Ювенальная юстиция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1. Понятие ювенальной юстиции
2. Назначение и функции ювенальной юстиции
3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
4. История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
2. Ювенальные технологии Ростовской области
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа ювенальная юстиция.docx

— 169.24 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, эти процедуры  могут способствовать обоснованному  прекращению дела за примирением  сторон. С другой стороны, обязанности, добровольно взятые на себя несовершеннолетним правонарушителем в процессе примирительной процедуры, могут быть возложены  на него в соответствии с положениями  статей 73 и 90 УК РФ. Процедуры восстановительного правосудия имеют воспитательное значение и способствуют подлинной ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя, формируя у него ответственное отношение к своим поступкам, а также дают реальную возможность защитить законные интересы потерпевшего.

Так, 22.02.2008 года постановлением Ювенального  суда города Шахты прекращено уголовное  дело в отношении четверых несовершеннолетних с применением принудительных мер  воспитательного воздействия в  виде передачи под надзор родителей  и ограничения досуга. Подростки  обвинялись в совершении преступления средней тяжести, предусмотренного ст. 158 ч. 2 п.п. "а", "б" УК РФ (кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение). К несовершеннолетним были применены меры воспитательного  воздействия в виде передачи под  надзор родителей на сроки от 1 года 6 месяцев до 11 месяцев, а также ограничения досуга (не появляться вне места своего жительства в период с 22 до 6 часов без сопровождения взрослых) на те же сроки.

При принятии решения о применении принудительных мер воспитательного  воздействия судом было принято  во внимание, что все подсудимые и их родители характеризуются положительно, ранее ни в чем предосудительном замечены не были, причиненный ущерб  возместили путем возврата похищенного.

Однако освобождение несовершеннолетних от наказания в данном случае не означает, что государство их полностью  простило.

В случае, если кто-либо из них, к примеру, в срок передачи под надзор родителей, систематически будет появляться на улице в период после 22 до 6 часов, то по представлению подразделения по делам несовершеннолетних 2 отдела УВД г. Шахты, принудительные меры воспитательного воздействия будут отменены судом с привлечением их к уголовной ответственности.

Один из вариантов осуществления  примирительной процедуры, проводимой на тех же условиях, используется в  судах Ростовской области в рамках досудебной подготовки гражданских  дел. По инициативе суда к участию  в деле привлекаются специалисты-психологи. При проведении психологом обследования и тестирования истец и ответчик (например, оба родителя), при общении со специалистом-психологом, могут прийти к взаимопониманию и учесть интересы ребенка, а в ряде случаев, психологическая помощь, полученная родителями, приводит к тому, что они вообще прекращают судебную тяжбу и находят компромиссное решение, устраивающее обе стороны и соответствующее интересам ребенка. Даже небольшой опыт внедрения ювенальных технологий в гражданское судопроизводство с участием несовершеннолетних показал их положительное значение, поскольку с помощью новых процедур удается сохранить и поддержать семью, помочь родителям найти взаимопонимание и сохранить семейные связи.

Остановимся подробнее на вопросах формирования на региональном уровне элементов пробации.

Вот как описывает взаимодействие уголовно-исполнительных инспекцией с  судами, работающими по ювенальным технологиям, заместитель начальника управления психолого-педагогической работы с осужденными - начальник  ОРУИИ ГУФСИН России по Ростовской области полковник внутренней службы Копылов Ф.В. (письмо в Ростовский областной суд №62/17/3-165 от 11.12.2007 г.):

"Отделом РУИИ ГУФСИН России  по Ростовской области проанализирована  деятельность уголовно-исполнительных  инспекций области по взаимодействию  с судами, работающими по ювенальным  технологиям.

В 15 городах и районах области  в судопроизводство с участием несовершеннолетних активно внедряются международно-правовые стандарты, действующие в сфере  ювенальной юстиции. В штаты судов  введена должность помощника  с функциями социального работника, с помощью которых поддерживается тесный контакт уголовно-исполнительной инспекции с судом по социальному  сопровождению несовершеннолетних, осуществляется контроль за отбыванием ими наказания и прохождением индивидуальной программы реабилитации.

Качественно проводится профилактическая работа по недопущению совершения несовершеннолетними  новых преступлений и правонарушений в городах Азове Батайске, Новочеркасске, Таганроге, Ленинском, Пролетарском и  Советском районах г. Ростова-на-Дону, Шахты, Аксайском и Егорлыкском районах.

По предложению областного суда ГУФСИН принято решение о специализации  сотрудников уголовно-исполнительных инспекции по работе с несовершеннолетними.

В помещении ювенальных судов г. Таганрога и Егорлыкского района выделены рабочие кабинеты для сотрудника УИИ. Это позволяет проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, постоянно корректируя ее с помощью суда, а также оперативно решать вопросы о наказании осужденных в случае, если они не наполняют возложенные на них судом обязанности, или, наоборот, поощрении за их примерное поведение.

В г. Таганроге в здании ювенального суда ежеквартально проводятся дни профилактики, в которых принимают участие несовершеннолетние осужденные, их родители или законные представители, инспектор ПДН УВД, УИИ, представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства. Несовершеннолетние отчитываются о своем поведении; по необходимости вносятся коррективы в их программу реабилитации.

Ежемесячно при судах г. Азова  и Таганрога, а в Ленинском  районе г. Ростова-на-Дону (из-за отсутствия отдельного помещения в суде - в  помещении ПДН ОВД или районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) проводится день взаимодействия представителей всех органов системы профилактики. Представители УИИ, ПДН ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других органов системы профилактики обмениваются информацией о проведенной профилактической работе с несовершеннолетними осужденными, определяют "группу риска", разрабатывают дополнительный индивидуальный план работы, способствующий исправлению каждого осужденного.

06.02.2007 года в ювенальном суде  г. Шахты прошло заседание "круглого стола" по вопросу взаимодействия сотрудников суда, правоохранительных органов и социальных служб по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Еженедельно на базе ювенального суда г. Таганрога с несовершеннолетними осужденными проводится групповой психологический тренинг по профилактике асоциального поведения с элементами правовых знаний, целью которого является расширение осведомленности несовершеннолетних в области права и повышения личной ответственности за свои действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Помощник судьи с функциями  социального работника ювенального  суда Егорлыкского района оказала содействие УИИ № 29 в заключение договора с "Социально-реабилитационном центром" по проведению постоянной индивидуальной работе психолога с осужденными несовершеннолетними.

Помощники судей с функциями  социального работника судов  городов Азова, Батайска, Новочеркасска, Таганрога, Ленинского и Советского районов г. Ростова-на-Дону, Егорлыкского района ежемесячно принимают участие в рейдах УИИ по проверке осужденных несовершеннолетних по месту их жительства в ночное время контроль за выполнением такой обязанности как обязанности находиться дома с 22..00 до 06.00 часов.

Программа индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего, определенная судом, практически снимает проблемы, с  которыми ранее сталкиваются работники  уголовно-исполнительных инспекций. Так, не возникает сложностей при решении  вопросов трудоустройства осужденных несовершеннолетних, возвращении их в образовательные учреждения и  т.п.

Тесное сотрудничество с судами, работающим по ювенальным технологиям, повышает квалификацию сотрудников  уголовно-исполнительных инспекций, позволяет  им лучше ориентироваться в вопросах права, педагогики, психологии, совершенствует их работу с подростками, способствует снижению рецидива".

Выше описана модель работы с  осужденными несовершеннолетними, которые отбывают наказание в  обществе.

А как быть с теми, кто отбывает наказание в местах лишения свободы? Не только в Ростовской области, но и в целом по России есть проблемы реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, а также молодых людей (отбывших наказание за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте), которые возвращаются в общество из колонии. В первую очередь, такие молодые люди сталкиваются с трудностями в трудоустройстве, продолжении обучения, а нередко, и с невозможностью проживания в семьях с асоциальными родителями и родственниками, в которые им приходится возвращаться после колонии.

Отсюда - неизбежен рецидив преступлений.

На сегодняшний день реальным оказанием  помощи условно-досрочно освобождаемым лицам в нашем государстве не занимается ни одна служба. Органы внутренних дел по месту жительства обязаны лишь осуществлять контроль за их поведением, но на них по закону не возложены полномочия по оказанию социальной помощи.

Не возложены эти полномочия и на уголовно-исполнительные инспекции. Таким образом, условно-досрочно освобожденные  лица "выпадают" из реабилитационного  пространства, поскольку их ресоциализацией и реабилитацией после освобождения не обязана заниматься ни одна из существующих служб.

Проблема может быть решена, если законодательно функции оказания помощи в ресоциализации и реабилитации условно-досрочно освобожденным из мест лишения свободы лицам возложить на уголовно-исполнительные инспекции с соответствующим финансовым обеспечением этой деятельности. Ведь сегодня уголовно-исполнительные инспекции занимаются контролем за исполнением наказаний, которые отбываются в обществе, например, обязательных работ, имеют опыт взаимодействия с муниципалитетами по созданию рабочих мест для отбывания обязательных работ. В случае передачи уголовно-исполнительным инспекциям полномочий по контролю за поведением и оказанию помощи условно-досрочно освобожденным лицам данные инспекции могли бы на основании договоров с муниципальными службами оказывать помощь освобожденным лицам в решении бытовых вопросов, трудоустройстве и т.п.

Но это проблема за один день не решится. Что же можно сделать  уже сейчас и что зависит от суда в решении проблемы условно-досрочного освобождения и предупреждения рецидива?

Ростовским областным судом  в 2007 году была обобщена практика рассмотрения судами области в 2006 году дел об условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания  несовершеннолетних, а также лиц, осужденных за преступления, совершенные  в несовершеннолетнем возрасте (ст.79 УК РФ, п.п.4, 4.1 ст.397 УПК РФ).

В соответствии с действующим законодательством, защита прав и законных интересов  потерпевших от преступлений, равно  как и соблюдение прав и процессуальных гарантий осужденных должны быть обеспечены на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе, на стадии рассмотрения судом вопроса об условно-досрочном  освобождении осужденных от отбывания  наказания.

Законодатель не устанавливает, какое  именно значение при решении вопроса  об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания могут  иметь те или иные сведения, предоставляя тем самым суду право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли эти сведения для признания  осужденного не нуждающимся в  полном отбывании назначенного судом  наказания и подлежащим условно-досрочному освобождению.

Важно при этом своевременное принятие мер по обеспечению общественной безопасности, предупреждению совершения вновь преступлений лицами, условно- досрочно освобожденными от отбывания  наказания.

В соответствии с ч.1 ст.175 УИК РФ ходатайство осужденного от отбывания наказания направляется в суд администрацией учреждения или органа исполняющего наказание вместе с характеристикой на осужденного.

Обобщение показало, что вносимые в суд характеристики и заключения администраций учреждений, в целом, соответствуют ч.1 ст.175 УИК РФ. В то же время, в таких характеристиках, практически, не содержится информации о том, каким образом осужденный загладил причиненный преступлением вред, чем подтверждается заявление осужденного о том, что он раскаялся в содеянном, не приводятся иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного, отсутствуют предложения администрации о необходимости возложения на осужденного обязанностей в соответствии с ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ, о принятых администрацией мерах по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве и оказании им необходимой помощи после освобождения (постпенитенциарные условия).

Таким образом, обобщение показало, что необходимо совершенствование  практики применения законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, в связи с чем судам Ростовской области даны следующие рекомендации.

Судам рекомендовано учитывать  следующие критерии применения ч.1 ст.79 УК РФ:

-отсутствие злостных нарушений;

-добросовестное отношение к  обязанностям;

-уважительное отношение к другим  осужденным и сотрудникам исправительной  системы;

-поведение осужденного за весь  период отбывания наказания;

-наличие у осужденного как поощрений, так и взысканий;

-в совокупности со всеми обстоятельствами  должна оцениваться категория  тяжести совершенного виновным  преступления;

-оставшийся не отбытый срок  наказания;

-число и характер судимостей, интервал между ними;

-причины, по которым ранее  примененное к лицу наказание не достигло своих целей (например, была ранее применена ст.73 УК РФ об условном осуждении, которая была отменена и лицо направлено для реального отбывания лишения свободы, осужденный отбывает это наказание и ходатайствует об УДО);

- возможности бытового и трудового  устройства после освобождения, сведения о наличии у осужденного семьи, близких родственников или иного жилья, куда бы он мог быть направлен после освобождения;

Информация о работе Ювенальная юстиция Российской Федерации