Качества необходимые руководителю в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы– создание и характеристика образа руководителя в современной России.
Субъект исследования – руководитель.
Объект исследования – качества руководителя, и факторы которые на них влияют.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….. 2
Глава 1 Качества руководителей …………………………... 3
1.1 Профессиональные качества …………………………... 4
1.2 Личные качества ………………………………………… 5
1.3 Деловые качества ………………………………………... 6
Глава 2 Деловая репутация руководителя ……………….. 9
2.1 Профессиональные знания ……………………………. 9
2.2 Этика делового общения ……………………..…………9
2.3 Авторитет руководителя ………………………………. 10
Глава 3 Способности руководителя ………………………12
Заключение …………………………………………………. 17
Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Менеджмент ( ДЛЯ ПЕЧАТИ!!!!).doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

     К ним относятся:

     — высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

     — широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;

     — стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

     — поиск новых форм и методов  работы, помощь окружающим, их обучение;

     — умение планировать свою работу.

     Выделяют  три группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности руководителя: концептуальную (на высшем уровне ее доля доходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления ее доля также составляет около 50%.

     Способность концептуально мыслить в сфере  управления обусловлена в немалой  степени характером образования. Не случайно, что в США лишь 2% высших руководителей фирм — инженеры, а остальные — юристы, экономисты, психологи, управленцы (рис. 1). В нашей стране картина обратная: в 2008-2009 гг. 85% руководителей имели техническое образование, 13% — экономическое, 2% — гуманитарное (рис. 2).               

     США  (рис.1)

     

     Россия (рис. 2)

     

     2.2  Личные качества руководителя

     Личные  качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качество других работников, желающих, чтобы  их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.

     Однако  руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

     — умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить  и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;

     — энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;

     — контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить  в правильности своей точки зрения, повести за собой;

     — целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и  сконцентрироваться на нем, но при необходимости  легко перестроиться;

     — ответственность, способность управлять  собой, своим поведением, рабочим  временем, взаимоотношениями с окружающими, воспитывать их;

     — стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

     Требования  к руководителям в отношении  этих качеств неодинаковы на различных  уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

     В этих условиях целесообразнее всего  ориентироваться на требования должностных  инструкций или паспорта рабочего места  руководителя. 

     2.3 Деловые качества руководителя

     Под деловыми качествами понимается наличие  у руководителя следующих способностей:

     способности находить кратчайший путь к достижению цели;

     способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;

     способности к последовательному и инициативному  обеспечению их выполнения;

     способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).

     В чем же конкретно обнаруживаются деловые качества?

     Обладающий  деловыми качествами руководитель должен:

     Уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной  обстановке;

     Точно воспринимать предписания вышестоящих  руководителей;

     Разрабатывать альтернативные решения с последующим  выбором наиболее результативного;

     Своевременно  определить содержание действий, требуемых  для разрешения возникающих проблем;

     Ясно  ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;

     Проявлять волю и настойчивость в преодолении  возникающих трудностей;

     Оставаться  самокритичным в оценке итогов деятельности.

     Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию. Не вдаваясь в их обстоятельный разбор, заметим лишь, что они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей (знания и умения).

     Компетентность  понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как понимание связей различных явлений и процессов, как нахождение возможных способов и средств достижения намеченных целей.

     Руководитель, видимо, не может в одинаковой степени  быть компетентным по всем вопросам, в  решении которых он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной суммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.

     Некомпетентный, не разбирающийся в деле руководитель неизбежно оказывается в унизительной зависимости от своего окружения.

     Он  вынужден оценивать обстановку по подсказкам своих подчиненных или вышестоящих начальников.

     Он, как правило, затрудняется высказывать  весомые суждения, предпринимать  активные действия, давать полезные советы по специальным вопросам.

     Он  нередко вынужден имитировать полезную деятельность, ибо неспособен к реальным и ответственным действиям.

     Он  обычно, чтобы скрыть незнание дела, стремится окружить себя столь же некомпетентными людьми и отдалить способных работников.

     В практике руководства известны и  такие случаи, когда руководитель вполне компетентен в специальной  области знаний, но в процессе его деятельности возникают вопросы, в которых он несведущ.

     При этом он может пребывать в добросовестном заблуждении и искренне не сознавать  ограниченности своих знаний. Возможно, он вообще переоценивает себя или  испытывает своего рода управленческий синдром: раз назначен начальником, то не имеет права не знать чего бы то ни было. Избыточная самоуверенность не позволяет своевременно почувствовать потребность посоветоваться с людьми при подготовке тех или иных решений.

     Организаторские способности руководителя выражаются прежде всего в следующем:

     в умении выделять и четко формулировать  как перспективные, так и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи;

     в умении своевременно принимать аргументированные  решения и обеспечивать их выполнение;

     в умении согласовывать свои замыслы  с условиями действительности;

     в умении организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных;

     в умении постоянно и эффективно сотрудничать с другими подразделениями и с органами контроля.

     Руководитель  с организаторскими способностями  в состоянии быстро и правильно  оценить ситуацию, выделить первоочередные задачи и достаточно точно рассчитать сроки их решения.

     Особое  значение он уделяет рациональному  распределению работы между сотрудниками и их инструктированию; добивается реальной персональной ответственности каждого за выполнение возложенных на него функций. Развитое чувство ответственности такого руководителя помогает ему всесторонне взвешивать принимаемые решения и действия, быть

     собранным, аккуратным и дальновидным исполнителем. При всех обстоятельствах оставаться хозяином своего слова.

     Хороший организатор, как правило, обладает острым и гибким умом, сочетающимся с сильной волей. Результаты своих  решений он претворяет в жизнь оперативно и без лишних колебаний. Он всегда добивается завершения начатого дела.

     При этом он может пойти на определенный риск, действуя в условиях неопределенности смело и решительно, не дожидаясь указаний сверху и проявляя находчивость в сложных обстоятельствах. Риск его оправдан, ибо его смелость основывается на его компетенции. Здесь он отдает себе отчет в серьезности последствий.

     Зачастую  такой организатор не лишен также  «пробивных» способностей, которые  помогают ему находить наиболее результативные в данной ситуации ходы и верные средства решения проблем.

     Способный организатор опирается на разум всего коллектива, его настойчивость никогда не переходит в упрямство и нетерпимость к чужому мнению, он приучает подчиненных к самостоятельности.

     Организаторская работа немыслима без твердой  дисциплины и порядка, иначе большие  и хорошо продуманные усилия по улучшению организации деятельности могут быть сведены на нет.

     Соблюдение  дисциплины и порядка предполагает, в свою очередь, контроль со стороны  руководителя.

     Организаторские способности во многом определяются природными задатками, но они также приобретаются в процессе учебы и работы.

     Таким образом, чтобы стать истинно  деловым руководителем, недостаточно одной компетенции, то есть суммы  знаний, позволяющих глубоко разбираться  в деле и эффективно решать возникающие  проблемы. Для реализации самой компетенции и осуществления принятых решений необходимы также организаторские способности, то есть навыки налаживания совместной работы многих людей и умение добиваться выполнения принятых решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 

     Деловая репутация руководителя

     Деловая репутация означает - обдумывание или размышление, о чьих - либо достоинствах или недостатках с позиции сложившегося общественного мнения. Репутация - это не образ руководителя, а профессиональная сущность личности на социальном фоне общественных отношений. Репутация руководителя любой организации находиться в тех же пределах, что и обычных граждан общества, с учетом его профессиональных должностных обязанностей. Чем выше государственный чиновник или менеджер, тем больше публичный резонанс от его поступка. 

     Очевидно, деловая репутация руководителя имеет большое значение, т.к. это  его авторитет и среди подчинённых, и среди партнеров, и среди  высшего начальства. Помимо профессиональных, деловых и личных качеств, руководителю требуются профессиональные знания, этика общения, собственный авторитет, знание психологии и т.д. Всё это в совокупности формирует деловую репутацию руководителя.  

     3.1 Профессиональные знания. 

     Установлено, что по мере приближения к вершине  управленческой пирамиды объем необходимых  узкоспециальных знаний уменьшается.  Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах. 
 
 
 

Информация о работе Качества необходимые руководителю в современной России