Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:42, курсовая работа
Цель – оценить современные методы формирования экономических стратегий на предприятии
Для решения целей были выделены следующие задачи:
- исследовать определения экономическая стратегия, сформировать представление об экономической стратегии компании;
- изучить основные составляющие экономической стратегии фирмы;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экономической стратегии...4
1.1 Сущность экономических стратегий………………………………………4
1.2 Принципы формирования экономических стратегий на предприятии….9
Глава 2. Оценка современных методов формирования экономических стратегий………………………………………………………………………13
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия……….13
2.2 Анализ современных методов экономических стратегий………………15
Глава 3. Совершенствование современных методов формирования стратегий на предприятии……………………………………………………17
3.1 Стратегия развития компании «Oriflame»………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованных источников………………………………………….26
Рис. 2 Система стратегического управления компании «Oriflame»
Для того чтобы отдельные элементы структуры управления превратились в систему, необходима постановка стратегии вообще.
Как известно, стратегия начинается с определения видения, миссии и целей компании, которые формируются на основе анализа внешней среды. Эти три фундаментальные концепции определяют «игровое поле» для стратегической деятельности менеджера.
Для проведения анализа внешней и внутренней среды компании используются различные методологии. Среди наиболее распространенных можно отметить PEST-анализ и SWOT-анализ.
PEST-методология предполагает анализ политической, экономической, социальной и технологической сфер жизнедеятельности общества. Например, изучение макроусловий ведения бизнеса прямых продаж, чем занимается компания Oriflame позволяет сделать следующие выводы:
1) внешняя среда ведения бизнеса изменяется очень динамично;
2) изменения носят зачастую непредсказуемый характер;
3) изменения становятся все более глобальными, охватывая все сферы общества.
Более распространен при выработке стратегических решений SWOT-анализ. Это название образовано первыми буквами английских слов, обозначающих в переводе силу, слабость, возможности и угрозы.
SWOT-анализ позволяет
Рассмотрим пример SWOT-анализа компании Oriflame на рис.3.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
|
|
2. Комплексное обслуживание клиентов |
2. Наличие сильных конкурентов, таких как AVON и т.д. |
3. Разветвленная система продаж |
3. Недостаточная осведомленность клиентов о качестве продукции компании |
4.Развитая филиальная сеть |
|
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
1. Интенсивное развитие рынка прямых продаж |
1. Наличие на рынке сильных конкурентов |
2. Получение лидирующих
позиций среди всевозможных |
2. Экономическая нестабильность в стране |
Рис. 3 SWOT-анализа компании
На основе анализа внешней среды и внутренних ресурсов рассматриваемой компании формируется видение и миссия. В видении отражаются вопросы отношения к бизнесу, клиентам, сотрудникам, продуктам и услугам компании. Видение как бы постулирует будущий образ компании и обращено в основном к персоналу организации (вовнутрь). Видение по своей природе скорее эмоционально, чем рационально. Короче говоря, это нечто, трогающее не только разум, но и сердце. Видение – это разделенный сотрудниками корпорации образ того, какой мы хотим видеть нашу компанию. Декларация видения предполагает присутствие благородной цели и высоких ценностей. Хорошее видение:
- придает смысл изменениям, которых ожидают от людей;
- вызывает отчетливый и положительный виртуальный образ будущего состояния;
- внушает гордость, придает энергию, создает ощущение свершения;
- соответствует истории, культуре и ценностям;
- вносит ясность в представления о цели и направлении;
- отражает уникальность компании;
- придает смысл и значение повседневной деятельности7.
Миссия, являясь квинтэссенцией видения, больше обращена к обществу и потребителям.
Миссия компании зависит от условий внешней среды, микроокружения и формируется с учетом их влияния. Миссия употребляется в широком и узком смысле этого слова. В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения смысла существования организации.
Философия компании Oriflame определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми компания намеревается осуществлять свою деятельность. Если же речь идет об узком понимании, то миссия рассматривается как утверждение, раскрывающее смысл и основную цель существования организации и ее отличие от других ей подобных.
На основе сформированной миссии в компании разрабатываются цели как стратегического, так и оперативного характера. Определение целей компании Oriflame как бы привязывает миссию к практическим и зримым задачам. Цели нашей компании – это конкретные конечные результаты, которых она намеревается добиться в установленное время, а именно, увеличение объемов продаж. Процесс целеполагания должен учитывать требования, предъявленные к целям, которые заключаются в следующем.
Во-первых, цели не могут быть абстрактными, они должны быть конкретными. Точное определение целей в измеримых показателях дает ориентиры деятельности фирмы.
Во-вторых, цели должны быть здравыми, реальными и признаваться персоналом. Это позволит сотрудникам заинтересованнее подходить к их реализации, повышать эффективность своего труда.
В-третьих, цели должны быть гибкими, способными адекватно трансформироваться в соответствии с изменяющейся ситуацией. Это требование особенно актуально для России, в которой внешняя среда является турбулентной (непредсказуемой).
Цели классифицируются в зависимости от критерия, взятого за основу классификации. Так, по степени важности цели бывают стратегическими и оперативными. Стратегическими целями являются такие, которые направлены на упрочение положения компании на рынке. К ним можно отнести: увеличение доли рынка, увеличение темпов роста бизнеса, расширение и улучшение спектра услуг, уменьшение издержек производства по сравнению с конкурентами, завоевание высокого места в рейтинге и т.д.
Оперативные (финансовые) цели предполагают более быстрый рост доходов компании, достижение определенных показателей по увеличению прибыли и т.п.
В нашем случае, у компании
Орифлейм вышеизложенные цели не классифицируются,
нам свойственны и
Следующим шагом в процессе стратегического развития является разработка стратегии, то есть путей и способов достижения поставленных целей. При этом различают корпоративную, деловую и функциональную стратегии.
Корпоративная стратегия определяет рынки, на которых собирается действовать компания. В нашем случае – это рынок всех стран.
Деловая стратегия определяет пути и способы достижения конкретных преимуществ в своей отрасли. Базовыми деловыми стратегиями являются: снижение издержек и др. Для нас – это снижение издержек на упаковке, но не в коем случае не на содержании.
Функциональная стратегия
компании Орифлейм содержит в себе
направление достижения целей компании
по определенным видам ее деятельности
и включает в себя маркетинговую,
инновационную, технологическую стратегии.
Составным элементом
Наряду с разработанной деловой стратегией необходимо, чтобы все вопросы, связанные с управлением человеческими ресурсами, нашли в управлении свое отражение. Так, при проведении SWOT-анализа целесообразно изучить сильные и слабые стороны персонала (рис. 3).
На основе деловой стратегии, анализа сильных и слабых сторон организации, персонала формируются цели управления компанией.
Разрабатываются пути и способы достижения целей, которые оформляются в виде стратегии по управлению компанией. Такими общими путями могут быть, например, обеспечение непрерывного обучения сотрудников, формирование и развитие корпоративной культуры (рис. 4).
Сильные стороны персонала компании Oriflame |
Слабые стороны персонала компании Oriflame |
1. Наличие идей и новаторства |
1. Недостаточная квалификация некоторых сотрудников |
2. Значительный опыт работы с клиентами |
2. Низкий уровень у
некоторых сотрудников |
3. Наличие творчества в работе |
3. Отсутствие идей в работе у определенного числа сотрудников |
4. Высоко подготовленные продавцы |
|
5. Хорошо поставленная система обучения |
Рис. 4 Сильные и слабые стороны компании
Последней и главной составляющей системы стратегии компании Орифлейм является реализация разработанной стратегии, ее оценка, контроль и корректировка.
Независимо от осознания необходимости стратегического развития, элементы так или иначе присутствуют в деятельности любой компании. Например, если компания в своей кадровой политике ориентируется на молодых специалистов с высшим финансово-экономическим образованием, и эта ориентация носит долгосрочный, а не сиюминутный характер, то это безусловно, элемент стратегии.
Работа по совершенствованию стратегии управления компанией начинается с момента ее принятия, так как жизнь «постоянно преподносит свои сюрпризы». Совершенствование стратегии есть постоянный процесс, однако это не означает, что эта работа должна проводиться с одинаково высокой интенсивностью. Практика показывает, что в той системе, в какой вообще возможна систематическая работа над стратегией, фазы высокой интенсивности чередуются с фазами, посвященными в основном реализации программных принципов8.
Таким образом, стратегия также является делом творческим, не имеющим готовых рецептов, не терпящим шаблонов и индивидуальным для каждой компании.
Заключение
Стратегия – это
генеральная программа
В основе стратегического
рыночного управления лежит
Важнейшими составными частями разработки рыночной стратегии является:
– анализ внешней и внутренней среды организации;
– анализ покупательского спроса;
– анализ конкурентов.
Организация должна
проанализировать среду, в
После проведенного
анализа проводится выбор
Задача разработки
рыночной стратегии относится
к руководителям высшего звена,
Процесс формирования
рыночной стратегии достаточно
трудоемкий, требует большого внимания
и тщательного анализа
Стратегическое планирование
является инструментом, помогающим
в принятии управленческих
Значение рыночной
стратегии для деятельности
Экономическая стратегия определяет, куда организация хочет идти, чтобы достичь своей цели и выполнить свою миссию. Она создает ограничители, отражающие особенности и направление деятельности организации, и задает границы выбора. Выбор относится к таким моментам, как продукты или услуги, производимые организацией, их объем, номенклатура, рынки сбыта и получения ресурсов, возможности роста, оборот капитала, размещение средств. Следовательно, стратегия — это декларация о намерениях, она определяет, чем организация хочет стать на предстоящий длительный период времени.
Экономическая стратегия создает основу для стратегического управления и формулирует стратегические взгляды.