Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:01, курсовая работа
Цель данной работы– создание и характеристика образа руководителя в современной России.
Субъект исследования – руководитель.
Объект исследования – качества руководителя, и факторы которые на них влияют.
Введение ……………………………………………………….. 2
Глава 1 Качества руководителей …………………………... 3
1.1 Профессиональные качества …………………………... 4
1.2 Личные качества ………………………………………… 5
1.3 Деловые качества ………………………………………... 6
Глава 2 Деловая репутация руководителя ……………….. 9
2.1 Профессиональные знания ……………………………. 9
2.2 Этика делового общения ……………………..…………9
2.3 Авторитет руководителя ………………………………. 10
Глава 3 Способности руководителя ………………………12
Заключение …………………………………………………. 17
Список литературы …………………………
3.2 Этика делового общения
Умение правильно общаться предполагает прежде всего способность разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. Для руководителя любого ранга, большая часть рабочего времени которого состоит в общении с самыми разными людьми, необходимо знание не только психологии, но и этики делового общения, которую можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
Деловое общение - это прежде всего коммуникация, т.е. взаимный обмен информацией, значимой для участников общения. Чтобы способствовать достижению целей партнеров по общению, необходимо правильно использовать средства коммуникации и уметь преодолевать коммуникационные барьеры.
Отдавая распоряжения, руководитель рассчитывает не просто на формальное выполнение подчиненным дела, но и на наличие у подчиненного желания это задание выполнить, поскольку желание - залог выполнения не только данного, но и последующих заданий.
Самым сильным мотивом появления у подчиненного желания выполнить распоряжение руководителя является обеспечение взаимопонимания между ними. Отсутствие или неспособность наладить взаимопонимание между участниками делового общения - одна из главных причин некачественной работы подчиненных.
Отдавая распоряжения, руководитель рассчитывает не просто на формальное выполнение подчиненным дела, но и на наличие у подчиненного желания это задание выполнить, поскольку желание - залог выполнения не только данного, но и последующих заданий.
Самым
сильным мотивом появления у
подчиненного желания выполнить
распоряжение руководителя является обеспечение
взаимопонимания между ними. Отсутствие
или неспособность наладить взаимопонимание
между участниками делового общения
- одна из главных причин некачественной
работы подчиненных.
3.3 Авторитет руководителя
Авторитет руководителя — это разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности. Это концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Следует отметить, что авторитет руководителя (как мера влиятельности), зависит не столько от занимаемой должности, сколько от личностных качеств человека. Часто формальный руководитель, например, директор, только думает, что он влияет на процессы в организации, а на самом деле — он лишь получает директорскую зарплату и отвечает за какие-то общие вопросы. Реально ситуацией управляет какой-нибудь авторитетный «серый кардинал», обладающий необходимыми личностными качествами.
Примеры поступков, которые могут разрушить авторитет руководителя, а значит и испортить его деловую репутацию:
- Сознательная ложь — особенно если она влияет на благосостояние, семью, статус, карьеру, место работы и пр. членов группы или группы в целом.
- Безответственные действия — как, например, вождение машины в состоянии алкогольного опьянения, приведшее к аварии, и последующая широкая известность этого факта.
-
Скандальный развод — особенно
если это связано с
- Регулярно повторяющееся безжалостное, жестокое обращение с окружающими.
-
Личные привычки, которые обычно
приводят к действиям,
В некоторых случаях, деловая репутация руководителя фирмы, прямо отражалась на её рыночной стоимости, как например репутация Стива Джобса, играла главную роль в цене на акции «Эппл». После его смерти, акции компании значительно упали в цене, несмотря на то, что это событие никак не повлияло на производство продукции и спрос на неё.
В
современной России, примеров, когда
авторитет непосредственно
Глава
3 Способности руководителя
Помимо всех прочих качеств, знаний и т.п., руководитель должен так же обладать и рядом способностей:
-Способность
к экстраполяции. Сильные лидеры не нуждаются
в обилии данных. Обладая глубокими и широкими
знаниями, они интуитивно понимают, как
далеко могут зайти в своей экстраполяции
ситуации. Эксраполяция-это применение
прошлого опыта к аналогичным ситуациям.
-Способность к разработке
нескольких проблем одновременно. Слишком
высокий показатель упорства по тесту
Эдвардса для успешно действующих руководителей
нежелателен. Требуется гибкость, составляющая
важнейший аспект поведения
лидера.
-Устойчивость в ситуации
неопределенности. Это одно из главных
качеств лидера: ему не страшна неизвестность
или отсутствие обратной связи. Белые
пятна не мешают его деятельности. Он справляется
со своим делом и без немедленной обратной
связи и разрешает проблемы, непосильные
для других, неспособных к действиям в
условиях неопределенности.
-Понимание. Успешно действующие
руководители высшего уровня обладают
высокой восприимчивостью, отличаются
развитой интуицией. Им присуща способность,
которую можно назвать «проворством в
уличной толчее». Они схватывают суть
дела интуитивно и быстро, обнаруживая
удивительную способность отличать существенные
стороны ситуации от несущественных.
-Способность брать управление
на себя. Лидер легко входит в роль руководителя
с момента своего назначения, не извиняясь
за него и не обращая внимания на претензии
тех, кто считал себя кандидатом на данный
пост. Он не позволяет их разочарованию,
зависти и ревности мешать выполнению
своих обязанностей.
-Настойчивость. Успешно
действующие руководители при отсутствии
ригидности и догматизма упорно выполняют
задуманное, даже если их точка зрения
оказывается непопулярной. Им присуще
интуитивное понимание, за какие идеи
следует держаться, при этом они активно
интересуются всеми доступными данными.
Их не пугает несогласие с ними других.
-Способность
к сотрудничеству. Успешно выполняющие
свои функции лидеры умеют подавлять свою
враждебность и действовать эффективно,
несмотря на нее. Им удается нивелировать
свои неприязненные чувства. Такому руководителю
свойственны умение разговаривать с людьми,
такт, возможность общения на любом уровне.
Благодаря хорошей способности к межличностным
контактам он добивается основательной
поддержки в организации для себя и своих
идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность
и агрессивность.
-Инициативность.
Успешно действующий лидер активен. Он
ведет в атаку. Ему понятны возможности,
ускользающие от внимания других. Он знает,
когда начать — это часть его интуитивного
знания. Когда другие колеблются, он действует.
Инициативность такого руководителя включает
одно из основных качеств, ведущих к успеху,
— способность рисковать.
-Энергичность.
Руководителю трудно добиться успеха,
не обладая выносливостью, без физических
и интеллектуальных возможностей. Запас
физических и интеллектуальных сил пополняется
за счет огромной энергии успешно действующего
лидера. Такой руководитель продолжает
дело, когда другие уже падают от усталости.
-Способность делать
ставку на других. Успешно действующий
руководитель охотно передает знания,
дает советы, помогает росту других, не
жалея на это время. Он всегда готов помочь
профессиональному росту и развитию, продвижению
других по служебной лестнице.
-Сензитивность.
Руководители высшего уровня восприимчивы
к чувствам других. Им свойственна эмпатия.
Они способны поставить себя на место
другого и испытать его чувства. Достигающие
успеха лидеры обладают своего рода личным
радаром, дающим им возможность ощущать,
что чувствуют и даже думают их коллеги.
-Идентификация
себя с делом. Наиболее успешно действующие
руководители способны переносить неудачи
без чувства поражения или унижения. Их
привлекает сам процесс достижения результата;
они не стремятся быть всемогущими и всеведущими,
не пытаются быть всюду одновременно,
делать всю работу за других, не стараются
казаться умеющими все.
-Лидеры высокого
уровня умеют поручать работу другим.
Их не привлекает власть как таковая, они
скорее заинтересованы в достижении цели.
Они получают настоящее удовлетворение
от успеха других, а не от собственного
неограниченного могущества. Власть, которой
они пользуются, происходит из уважения,
которое они внушают.
-Они не стремятся занять
как можно больше руководящих постов,
зная, что их влияние и так достаточно
и им не требуется применять власть для
достижения успеха. Они знают себе цену
и удовлетворены ею, у них полная уверенность
в себе. Все это дает такому лидеру силы
противостоять нежелательному развитию
событий.
-Способность к сочувствию.
Успешно действующие руководители проявляют
сочувствие к другим, не ожидая, что их
за это будут любить. Они способны непредвзято
и точно оценить своих подчиненных, прекрасно
понимая, что невозможно угодить всем.
Они умеют сочувствовать человеку, не
позволяя при этом сделать себя беспомощными
и нетребовательными.
Такой лидер прекрасно понимает, что стремление
во что бы то ни стало нравиться подчиненным
сделает его неспособным руководить ими.
Благодаря сильному чувству идентификации
он способен принимать непопулярные решения.
-Заинтересованность в росте
организации, а не в собственной карьере.
Настоящий лидер обязательно заинтересован
в том, что он оставит после себя. Его самое
сильное стремление — не к личной власти;
ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась
под его вкусы. Уходя, он хочет оставить
результат своей работы, а не унести все
с собой.
-Независимость. Добивающиеся
успеха руководители осознают границы
своих возможностей, сотрудничают с другими,
прислушиваются к ним, но когда дело доходит
до принятия окончательного решения, они
проявляют независимость.
Приняв решение на основе всех имеющихся
в их распоряжении фактов, они придерживаются
его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться
к решению, с которым он не согласен: он
скорее подаст в отставку, чем станет делать
то, что идет в разрез с его взглядами и
убеждениями
-Гибкость. Руководителю
нет необходимости сосредоточиваться
в каждый данный момент на единственной
проблеме: он может решать одновременно
несколько задач и, когда это необходимо,
переключаться с одного направления деятельности
на другое. Лидер должен быть открыт для
восприятия новых идей, новых способов
мышления, новых процессов. Стремящийся
к успеху руководитель развивает в себе
гибкость, понимая, что очень легко оказаться
ограниченным своими предпочтениями и
увлечениями.
19.Устойчивость к стрессу. Лидер умеет
заботиться о своем здоровье, как телесном,
так и психическом, и справляется со стрессами.
Он понимает, что для этого необходимо
вести сбалансированный образ жизни, и
управляет своей жизнью и своим временем.
Успешно действующий руководитель не
позволяет обстоятельствам и времени
управлять собой.
Он хорошо чувствует себя при таком образе
жизни и с удовольствием предвкушает все,
что ждет его впереди каждый день. Чувствуя
действие стресса, он знает, что предпринять,
чтобы избежать урона для здоровья.
20. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения
и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель
есть у его работы. Просыпаясь, он не просто
ждет, что преподнесет ему новый день.
Наличие цели предполагает планирование,
и каждый день приближает лидера к достижению
поставленной цели.
Целью обычно является осуществление
мечты: мечты о том, чем станет его корпорация;
мечты о том, чем станет вся его жизнь.
Лидер любит и умеет — часто философски
— говорить о своей мечте. Однако взгляды
руководителя не должны быть окостенелыми:
мечта должна развиваться, как и связанная
с ее осуществлением цель.
21.Руководство сообществом. Руководитель
использует свою власть и влияние на благо
общества. Он ответственно относится к
лежащей на нем ответственности, например,
по охране окружающей среды. Лидер отдает
свое время, силы и энергию улучшению жизни
людей и развитию общества, используя
для этого все имеющиеся в его распоряжении
ресурсы.
22. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются
руководители, обладающие чувством юмора.
Они способны видеть юмористическую сторону
там, где другие видят только трагедию.
Они не позволяют неудачам угнетать себя,
способны найти в ситуации что-то забавное.
Они легко находят разнообразные возможности.
Сделав ошибку, они признают ее и готовы
посмеяться над собой, а не взваливают
вину на других.
23. Цельность личностного идеала. Лидер
хорошо представляет себе, каков он, к
чему стремится, как живет — во всех смыслах
слова. Он последователен и постоянно
предпринимает усилия для того, чтобы
его слово не расходилось с делом, чтобы
соответствовать своему личностному идеалу.
Следствием совпадения этого идеала и
фактического поведения является то, что
лидер живет в мире с самим собой, с ним
легко общаться, окружающие чувствуют
себя с ним непринужденно, независимо
от их должности или общественного положения.
Люди не испытывают страха и охотно поверяют
ему свои горести и заботы; только личностная
цельность лидера делает это возможным.
Любой
руководитель намечает цели, которые
он хочет достичь, планирует свои
шаги, организует соответствующее производство,
распределяет продукцию, думает о зарплате,
экономии ресурсов, кредитах, ссудах, долгах.
При этом руководитель имеет дело с разнообразными
неодушевленными объектами, такими как
необходимые для производства материалы,
инструменты, производственные площади,
транспорт и т.п. Все это необходимо приобрести,
распределить, организовать, как правило,
в условиях дефицита времени, быстро меняющихся
условий и обстоятельств. По этой причине
руководитель постоянно оценивает ситуацию,
формулирует суждения, делает соответствующие
выводы. Принимает решения. Все это требует
от руководителя значительных интеллектуальных
усилий, способности быстро и качественно
решать обозначенный круг задач.
Заключение
Вместе с тем понятно, что руководитель не только постоянно думает о разнообразных неодушевленных, материальных объектах и процессах. Нет руководителя без подчиненных. Нет или почти нет руководителей, не являющихся одновременно подчиненными других руководителей.
Профессиональная
деятельность руководителя предполагает
его обязательное взаимодействие с
другими индивидами. Существенная часть
профессиональной деятельности руководителя
-это совещания с подчиненными, заседания,
планерки, летучки, пятиминутки, визиты
к начальству, собеседование с кандидатами
на вакантные должности. Никакие производственные
процессы не идут сами по себе. За ними
стоит слаженная, высоко организованная
совместная деятельность коллектива,
которая и существует как совместная лишь
постольку , поскольку есть необходимое
для такой деятельности взаимодействие,
общение. Более того, никакое производство
не функционирует в вакууме. Есть другие
производства, ведомства, общественные
организации (экологические, культурные,
религиозные). Поэтому руководитель не
может обойтись без встреч с общественностью,
совместных акций с реальными или потенциальными
партнерами. Понятно, что заключение контракта,
подписание договора, разрешение конфликта,
удачное совместное решение следует признать
продуктами интеллектуальной деятельности,
интеллектуального творчества руководителя.
Иными словами, анализ деятельности руководителя
дает определенные основания полагать,
что интеллект руководителя должен успешно
справляться, по крайней мере с двумя разными
типами задач:
- задач, связанных с вещами, неодушевленными
объектами и процессами, и
- задач, связанных с другими индивидами,
личностями, группами, общностями. Успех
деятельности руководителя зависит от
успешности решения им задач как первого,
так и второго типа.
Важно подчеркнуть, что подобное разграничение выделенных двух типов задач возможно только в рамках теоретического анализа интеллектуальной деятельности руководителя. В реальности провести их разграничение вряд ли возможно. Действительно, практически все задачи первого типа руководитель решает во взаимодействии с другими индивидами, т.е. в режиме не индивидуального, а совместного решения, которое отличается от индивидуального решения именно наличием общения со всем спектром связанных с ним проблем - взаимопониманием, взаимоотношениями, эмоциональным взаимодействием.
Единодушие в оценке высокой значимости интеллекта руководителя для успешности его профессиональной деятельности не мешает специалистам придерживаться существенно разных взглядов на природу интеллекта, методы его исследования, способы измерения уровня интеллектуального развития личности.
Кроме всех вышеприведённых качеств и способностей, руководителям в современной России необходимы так же:
Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.
Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.
Адекватная самооценка — выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.
Информация о работе Качества необходимые руководителю в современной России