Ювенальная юстиция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1. Понятие ювенальной юстиции
2. Назначение и функции ювенальной юстиции
3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
4. История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
2. Ювенальные технологии Ростовской области
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа ювенальная юстиция.docx

— 169.24 Кб (Скачать файл)

16 января 2009 года постановлением  Президиума Верховного Суда Чувашской  утвержден Координационный совет  при Верховном Суде ЧР по  вопросам ювенальной юстиции.  В настоящий момент в стадии реализации находятся следующие мероприятия: составление Руководства с описанием технологии непрерывного социального сопровождения; с двумя ВУЗами ведутся переговоры о возможности проведения семинарских занятий со специалистами, занятыми с несовершеннолетними, попавшими в сферу уголовного производства, по вопросам психологии, социологии и педагогики; решается вопрос о привлечении студентов ВУЗов к социальному сопровождению несовершеннолетних по технологии ювенальной пробации. На стадии подписания находится соглашение об оказании студентами Чебоксарского филиала Московского кооперативного института бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию на базе существующей Юридической Клиники (торжественное подписание запланировано на конец мая 2009 года); внедрение в сферу уголовного производства примирительных процедур (восстановительное правосудие); к 1 июня 2009 года будет завершена работа по сбору банка данных об оказании реабилитационных услуг и предоставлению реабилитационных программ (отдельно - для несовершеннолетних правонарушителей и для несовершеннолетних - жертв преступлений); формирование службы ювенальной пробации в структуре КДН и ЗП. Для этого прорабатываются вопросы увеличения должностей специалистов КДН и ЗП, занятых в процессе непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.

Об эффективности ювенальных технологий свидетельствует существенное снижение рецидива преступлений несовершеннолетних.

Внедрение ювенальных технологий на региональном уровне создает предпосылки  к организации действительно  эффективной системы ювенальной юстиции в Российской Федерации. Внедрение ювенальных технологий осуществляется в инициативном порядке, при этом каждый регион использует имеющиеся  кадровые, финансовые, правовые и иные ресурсы.

2. Ювенальные технологии Ростовской области

Впервые термин "ювенальная юстиция" был введен в правовой оборот в  Российской Федерации в сентябре 1995 года "Основными направлениями  государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)", утвержденным Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года №942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков".

Поэтапная интеграция Российской Федерации  в международное правовое поле, в  том числе, вступление в Совет  Европы, обусловили необходимость совершенствования  национального законодательства в  сфере защиты прав и законных интересов  детей, обеспечения гарантий при  отправлении правосудия по делам  несовершеннолетних.

Практика внедрения ювенальных технологий в уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних в  Ростовской области стала формироваться  в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О  судебной практике по делам о преступлениях  несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. №7, рекомендовавшим применение норм международного права в судебной практике.

Непосредственно апробирование норм международного права в сфере  ювенальной юстиции в Ростовской области началось в январе 2001 года с начала реализации пилотного проекта в соответствии с Соглашением Ростовского областного суда, Управления Судебного департамента в Ростовской области и Программы Развития ООН "Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних" /ПРООН/ (2001-2003 г.г.).

Основное содержание проекта ПРООН - экономия уголовной репрессии и  оказание судом помощи несовершеннолетнему - правонарушителю в реабилитации, введение нового для России института - социального работника при суде, который готовил для суда доклад о личности несовершеннолетнего (Ростовским областным судом для этого  была разработана совместно с  министерством общего и профессионального  образования Ростовской области "Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя", одобренная Координационным Советом); при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего подсудимого - готовил для судьи предложения о привлечении социальных служб (органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) для проведения с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Такая профилактическая работа с несовершеннолетним стала проводиться после суда на основании частного постановления судьи ( ч.4 ст.29 УПК РФ).

В 2001-2003 г.г. в качестве социального  работника при суде работали представители  разных профессий - юристы, психологи, педагоги. Их отбор осуществлялся  на конкурсной основе в соответствии с рекомендациями Программы ООН, все они в рамках проекта работали на основе контракта с ПРООН и  финансировались этой программой.

К окончанию проекта в декабре 2003 г. стала ясна необходимость сохранения института социального работника  при суде, поскольку именно социальный работник оказывал неоценимую помощь судье в подготовке доклада о  личности несовершеннолетнего подсудимого, ресурсах семьи по его воспитанию и исправлению (эта информация позволяла  шире применять такие меры, как  принудительные меры воспитательного  воздействия - передача несовершеннолетнего  под надзор семьи, назначение наказаний, которые отбываются в обществе).

Кроме этого, именно через социального  работника при суде к участию  в судопроизводстве стали активно  привлекаться социальные службы (органы и учреждения системы профилактики), которым суд поручал проведение с подростком индивидуальной программы  реабилитации после суда, а также  оказание семье подростка, находящейся  в социально опасном положении, предусмотренной законом помощи.

Например, при исследовании условий  жизни и воспитания несовершеннолетнего  суд может установить, что подросток  проживает в неблагополучной  семье, находящейся в социально  опасном положении, родители подростка  не принимают мер по его содержанию и воспитанию, не контролируют его  поведение. жестоко с ним обращаются; может быть также установлено, что  подросток вообще утратил родительское попечение- не имеет родителей и лиц, их заменяющих. Либо, наоборот, семья подростка благополучная, совершенное подростком преступление осознается и тяжело переживается как им самим, так и его родителями, которые готовы со своей стороны принять все меры по устранению последствий преступления и могут оказать и оказывают на несовершеннолетнего положительное воздействие. Учет обстоятельств жизни и воспитания несовершеннолетнего для суда крайне важен, поскольку от этого во многом зависит выбор меры реагирования: применение принудительных мер воспитательного воздействия либо назначение наказания, а также его вид и размер, возможность применения ст.73 УК РФ, либо вообще освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или за примирением с потерпевшим.

Не только ученые-юристы, но и юристы-практики единодушны в том, что Уголовный  кодекс РФ очень психологизирован, достаточно сказать, что введение в правовой оборот новых положений о так называемой "возрастной невменяемости несовершеннолетних" (положения ч.3 ст.20 УК РФ) до сего времени вызывает вопросы в правоприменительной практике.

Поэтому с самого начала реализации проекта ПРООН в Ростовской области  к участию в судопроизводстве по делам несовершеннолетних стали активно привлекаться специалисты - психологи и педагоги Областного психолого-педагогического и медико-социального Центра министерства образования Ростовской области, а также аналогичных центров и служб, расположенных в районах и городах области. Именно эти специалисты показали возможности их участия в судопроизводстве при проведении психологической диагностики несовершеннолетнего до суда, а также в проведении курса психологической коррекции несовершеннолетних после суда силами специалистов указанных центров.

Поскольку имелась возможность  оказания несовершеннолетним психологических  услуг, суды стали применять такую  меру как возложение обязанности  на несовершеннолетнего пройти курс психологической коррекции в  указанных выше психологических  центрах.

Такие обязанности на несовершеннолетнего  возлагались как при применении принудительных мер воспитательного  воздействия в соответствии со ст.ст.90-92 УК РФ (например, в форме установления особых требований к поведению несовершеннолетнего) либо в качестве одного из обязательств при условном осуждении в соответствии со ст.73 УК РФ.

Деятельность по проведению курса  психолого-педагогической коррекции (социально-педагогической реабилитации) образовательными учреждениями, оказывающими педагогическую и психологическую  помощь несовершеннолетним, имеющим  отклонения в развитии, предусмотрена  Федеральным законом "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Но какой "обычный" судья знает  эти положения специального законодательства, если только он не специализируется на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних?

Важно, чтобы эта деятельность специалистов психологов, педагогов была востребована судами при рассмотрении дел в  отношении несовершеннолетних.

Следует отметить, что одной из сложившихся ювенальных технологий в Ростовской области является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка. Например, суд возлагает на условно  осужденного несовершеннолетнего  обязанности вернуться в общеобразовательное  учреждение, получить основное общее  образование или трудоустроиться.

Однако возложенные судом обязанности  подросток зачастую выполнить не может по объективным причинам: в  связи с тем, что его не берут  в общеобразовательное учреждение, отказывают в устройстве на работу. Поскольку причины, способствовавшие совершению преступления, оказываются  неустраненными, подросток становится для уголовно-исполнительной инспекции формально злостным неисполнителем возложенных на него судом обязанностей. Поэтому возложение обязанности оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод на должностных лиц органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений приняло форму частного постановления суда (часть 4 статьи 29 УПК РФ). Такое судебное решение является правовой основой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Тем самым суд выполняет профилактическую функцию в отношении правонарушений несовершеннолетних.

Описанные выше ювенальные технологии (возложение обязанности пройти курс социально-педагогической реабилитации, получение заключения психолого- медико-педагогической комиссии органа образования перед возложением на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение), апробированные в практике работы судов Ростовской области, впоследствии нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года №2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".

Сотрудничество судов со специалистами  органов образования, педагогами и  школьными психологами показало, что не всегда целесообразно формальное возложение судом на несовершеннолетнего  такой обязанности (в соответствии со ст.73 УК или ст.ст.90-92 УК РФ) как  обязанности возвратиться в образовательное  учреждение, потому что не все дети могут выполнить эту обязанность в силу имеющихся у них сложностей в освоении учебной программы. Именно поэтому суды стали принимать во внимание рекомендации специалистов - психологов и педагогов, о том, что прежде чем возложить на несовершеннолетнего обязанность возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения, необходимо получить заключение психолого - медико-педагогической комиссии органа управления образованием о том, что несовершеннолетний по своему психофизиологическому состоянию может обучаться. Эта практика работы судов Ростовской области также нашла отражение в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Уже в рамках проекта ПРООН начал  формироваться механизм взаимодействия судов с органами, исполняющими наказание. По инициативе Ростовского областного суда руководством ГУФСИН по Ростовской области была введена специализация  работников уголовно-исполнительных инспекцией по ведению дел несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, которые  отбываются в обществе.

Изменился подход к рассмотрению судами ходатайств об отмене условного осуждения  несовершеннолетнего. Суд стал внимательно  разбираться с причинами неисполнения несовершеннолетним условий условного  отбывания наказания за весь период, стал вызывать в судебное заседание  не только представителей органа, осуществляющего  контроль за поведением условно осужденного (уголовно-исполнительной инспекции), но и представителей ПДН ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных учреждений и т.д.

Практика такого неформального  рассмотрения указанной категории  дел показала, что подростки, зачастую, самостоятельно не могли выполнить  такие возложенные на них в  соответствии со ст.73 УК РФ обязанности, как возвращение в образовательное  учреждения либо трудоустройство, поскольку  в школу и на работу их отказывались брать.

Информация о работе Ювенальная юстиция Российской Федерации