менеджмент и открывает путь к эффективному управлению.

2.3 Эффективный менеджмент = ОЛУ+СПУ

Когда эти все факторы сводятся в единую систему, то получается многомерная  модель, в которой   прослеживается сложное переплетение причинно-следственных связей. Видя такую сложную картину взаимозависимостей, большинство собственников даже не пытаются в ней разобраться, так как являются по своей сути предпринимателями, а рутина системного управления навевает на них скуку. Они, как правило, идут тремя путями:

1.     Оставить предприятие на том уровне развития, который позволяет осуществлять привычное директивное управление.

2.     Изобрести свою упрощённую модель управления и пытаться её усовершенствовать методом проб и ошибок.

3.    Поставить эффективный менеджмент

менеджмент

Англ. management, от старофранцузского  слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить, управлять. В одном из наших словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности». Прогрессивный менеджмент - эффективное управление предприятием.

с помощью специалистов в управлении и передать общее управление

общее управление

Управленческая деятельность и  процессы, связанные с разработкой  концепции и стратегии развития организации, постановкой её целей, планированием, организационной деятельностью, распорядительством, координированием и контролем, а при необходимости, и корректировкой ранее принятых решений. Прогрессивный менеджмент - эффективное управление предприятием.

предприятием профессиональному  менеджеру.

Первый путь приводит к постепенному затуханию и умиранию предприятия, так как если в условиях конкуренции  бизнес не развивается, то компания проигрывает  в конкурентной борьбе более сильным  соперникам. Исключение составляют предприятия, которые нашли на рынке и заняли свою очень маленькую нишу, которая более сильным конкурентам не интересна. Если перед предприятием стоит задача по выходу на новый уровень конкуренции, то значит необходимо повышать уровень эффективности управления.

Второй путь приводит к разочарованию, так как чтобы изобрести свою оригинальную систему управления необходимо глубоко понимать принципы эффективного управления. Если не нарушены основные принципы эффективного управления, то вполне реально создать свою оригинальную систему управления, что на практике доказали многие передовые компании. Но эти компании создавали свои модели управления, кажущиеся на первый взгляд не сложными для понимания, пройдя этап глубокого изучения принципов эффективности, и лишь после этого создали свои системы управления.

Третий путь потенциально выигрышный, но лишь в том случае, если собственник  бизнеса ответственно подошёл к  передаче управления. Если передача управления не была осуществлена технологически грамотно, то последствия такой передачи могут быть самыми плачевными, вплоть до полной потери бизнеса.

Эффективность стратегического управления предприятием (организацией) имеет  более высокий приоритет по сравнению  с оперативным управлением, хотя оба эти компонента для успеха в бизнесе крайне важны. Стратегическое управление обозначает направление движения (вектор направления всех усилий организации) и создаёт системы отслеживания курса. Оперативное управление обеспечивает скорость продвижения предприятия по выбранному стратегическому курсу. Почему стратегия имеет более высокий приоритет? Попробую объяснить просто. Если правильно выбрано направление, то предприятие даже с невысокой скоростью может опередить конкурентов. Но если направление выбрано неправильно, то предприятие может двигаться быстрыми темпами  в неправильном направлении и, соответственно, своей цели не достигнет.

3. Эффективность стратегического  управления предприятием (организацией)

Многие основатели бизнеса имеют  предпринимательский талант, правильно  определяют стратегические приоритеты развития бизнеса на интуитивном уровне и такие стратегии для предприятия являются выигрышными. В реальности такое интуитивное стратегическое управление возможно только до определённых масштабов бизнеса. Так как многие решения в области оперативного управления основываются на стратегических ориентирах, осознанные правильные решения может принимать только собственник бизнеса. Его подчинённые не имеют достаточной информации для принятия верных решений. На начальной стадии развития предприятия (организации), как правило, используется директивный стиль управления, и все важные бизнес-процессы замыкаются на собственнике бизнеса. Директивный стиль управления означает управление через прямые указания (директивы).     

Типичная картина директивного управления. Подчинённый, получив прямое указание (директиву) на исполнение чего-либо, начинает его выполнять. При этом, постановка задачи предполагает определённый сценарий развития ситуации. Если развитие ситуации отклоняется от сценария, то подчинённый становится в тупик и вынужден опять беспокоить руководителя, чтобы тот принял решение

решение

волевой акт, внесение определенности. Наличие решения - определенность в  намерениях, создание ясности и конкретики в намерениях. Принятие решения часто  связано с риском и по сути означает выбор какого-либо одного варианта из множества возможных. Основные ориентиры для принятия решения - смысл, разумность, целесообразность, посильность, расчет плюсов и минусов, учет последствий - как ближайших, так и отдаленных. Прогрессивный менеджмент - эффективное управление предприятием.

и дал ему новые указания. Пока подчинённых не так много  и бизнес-процесс

бизнес-процесс

Последовательность взаимосвязанных  активностей или задач, которые  приводят к созданию определенного  продукта или услуги для потребителей.Существуют три вида бизнес-процессов:1. Управляющие — которые управляют функционированием системы; например, Корпоративное управление и Стратегический менеджмент. 2. Операционные — которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов; например, Снабжение, Производство, Маркетинг и Продажи. 3. Поддерживающие — которые обслуживают основной бизнес; например, Бухгалтерский учет, Подбор персонала, Техническая поддержка. Прогрессивный менеджмент - эффективное управление предприятием.

ы все на виду, то собственник справляется с этим потоком запросов на принятие решений и выдачу директив. Но  как только бизнес начинает расти, управляющий собственник становится «тормозом процессов». Подчинённые часами и днями ожидают решений, а процессы в это время заморожены, так как основной центр принятия решений перегружен.

Можно не останавливаться на эмоциональных аспектах такого положения, когда собственник ощущает себя загнанной лошадью, скажу лишь о том, что такая ситуация чрезвычайно вредна для бизнеса и может привести к серьёзным экономическим потерям и спровоцировать проблемы на стратегическом уровне –  серьёзные осложнения отношений с клиентами, поставщиками, внутри коллектива, ухудшение имиджа торговой марки  и так далее.

Эффективность директивного управления предприятием (организацией) резко устремляется к нулю, как только предприятие переходит определённую границу деловой активности.

Решения о судьбе бизнеса (предприятия, организации) принимаются на верхнем  уровне управления и это называют стратегическим управлением. В большинстве украинских компаний стратегическое видение успешного пути ведения конкурентной борьбы и завоевания рынков – это миссия отдельных высококвалифицированных специалистов, а иногда и одного основателя. Стратеги в тумане будущего разглядывают цель и ориентируют на неё организацию. Какой должна быть организация через N-лет, какими будут её продукты, и почему они будут пользоваться спросом, почему потребители отдадут им предпочтение перед конкурентами и так далее. Это и есть стратегическое видение (иногда его называют визией).

Но к цели нужно проложить  путь – определённые направления  действий организации. Путь к долгосрочной цели состоит из множества переходных этапов. Пошаговый переход от одного этапа к другому планируется  с учётом возможностей организации, состояния рынка и влияния конкурентов. Это и есть стратегический план развития.

Затем организацию нужно провести по выбранному пути к желанной цели как можно быстрее с наименьшими  затратами. Это уже задачи оперативно-тактического управления.

3.1 Эффективность тактического управления предприятием (организацией)

Когда есть  стратегическое видение и стратегический план, то организацию нужно провести по выбранному пути к желанной цели. Для того чтобы силы и ресурсы организации были направлены на решение стратегических задач необходимо ежедневно и ежечасно правильно управлять ресурсами – человеческими, финансовыми, материальными, временными. Долгосрочные стратегические цели достигаются посредством ежедневных усилий множества рядовых работников. Один большой шаг организации состоит из множества маленьких шагов её рядовых работников. Когда работники шагают слаженно в нужном направлении, то это говорит о том, что люди их организовывающие – хорошие управленцы и в целом эффективность управления предприятием (организацией) находится на достаточно высоком уровне.

Об эффективности управления предприятием можно судить по тому, как рядовые  работники понимают и воспринимают информацию о целях и задачах, умеют принимать правильные решения  на своём уровне, действуют адекватно обстановке, нацелены на решение задач предприятия; какие возникают конфликтные ситуации, как они разрешаются; как скоординированы действия работников и подразделений, как подкреплены своевременным выделением ресурсов и так далее (Приложение Б).

3.2 Как измерить эффективность управления предприятием (организацией)?

Если существующая на предприятии  система управления не соответствует  даже текущим задачам бизнеса, тогда  она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность

и негативно влияет на показатели деятельности. 4Когда предприятие нацелено на развитие, расширение, выход на новые территории, на новые рынки сбыта, где встретится в конкурентной борьбе с более сильными конкурентами, то проблема реорганизации системы управления становится очень актуальной. Поэтому, если ставится задача оценить эффективность управления развивающимся предприятием (организацией), то в первую очередь необходимо установить цели, к которым предприятие стремится, а затем провести диагностику существующей системы управления предприятием на соответствие будущим задачам.

Оценка эффективности управления осуществляется по множеству параметров. Для разных  предприятий этот набор параметров почти не изменяется, но сами параметры имеют различную приоритетность для каждого предприятия. По принципу Паретто 80% усилий и внимания нужно уделять 20-ти % основных подсистем, функций, бизнес-процессов, которые в наибольшей степени влияют на результаты деятельности. Задача заключается в том, как определить эти самые важные 20% и сконцентрировать на них усилия.

Нет единого непреложного стандарта, по которому любая организация может получить рейтинг эффективности управления своим предприятием. Можно с уверенностью сказать лишь о том, что управление должно быть настолько эффективным, чтобы предприятие достигало поставленных целей. А цели у каждого предприятия свои, причём, на каждом этапе жизненного цикла предприятия цели и задачи меняются из-за естественного роста бизнеса, а также существенно корректируются целями собственников бизнеса.

 

 

Заключение

Написав курсовую работу на тему «Эффективное управление предприятием», сделаю выводы:

- эффективное управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью;

- эффективное планирование - функция предполагающая решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать её члены, что бы достичь этих целей. Планирование как функция управления основывает «фундамент» для других функций и считается одной из главнейших;

- эффективная организованность - это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей организацией, т.е. организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей, выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами;

Информация о работе Эффективное управление предприятием