Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:26, курсовая работа
Стратегическое планирование это процесс формирования мысли и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых результатов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческого решения. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организации в изменении, в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.
Введение 3
Глава 1. Этапы разработки стратегии 5
1.1. Анализ внешней и внутренней среды организации 11
Глава 2. Классификация стратегии 17
2.1. Корпоративная стратегия 17
2.2. Деловая стратегия 18
2.3. Функциональная стратегия 21
2.4. Операционная стратегия 21
2.5 Факторы, формирующие стратегию 22
Глава 3. Планирование стратегии «Альт-Канц». 23
3.1. Описание компании 23
3.2. Разработка стратегии 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Различные сферы деятельности диверсифицированной компании отличаются друг от друга с точки зрения инвестирования дополнительных средств. Руководителю компании необходимо ранжировать привлекательность инвестирования в различные сферы деятельности для распределения средств в наиболее перспективные направления. Корпоративная стратегия может включать самые разнообразные хозяйственные подразделения.
Корпоративная стратегия
создается руководителями высшего
звена. Они несут главную
2.2 Деловая стратегия
Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии в том, что бы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции. Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:
Деловая стратегия включает в себя любые шаги и меры, которые руководство сочтет целесообразным предпринять, учитывая конкуренцию, экономические и рыночные факторы, демографию и запросы покупателей, новые законопроекты и правовые требования, а так же другие важные внешние факторы. Значительные изменения внешних условий требуют изменения и стратегии. Насколько быстро компания реагирует на внешние изменения, зависит от того, на какой стадии развития событий руководство компании может оценить их влияние на работу компании и сколько времени уйдет на разработку стратегии реагирования. Конечно, некоторые внешние изменения требуют незначительных ответных мер или вовсе не требуют их, тогда как в других случаях необходимо существенно пересматривать стратегию. Иногда изменения внешних факторов сильно затрудняют разработку правильной стратегии, например, производители сигарет сталкиваются с серьезными трудностями из-за проводимой антиникотиновой компании.
Разработка деловой стратегии, дающей прочное конкурентное преимущество, имеет три грани:
1) решение вопроса о
том, где фирма имеет
2) разработка таких
3) нейтрализация конкурентных мер противников.
Стратегия конкуренции, как правило, бывает одновременно атакующей и оборонительной. Некоторые действия могут быть прямым наступлением на рыночные позиции конкурентов или, с другой стороны, попыткой нейтрализовать новые методы конкурентной борьбы. Тремя основными конкурентными подходами являются:
1) стремление стать
2) достижение дифференциации;
3) концентрация внимания
на небольшой нише на рынке
путем более качественного
Успешные деловые стратегии, как правило, направлены на развитие профессионализма в основных сферах деятельности фирмы. Профессионализм в основных сферах деятельности относится к научным разработкам, совершенству технологического процесса, производственным мощностям, продажам и распределению, обслуживанию покупателей и ко всему, что связано с конкурентной стороной плана производства, маркетинга или сервисного обслуживания. Это главное достоинство фирмы, которое является основой конкурентного преимущества, так как представляет собой специфический опыт работы и навыки, не имеющиеся у конкурентов и которые они не могут приобрести за короткий отрезок времени.
Деловая стратегия так же распространяется на планы по внедрению особых для корпорации статистических замыслов.
Главная ответственность
за деловую стратегию ложится
на плечи менеджера, отвечающего
за то или иное направление. Если даже
руководитель не принимает активного
участия в формировании деловой
стратегии, предпочитая делегировать
часть своих полномочий подчиненным,
он все равно ответственен за стратегию
и результаты работы. В диверсифицированных
корпорациях руководители хозяйственных
подразделений могут нести
2.3 Функциональная стратегия
Термин «функциональная стратегия» относится к управленческому плану действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Стратегия маркетинга, концепции, например, может представлять собой управленческий план по захвату части рынка в каком-либо виде деятельности. Корпорация нуждается в такой стратегии для каждой основной производственной единицы или части бизнеса.
Роль функциональной стратегии
заключается в поддержке общей
деловой стратегии и
Главная ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и зачастую обсуждает основные вопросы с главами других подразделений.
Координацию функциональной стратегии лучше осуществлять в стадии обсуждения. Если не координированные функциональные стратегии передаются руководству для окончательного одобрения, то обязанность руководителя - определить несоответствие и устранить их.
2.4 Операционная стратегия
Операционная стратегия
относится к ещё более
Главная ответственность
за разработку операционных стратегий
ложиться на руководителей среднего
звена, предложения которых должны
быть рассмотрены и приняты
Менеджеры среднего звена
управления - составная часть команды
по разработке стратегии корпорации.
Поэтому многие производственные звенья
имеют стратегически важные для
всей корпорации задачи и необходимо
иметь стратегические планы на местах,
чтобы достичь целей всей компании.
Региональному менеджеру
2.5 Факторы, формирующие стратегию
Очень многие факторы оказывают влияние на определение стратегии компанией. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании, всегда изменяется во времени. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличаются один от другого и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем начать выбор стратегии.
Глава 3. Планирование стратегии ООО «Альт-Канц».
3.1 Описание компании.
В данной главе будет рассмотрена стратегия крупной российской компании ООО «Альт-Канц». Компания занимается продажами канцелярских товаров. Является одним из лидеров на российском рынке.
Ситуация с продажей канцтоваров на российском рынке сложилась таким образом, что количество участников, действующих на этом рынке, очень велико. Одним из главных факторов, предопределивших такое развитие рынка, является то, что канцелярский рынок характеризовался отсутствием крупных капиталов. Это способствовало быстрому росту количества конкурирующих друг с другом компаний-продавцов, большинство из которых представляют собой сравнительно небольшие фирмы. На сегодняшний день в России насчитывается свыше трёх тысяч профессиональных операторов канцелярского рынка.
Огромное количество поставщиков
и торговых марок на рынке канцтоваров
делает этот рынок весьма непростым
для изучения и анализа. Достаточно
сказать, что полноценной картины
рынка, включающей ценовой анализ, не
имеется не только у потребителей,
но и у профессиональных участников
рынка. Сопоставление качества и
цен канцелярских товаров, предлагаемых
конкурирующими поставщиками, ограничивается
группой примерно в 50 наиболее важных
товарных позиций, что составляет очень
небольшую часть общего ассортимента.
К группе лидеров, занимающих значительную
суммарную рыночную долю, можно отнести
порядка 10-15 компаний-продавцов. При
этом наличие столь высокой
ООО «Альт-Канц» единственному в России удалось сформировать национальную розничную сеть в столице и регионах с самым большим количеством магазинов. Так ООО «Альт-Канц» имеет 35 магазинов в столице и 15 магазинах в регионах.
Некоторые особенности развития
российского канцелярского
3.2. Разработка стратегии
В розничной торговле продажа канцелярских товаров «Альт-Канц» осуществляет несколькими видами магазинов.
Универмаги предлагают подарочный
и предварительный ассортимент.
Как правило, это качественная и
дорогая канцелярская продукция. Специализированным
канцелярским магазинам сейчас приходится
действовать в достаточно сложной
конкурентной обстановке, поскольку
торговые комплексы типа супер- и
гипермаркетов, число которых постоянно
увеличивается в последнее
Кроме того, канцтовары могут
продаваться попутно с книгами,
игрушками, детскими товарами и пр.
Изделия подарочного и
В то же время главное преимущество специализированных канцелярских магазинов - в большом ассортименте и профессиональной подготовке продавцов. Специализация - главное преимущество, которое позволяет им успешно конкурировать с универсальными сетями.
Канцтовары, приобретаемые для дома и учебы, не являются для большинства потребителей неким особенным товаром. Как правило, крупная закупка канцелярских принадлежностей производится не чаще одного - двух раз в год, да и то в тех семьях, где есть школьники или студенты. В остальное время большинство потребителей предпочитает покупать канцтовары там же, где делается основная масса покупок. То же самое можно сказать о предпочтениях мелких корпоративных потребителей. Приобретать канцтовары для нужд своей фирмы небольшими оптовыми партиями в таких магазинах, как «Metro», вполне удобно для них и очень выгодно из-за крайне низких цен. При этом им приходится мириться с ограниченностью выбора, отсутствием возможности получить профессиональную консультацию, отсутствием бесплатной доставки и погрузо-разгрузочных работ, а так же с необходимостью выделять людей и транспорт минимум на половину рабочего дня для совершения подобных закупок.