Кадровая политика как инструмент эффективного функционирования организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить роль школы в политической социализации.
Объект исследования – политическая социализация.
Предмет исследования – школа как институт политической социализации.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную теоретическую литературу по теме исследования.
2. Уточнить задачи, факторы, этапы политической социализации.
3. Исследовать школу как агента социализации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………4
1 Кадровая политика как инструмент эффективного функционирования организации…………………………………………………............................................7
1.1 Основные понятия, цели и принципы кадровой политики……………………......7
1.2 Элементы и этапы построения кадровой политики……………………………….15
1.3 Влияние кадровых мероприятий на кадровую политику организации………….19
2 Особенности кадровой политики в ООО «РИКИ»………………………………….25
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «РИКИ»……………………………...25
2.2 Коэффициентный анализ финансового состояния предприятия…………………30
2.3 Анализ действующей системы управления персоналом и кадровой политикой организации………………………………………………………………………………37
3 Пути совершенствования кадровой политики ООО «РИКИ»………………………57
3.1 Разработка рекомендаций в соответствии со стратегией развития предприятия, направленных на совершенствование кадровой политики ООО «РИКИ»………….57
3.2 Проектирование Положения о наставничестве для ООО «РИКИ»………............61
3.3 Разработка тренинговой программы обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов………………………………………………………..64
3.4 План мероприятий по совершенствованию системы обучения и повышения квалификации персонала………………………………………………………………69
3.5 Проектирование программы кадрового резерва ООО «РИКИ»………………71
3.6 Кейс-стади…………………………………………………………………………..77
Заключение…………………………………………………………………..................81
Список использованных источников……………………………………...................84
Приложение А - Задание на дипломное проектирование………………………….87
Приложение Б – Структура управления ООО ГП «РИКИ»……………………….90
Приложение В – Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях 2006- 2008 гг……….91
Приложение Г- Положение «О наставничестве»……………………………………101
Приложение Д- Слайды………………………………………………………………105

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ итог.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее важным направлением в  организации работы с кадрами  становится постоянное и всестороннее развитие кадров, совершенствование  их знаний, профессиональных навыков  и умений. Суть работы состоит в  организации механизма, основанного на  личном интересе работника, экономических стимулах и социальных гарантиях, побуждающих персонал корпорации постоянно повышать свою квалификацию и профессионализм, что, в частности, позволит создать резерв для замещения более высоких должностей или ротации кадров в соответствии с потребностями производства. 

Центральным звеном этого механизма  является единая система непрерывной  подготовки и переподготовки кадров.

Это позволит наладить в  каждой организации качественный учет и анализ состава кадров, гибкое планирование переподготовки, более обоснованное формирование резерва кадров на выдвижение и его перемещение [41].

Особая роль в кадровой политике отводится развитию управленческих кадров, основанному на долгосрочном и текущем планировании - на так называемых программах управления карьерой руководителей. Они включают в себя индивидуальное планирование карьеры каждого управленческого работника с учетом потребностей организации и качеств кандидата на выдвижение на основе оптимальной увязки различных стимулов и гарантий с перспективой продвижения по должности. Кроме того, особое внимание при подготовке управленческих кадров уделяется изучению современных форм и методов управления производством, выработке навыков делового общения и коммуникативных качеств, необходимых в их деятельности [43].

Важнейшей составной  частью кадровой политики становится скоординированная система оплаты труда и вознаграждения за результаты труда. В настоящее время обоснованной взаимосвязи между качеством труда работников и его оплатой, социальными стимулами и гарантиями пока нет. Отсутствие современных методик по оценке труда, формальный и уравнительный подход к этому вопросу приводит к известным негативным последствиям.

Кадровая политика включает систему социального обеспечения и гарантий. Эта система должна быть направлена на усиление связи работника с организацией, улучшение микроклимата организации, повышение авторитета и имиджа [55].

В крупных коммерческих организациях и государственных структурах существует документально закрепленное представление  о кадровой политике, кадровых процессах, мероприятиях и нормах их осуществления. Если руководство организации заинтересовано в том, чтобы кадровая политика проводилась осознанно, то необходимо осуществить ряд этапов по проектированию кадровой политики.

Этап 1: Нормирование. Цель – согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к  сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.

Этап 2: Программирование. Цель – разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий сегодняшних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом настоящих и будущих изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.

Этап 3: Мониторинг персонала. Цель –  разработка процедур диагностики и  прогнозирования кадровой ситуации.

Необходимо выделить индикаторы состояния  кадрового потенциала, разработать  программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для организаций, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В этом случае можно говорить о существовании кадровой политики  как инструменте управления организацией [49].

 

1.3 Влияние кадровых  мероприятий на кадровую политику  организации

 

Политика организации  – совокупность правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кадровая политика в широком смысле – система принципов и норм, которые осознаны и соответствующим образом сформулированы, приводящие человеческие ресурсы организации в соответствии со стратегией фирмы. В узком понимании кадровая политика – набор конкретных правил, пожеланий, часто неосознанных во взаимоотношениях людей и организации [46, с.119].

Виды кадровой политики:

- Пассивная кадровая политика – руководство предприятия не имеет ярко-выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий в режиме экстренного реагирования.

- Реактивная кадровая политика – руководство осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, анализируются причины проблем, проводится адекватная экстренная помощь.

- Превентивная – организация располагает прогнозом развития организации в будущем, но не имеет средств воздействия на нее.

- Активная кадровая политика – организация имеет не только прогноз развития ситуации, но и средства влияния на нее. Кадровая служба способна разрабатывать антикризисные программы, воплощать их в жизнь и проводить мониторинг ситуации.

Можно также выделить открытую и закрытую кадровую политику (таблица 1). При открытой кадровой политике организация является “прозрачной” для потенциальных сотрудников на любом уровне. Новый сотрудник может прийти как на низовую должность, так и на должность высшего руководства. Такого типа политика адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоеваний рынка, ведущих политику быстрого выхода на передовые позиции. Однако в некоторых случаях открытость может быть и особенностью стабильно работающих организаций.

Закрытая кадровая политика заключается в том, что организация  ориентирована на включение нового персонала только низшего уровня, а замещение вакансий происходит из числа сотрудников организации. Данной политики придерживаются фирмы, ориентированные на создание определенной корпоративной атмосферы духопричастности к делам компании, а также это может применяться фирмами, которые работают в условиях дефицитов трудовых ресурсов [62].

 

Таблица 1 - Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики

Кадровый процесс

Тип кадровой политики

 

открытая 

закрытая

Набор  
персонала

Высокая конкуренция  на рынке труда 

Дефицит специалистов, отсутствие притока рабочей силы

Адаптация

Возможность быстрого включения  в конкурентные отношения, внедрение  новых для организации подходов, предложенных новичками

Эффективная адаптация  за счет института наставничества, высокой сплоченности коллектива, использование  традиционных методов

Обучение и развитие

Часто проводится во внешних  центрах, способствует заимствованию  новшеств

Часто проводится во внутрикорпоративных  центрах, способствует формированию единого  взгляда, общих технологий, адаптировано к работе организации

Продвижение сотрудников 

Затруднена возможность  роста, т. к. преобладает тенденция  набора персонала 

Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры

Мотивация и стимулирование

Предпочтение отдается внешней мотивации

Акцент делается на удовлетворении потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии


 

При выборе кадровой политики нужно детально изучить специфику компании. Исходя из анализа этой составляющей бизнеса в конкретных организациях, можно выделить два основания для определения видов кадровых политик:

1) Уровень осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий и связанное с этим влияние управленческого аппарата на ситуацию с персоналом в компании.

2) Ориентация на внутренние или внешние источники при формировании кадрового состава.

Кадровые мероприятия — действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.

Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости  от типа стратегии организации и  уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (таблица 2).

 

Таблица 2 - Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе кадровой политики

Тип стратегии 
организации

Уровень планирования

долгосрочный

(стратегический)

среднесрочный

(управленческий)

краткосрочный

(оперативный)

Открытая кадровая политика

Предпринимательская

Привлечение молодых  перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам

Поиск перспективных  людей и проектов, создание банка  кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. 

Установление контактов  с кадровыми агентствами

Отбор менеджеров и специалистов под проекты

 
Динамического роста

Активная политика привлечения  профессионалов

Разработка принципов  и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев — формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов

Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под  конкретные виды работ. Адаптация персонала

Прибыльности

Разработка новых форм организации труда под новые технологии

Разработка оптимальных  схем стимулирования труда, увязанных  с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих  мест

Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих)


 

Продолжение таблицы 2

Ликвидационная

Не рассматривается

Создание нормативных  документов по кадровому аспекту  ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству

Оценка персонала с  целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятости

Круговорота

Оценка потребности  в персонале для различных  этапов жизни организации

Поиск перспективных  специалистов

Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи

Закрытая кадровая политика

Предпринимательская

Создание собственных (фирменных) институтов

Поиск перспективных  студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии

Привлечение друзей, родственников и знакомых

Динамического роста

Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный — Япония)

Проведение внутрифирменных  программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. 
Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет

Набор сотрудников с  высоким потенциалом и способностью к обучению. 
Проведение программ адаптации персонала

Прибыльности

Разработка схем оптимизации  труда, сокращения трудовых затрат

Реализация программ обучения управленческого персонала. 
Разработка социальных программ

Создание кружков “качества”, активное включение персонала в  оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов “внутреннего найма” — совмещение

Ликвидационная

Не рассматривается

Проведение программ переподготовки

Поиск рабочих мест для  перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников

Круговорота

Создание “инновационных”  отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов

Разработка программ частичной занятости по основному  направлению с возможностью реализовать  активность сотрудников в направлениях, полезных фирме

Культивирование “философии фирмы”. Включение персонала в  обсуждение перспектив развития организации

Информация о работе Кадровая политика как инструмент эффективного функционирования организации