Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1. Понятие ювенальной юстиции
2. Назначение и функции ювенальной юстиции
3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
4. История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
2. Ювенальные технологии Ростовской области
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Заключение
Список литературы
- определение на работу;
помещение в школу;
- отправка на родину;
- помещение в
В 20-е годы вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правила подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.
Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.
К огромному сожалению, эта, вторая, модель ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные акты выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.
Формальным рубежом
Постановлением от 7 апреля 1935 года
возраст уголовной
В советской юридической
Все рассмотренные выше законодательные
и правоприменительные акты выявили
карательную ориентацию правосудия
в отношении несовершеннолетних
за длительный период - от 1935 года до конца
50-х годов. Они утратили силу в
связи с принятием нового уголовного
и уголовно-процессуального
Принятые в ходе правовой реформы
конца 50-х - начала 60-х годов ХХ века
Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный
(УПК) кодексы уделили
Правовая реформа 90-х годов ХХ столетия утвердила общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Это положение существенно повлияло на содержание новых законов, в частности Уголовного (1996 г.) и Уголовно-процессуального (2001 г.) кодексов.
УПК и УК содержат отдельные главы,
относящиеся к
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Российское законодательство, в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в соответствие не только с нашей Конституцией, но и с принципами и нормами международного права и международными договорами.
Сегодня возможно применение норм международного права, которые стали частью правовой системы России. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, начинается с обеспечения прав и свобод несовершеннолетних граждан.
Одно из направлений ювенальной юстиции - создание специализированного правосудия по делам несовершеннолетних, при котором в судопроизводство активно вовлекаются социальные службы и общественные организации дл более эффективного разрешения дел с участием несовершеннолетних, обеспечения защиты их прав.
Вопрос о необходимости
Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года, утвердившим основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей ("Национальный план действий в интересах детей"), в числе мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних.
Необходимо отметить, что создание
специализированной судебной системы
по делам несовершеннолетних является
реализацией обязательств Российской
Федерации по применению общепризнанных
принципов и норм международного
права, прежде всего, Конвенции ООН
о правах ребенка, Минимальных Стандартных
Правил ООН, касающихся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних
("Пекинских правил"- 1985 г.), Руководящих
Принципов ООН для
Конституционное закрепление норм международного права как части правовой системы России явилось стимулом к развитию нового российского законодательства, воспринявшего принципы и нормы международного права.
Так, были приняты ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 27.07.1998 г. № 124-ФЗ, ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. 24 апреля 2008 года принят ФЗ "Об опеке и попечительстве"
Однако законодательства о ювенальной юстиции в нашей стране до сих пор не существует. Разработаны проект ФКЗ "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" (в котором указывается, что для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов создаются ювенальные суды в системе судов общей юрисдикции), проект ФКЗ РФ "Об ювенальных судах в Российской Федерации", проект ФЗ "Об основах системы ювенальной юстиции".
Тем не менее, дальнейших шагов по принятию данных документов до настоящего времени не осуществляется.
Отсутствие законодательных
Так, на протяжении 2001 - 2003 г.г. Ростовским
областным судом и Управлением
Судебного департамента в Ростовской
области реализовывался совместно
с Программой Развития ООН в Российской
Федерации (ПРООН) экспериментальный
проект "Поддержка осуществления
правосудия в отношении
В 2000 году в Ростовской области
побывала делегация Представительства
ПРООН в Российской Федерации, которая
познакомилась с организацией работы
судов, Управления Судебного департамента
при Верховном Суде РФ в Ростовской
области, прокуратуры, правоохранительных
органов и органов и учреждений
государственной системы
Именно Ростовскую область Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации определил как базовый центр поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в России.
После Москвы и Санкт-Петербурга в которых проекты ПРООН осуществляются уже несколько лет, Ростовская область стала третьим регионом России, к сотрудничеству с которым приступило Представительство ПРООН. Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта - познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом.
В Ростовской области отрабатывался
механизм взаимодействия судьи, специализирующегося
на рассмотрении уголовных дел о
преступлениях и материалов о
правонарушениях
Согласно данному проекту с 1
января 2001 г. в районных судах г. Ростова-на-Дону,
помимо существующей специализации
федеральных судей по рассмотрению
дел о преступлениях
В районные суды, участвовавшие в
проекте, в помощь судье по делам
несовершеннолетних, были введены социальные
работники - помощники судей с
функциями социального
Специально для работы социальных
работников при суде по поручению
координационного Совета Областным
психолого-педагогическим и медико-социальным
Центром министерства общего и профессионального
образования Ростовской области
были разработаны "Программа деятельности
социальных работников при суде"
и "Карта социально-
Судья при рассмотрении дела преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает меры по выявлению причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощи подростку. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.