Эволюция концепций менеджмента: основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Фредерика Уинслоу Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………3
Ф. Тейлор в формировании научного подхода к управлению. ……………………..5
Г.Эмерсон и Г.Форд их вклад в развитие. …………………………………………… 8
Бюрократическая и Административная теория. ……………………………………. 12
3.1. Бюрократическая теория М. Вебера…………………………………………….. 12
3.2. Административная концепция управления……………………………………. . 13
Подходы в менеджменте……………………………………………………………….17
Процессный подход………………………………………………………………..17
Системный подход…………………………………………………………………18
Ситуационный подход……………………………………………………………. 18
Основные положения «человеческих отношений»…………………………………..21
Основные направления современного менеджмента……………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

ОМСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Антикризисного  стратегического менеджмента»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

регистрационный номер_________________

 

на тему:             «Эволюция концепций менеджмента: основные этапы»

 

вариант №2

 

по дисциплине                                    «Менеджмент»

 

студента (ки)                        Баевой Тамары Владимировны

 

   4   курса                                 Заочная           полная                                       форма обучения

 

 

по специальности   Финансы и Кредиты

                               (шифр, название)

 

номер зачетной книжки   Ф-09-100

 

 

Рецензент: Колущинская Оксана Юрьевна

(Ф.И.О., ученая степень, ученое  звание, место работы, должность)

 

 

________________________  «____»________20___г.

(подпись)

 

Курсовая работа

 

(зачтена / не зачтена)

 

______________________

(подпись)

 

 

 

Омск – 2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  …………………………………………………………………………………………3

  1. Ф. Тейлор в  формировании научного подхода к управлению.  ……………………..5
  2. Г.Эмерсон и Г.Форд их вклад в развитие.  …………………………………………… 8
  3. Бюрократическая и Административная теория. ……………………………………. 12

3.1. Бюрократическая  теория М. Вебера…………………………………………….. 12

3.2. Административная  концепция управления……………………………………. . 13

  1. Подходы в менеджменте……………………………………………………………….17
    1. Процессный подход………………………………………………………………..17
    2. Системный подход…………………………………………………………………18
    3. Ситуационный подход……………………………………………………………. 18
  2. Основные положения «человеческих отношений»…………………………………..21
  3. Основные направления современного менеджмента……………………………….. 23

Заключение……………………………………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Менеджмент (от англ. Управлять) - вид деятельности по руководству людьми для достижения определенной цели при использовании  труда интеллекта и мотивации  поведения людей, с учетом определения  их деятельности; процесс целесообразного  воздействия на коллективы людей  для организации и координации  деятельности в процессе производства; вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, производительную и целенаправленную группу. 

Менеджер - человек, субъект управления, работающий в некоторой организации, профессиональный управляющий; человек, прошедший специальную  подготовку и добивающийся результатов  посредством других людей. 

История менеджмента начинается с «предыстории»  ( от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности. Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.

Возникновение современной науки управления относится  к началу XX в. и связано с именами  Фредерика Уинслоу Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

-развитие  реального общественного и затем  промышленного производства;

-появление  новаторов и теоретиков-идеологов,  обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;

-развитие  внутренней (собственной) логики  менеджмента, приводящее вкупе  с двумя вышеуказанными причинами,  к смене парадигмы (системы  принципов и подходов в менеджменте  как науке).

«История  учит» - этот тезис здесь более  чем уместен, так как позволяет  изучающему понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.

Теория  менеджмента характеризуется большим  количеством различных школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. В самом общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон), классическую или административно-функциональную школу управления, (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ф. Тейлор в  формировании научного подхода к управлению

Основоположник научной школы (вторая половина ХIX — начало XX в.) — американский инженер-механик Ф.У. Тейлор (1856–1915), изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства.

Тейлор впервые предложил рационализацию производства и за счет этого увеличение его объема. Если добиться последнего, рассуждал он, то рабочие смогут получать больше при меньших затратах труда и будут трудиться в  более достойных условиях, а предприниматели, увеличив свою прибыль, начнут вкладывать деньги в повышение технического уровня производства. Тейлор предложил  строгую научную систему знаний о законах рациональной организации  труда. Составными ее элементами являются:

математический способ исчисления себестоимости;

  • дифференциальная система оплаты труда;
  • метод изучения времени и движений (хронометраж);
  • способ расчленения и рационализации трудовых приемов;

инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в  так называемую доктрину научного менеджмента (классическая теория).

Проводя анализ трудовой деятельности работников, Тейлор пытался расчленить отдельные рабочие движения на элементарные составные части, устранить ошибочные, медленные и бесполезные движения и найти «идеальные» методы труда, позволявшие достигать наибольшей производительности. Вычислив также  минимально необходимое время для  восстановления сил и неизбежных не производительных задержек, Тейлор установил «лучшие методы» выполнения каждой работы, предельно короткое время. Применение тейлоровского подхода  оказалось чрезвычайно эффективным. На предприятиях, где была внедрена его система, производительность труда  возросла в несколько раз.

В теории научного управления ведущая  роль принадлежит научной организации труда. Администрация вырабатывает научный фундамент для каждого действия в различных видах труда, применяемого на предприятии. Далее, по научно обоснованным признакам, администрация производит отбор и обучение работников.

Взаимоотношения с работниками  администрация строит на

принципах сотрудничества, а разделение труда и ответственности значительно уравниваются. То есть эта доктрина акцентирует внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем. Все это способствовало повышению эффективности организации труда по сравнению со старыми системами управления. Фактически это представляло собой простое перенесение инженерных наук на управление в низовом производственном звене.

 Внедрение тейлоровской системы  значительно усложнило работу  мастеров и бригадиров, наделив  их многими функциями, ранее  не входившими в сферу их  компетенции. Это побудило Тейлора  отказаться от существовавшей  линейной системы организации,  при которой каждый рабочий  подчинялся только одному непосредственному  начальнику, и поставить вопрос  о специализации руководителей низового уровня.

Вместо непосредственного управления армейского типа Тейлор предложил функциональное управление, при котором каждый рабочий подчинялся не одному, а восьми узкоспециализированным непосредственным руководителям, ежедневно получая от них указания.

Тейлор явился пионером в области  разделения труда в сфере управления и планирования на различных уровнях организационной деятельности. Особое значение он придавал отделению функции планирования от исполнительской деятельности и убеждал в необходимости заранее планировать методы работы и всю деятельность организации в целом. Он полагал, что в идеале организацией должен управлять именно плановый отдел.

Однако на тот период предприниматели  взяли на вооружение только часть  организационных принципов, касающихся повышения производительности труда  через его рационализацию, а социальные идеи Ф. Тейлора были отвергнуты как  идеалистические.

Именно из-за этого в 1912 г., когда  подход Тейлора был довольно широко распространен, Американская федерация  труда объявил Тейлора врагом рабочих номер один. О Тейлоре  и его системе узнали в Европе после Первой мировой войны. Его  последователи стали распространять и развивать ее, но снова односторонне, видя в ней лишь средство повышения  производительности труда.

В 1920–30-х гг. видными  последователями Тейлора и активными пропагандистами научного менеджмента стали:

Г. Ганнт (1861–1919) — первооткрыватель в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия (графики Ганнта), системы заработной платы с элементами повременной и сдельной формы оплаты;

Френк (1868–1924) и Лилиан (1878–1972) Гилберт разрабатывали оптимальные способы выполнения любой работы, они первыми начали заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой;

Г. Эмерсон (1853–1931) сформулировал 12 принципов управления,

обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения и по сей день;

Г. Форд (1863–1947) ввел на автомобилестроительных заводах конвейерные линии, основанные на организации поточного производства, пооперационной специализации и разделении труда рабочих-сборщиков.

Постепенно движение «За научное  управление» стало выходить далеко за пределы США и получило широкое  признание в Германии, Англии, Франции, Швеции и других европейских странах, фигурируя там под различными названиями: «Менеджмент», «Научное управление», «Рационализация», «Научная организация  труда» и т.п.

И если первоначально все внимание было заострено лишь на проблемах  производства, бизнеса, то в дальнейшем стали формироваться и концепции  «научных принципов» организации и  управления, применимых ко всем сферам человеческой деятельности. (4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Г. Эмерсон и Г. Форд их вклад в развитие

Одним из видных последователей Тейлора  был известный ученый Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931).

Концепция эффективности (или производительности) Г. Эммерсона («12 принципов производительности труда», 1912 г,) представляет расширенную интерпретацию концепции рационализации. Последняя рассматривается Эммерсоном как система организационного и экономического взаимодействия процессов производства продукции и доведения ее до потребителя, обеспечивающая существенную экономию на эксплуатационных расходах. Организация хозяйственной деятельности представляется эффективной лишь в случае  безусловного выполнения 12 принципов борьбы за производительность. Поэтому акцент делается на подготовке  и обучении специалистов использованию этих принципов в практической деятельности. Все принципы объединяет идея рационализма в разных областях деятельности — экономической, социально-трудовой, технологической и производственной.( 8,ст.13).

Одним из наиболее существенных отличий  идей Эмерсона от преставлений других авторов школы научного менеджмента является его взгляд на связь между эффективностью и организационной структурой.

      Эмерсон рекомендовал использовать стандарты учета издержек для оценки эффективности работы организации. Бухгалтер по учету издержек, тесно сотрудничающий с инженером по эффективности (технологом), выполняет следующие функции:

      1) дает "промышленному  и деловому миру" определенные  стандарты и долларовую систему  мер, применимую к оценке всех  услуг, материалов и оборудования;

      2) проводит точный  количественный анализ и определяет  рыночную стоимость всех текущих  операций, с тем, чтобы информировать  о степени экономической эффективности;

      3) предоставляет  в распоряжение работников средства  и способы, которые обеспечивали   бы 100%-ю производительность.

Информация о работе Эволюция концепций менеджмента: основные этапы