Ювенальная юстиция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1. Понятие ювенальной юстиции
2. Назначение и функции ювенальной юстиции
3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
4. История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
2. Ювенальные технологии Ростовской области
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа ювенальная юстиция.docx

— 169.24 Кб (Скачать файл)

- определение на работу;

помещение в школу;

- отправка на родину;

- помещение в специализированные  воспитательные и лечебно-воспитательные  учреждения.

В 20-е годы вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью  несовершеннолетних. В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правила подсудности  дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору  народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило  о недопустимости рассмотрения дел  несовершеннолетних без участия  защиты.

К огромному сожалению, эта, вторая, модель ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные акты выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной  переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и  СНК СССР от 7 апреля 1935г. "О мерах  борьбы с преступностью среди  несовершеннолетних". Постановление  это на долгие годы определило недемократическую  прокурорскую и судебную практику в  отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание  связать его с другими постановлениями, положившими начало политическим репрессиям и насилию в нашей стране.

Постановлением от 7 апреля 1935 года возраст уголовной ответственности  по значительной части составов преступлений снижался до 12 лет. Восстанавливался принцип  применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, отменялась статья 8 Основных начал уголовного законодательства СССР, в котором речь шла об обязательном применении к малолетним правонарушителям мер медико-педагогического характера  и о преимущественном применении этих мер к несовершеннолетним. Из УПК РСФСР была исключена статья 38 о выделении дел несовершеннолетних в отдельные производства и направлении  их в комиссии для несовершеннолетних. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 20 июня 1935 года ликвидировались и сами эти комиссии. В период 1938-1941 годов различные ведомства значительно реже издавали правоприменительные акты, касающиеся несовершеннолетних, и их содержание становилось все более карательным. А в 1941 году принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних". В этом указе предписывалось применять постановление от 7 апреля 1935 года не только за умышленные преступления несовершеннолетних, но и за преступления, совершенные ими по неосторожности. До этого Указа Пленум Верховного суда СССР ориентировал суды на привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности по постановлению от 7 апреля 1935 года лишь за умышленные преступления. Так был нанесен фактически еще один удар по гуманистическим традициям ювенальной юстиции, пытавшейся существовать и в те мрачные времена.

В советской юридической литературе предпринимались попытки объяснить  усиление мер уголовной репрессии  по отношению к несовершеннолетним. Так, профессор С.В. Пивоваров писал: "установление уголовной ответственности  за ряд преступлений, начиная с 12-летнего  возраста, видимо, было продиктовано желанием указать несовершеннолетним, что советская власть предъявляет серьёзные требования к своим подрастающим гражданам" .

Все рассмотренные выше законодательные  и правоприменительные акты выявили  карательную ориентацию правосудия в отношении несовершеннолетних за длительный период - от 1935 года до конца 50-х годов. Они утратили силу в  связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства СССР и союзных республик в 1958-1961 годы.

Принятые в ходе правовой реформы  конца 50-х - начала 60-х годов ХХ века Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный (УПК) кодексы уделили несовершеннолетним серьезное внимание. В УК РСФСР 1960 г. были введены нормы, смягчающие санкции  в отношении несовершеннолетних, а также предусмотрена возможность  освобождения от уголовной ответственности  с применением принудительных мер  воспитательного характера. В эти  годы вновь введены комиссии по делам  несовершеннолетних, создан институт общественных воспитателей. В УПК  РСФСР 1960 г. выделена специальная глава "Производство по делам несовершеннолетних". Введение этой главы стало серьезным  шагом, в котором (при желании) можно  увидеть перспективу будущей  автономизации российской ювенальной юстиции.

Правовая реформа 90-х годов ХХ столетия утвердила общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Это положение существенно повлияло на содержание новых законов, в частности Уголовного (1996 г.) и Уголовно-процессуального (2001 г.) кодексов.

УПК и УК содержат отдельные главы, относящиеся к несовершеннолетним. Здесь содержатся нормы, вполне соответствующие  международным стандартам детского правосудия. Однако регламентация производства в отношении несовершеннолетних и особенности их уголовной ответственности  не исчерпываются содержанием норм, представленных в указанных главах, - последние лишь дополняют общие положения кодексов. Сегодня в России рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних по-прежнему осуществляется в контексте общих принципов и норм уголовной юстиции и имеет только некоторую специфику, скорее связанную с идеями смягчения уголовной ответственности, но не меняющую радикально саму систему.

Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции

1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области

Необходимость создания в нашей  стране ювенальной юстиции обусловлена  обязательствами, которые взяла  на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Российское законодательство, в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в соответствие не только с нашей Конституцией, но и с принципами и нормами международного права и международными договорами.

Сегодня возможно применение норм международного права, которые стали частью правовой системы России. Приоритет прав и  свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, начинается с  обеспечения прав и свобод несовершеннолетних граждан.

Одно из направлений ювенальной юстиции - создание специализированного  правосудия по делам несовершеннолетних, при котором в судопроизводство активно вовлекаются социальные службы и общественные организации  дл более эффективного разрешения дел  с участием несовершеннолетних, обеспечения  защиты их прав.

Вопрос о необходимости создания ювенальной юстиции (правосудия для  несовершеннолетних) впервые был  поставлен в Концепции судебной реформы 1991 года.

Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года, утвердившим основные направления  государственной социальной политики по улучшению положения детей ("Национальный план действий в интересах детей"), в числе мер по укреплению правовой защиты детства было предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что создание специализированной судебной системы  по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН  о правах ребенка, Минимальных Стандартных  Правил ООН, касающихся отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинских правил"- 1985 г.), Руководящих  Принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ("Эр-Риядские руководящие принципы"), Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Конституционное закрепление норм международного права как части  правовой системы России явилось  стимулом к развитию нового российского  законодательства, воспринявшего принципы и нормы международного права.

Так, были приняты ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, ФЗ "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации" от 27.07.1998 г. № 124-ФЗ, ФЗ "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. 24 апреля 2008 года принят ФЗ "Об опеке и попечительстве"

Однако законодательства о ювенальной юстиции в нашей стране до сих  пор не существует. Разработаны проект ФКЗ "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" (в котором указывается, что для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов создаются ювенальные суды в системе судов общей юрисдикции), проект ФКЗ РФ "Об ювенальных судах в Российской Федерации", проект ФЗ "Об основах системы ювенальной юстиции".

Тем не менее, дальнейших шагов по принятию данных документов до настоящего времени не осуществляется.

Отсутствие законодательных актов  в области ювенальной юстиции  привели к тому, что в ряде регионов России были предприняты самостоятельные  попытки внедрения форм ювенальной юстиции в тех рамках, которые  позволяет существующее законодательство.

Так, на протяжении 2001 - 2003 г.г. Ростовским областным судом и Управлением  Судебного департамента в Ростовской области реализовывался совместно  с Программой Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) экспериментальный  проект "Поддержка осуществления  правосудия в отношении несовершеннолетних", направленный на внедрение в судах  общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции.

В 2000 году в Ростовской области  побывала делегация Представительства  ПРООН в Российской Федерации, которая  познакомилась с организацией работы судов, Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области, прокуратуры, правоохранительных органов и органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Она сделала вывод  о том, что названные службы готовы к работе в системе ювенальной юстиции. Было заключено "Соглашение о сотрудничестве" между Ростовским областным судом, Управлением Судебного  департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области и Представительством программы развития ООН (ПРООН) в  Российской Федерации".

Именно Ростовскую область Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации определил  как базовый центр поддержки  судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в России.

После Москвы и Санкт-Петербурга в которых проекты ПРООН осуществляются уже несколько лет, Ростовская область стала третьим регионом России, к сотрудничеству с которым приступило Представительство ПРООН. Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта - познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом.

В Ростовской области отрабатывался  механизм взаимодействия судьи, специализирующегося  на рассмотрении уголовных дел о  преступлениях и материалов о  правонарушениях несовершеннолетних, с органами и службами государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по усилению социальной защиты подростков, представших перед судом, принятию воспитательных и реабилитационных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей вместо карательного и репрессивного подхода, по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних.

Согласно данному проекту с 1 января 2001 г. в районных судах г. Ростова-на-Дону, помимо существующей специализации  федеральных судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, введены новые должности - социальные работники при судах. Их задача - оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам  воздействия и реабилитации. Деятельность социальных работников финансово поддержана ПРООН. Для наблюдения за ходом реализации проекта и его поддержки при  Ростовском областном суде создан координационный  Совет.

В районные суды, участвовавшие в  проекте, в помощь судье по делам  несовершеннолетних, были введены социальные работники - помощники судей с  функциями социального работника, который оказывал содействие судье  в изучении психологических особенностей личности несовершеннолетнего, социальной и воспитательной среды подростка, в установлении причин и условий  преступления, в принятии мер совместно  с органами системы профилактики по их устранению, предупреждению правонарушающего поведения осужденного подростка  в будущем.

Специально для работы социальных работников при суде по поручению  координационного Совета Областным  психолого-педагогическим и медико-социальным Центром министерства общего и профессионального  образования Ростовской области  были разработаны "Программа деятельности социальных работников при суде" и "Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей", в соответствии с которыми оформлялись итоги  работы социального работника по каждому несовершеннолетнему, готовился  отчет для судьи, и содержались  рекомендации по проведению реабилитационной и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним после судебного решения.

Судья при рассмотрении дела преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает меры по выявлению  причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощи подростку. Доклады  социальных работников о результатах  социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают  судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.

Информация о работе Ювенальная юстиция Российской Федерации