Кадровая политика предприятия: особенности, модели, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ действующей кадровой политики и стратегии управления персоналом Общества, выявление проблем в кадровой политике, организации системы кадрового планирования и разработки мероприятий по совершенствованию кадровой политики ОАО» Новосибирскэнерго».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы кадровой политики в организации…………………….5
1.1 Виды, сущность, цели и задачи кадровой политики…………………………..5
1.2 Кадровая политика как система управления людьми………………………..10
2. Анализ кадровой политики организации на примере
ОАО "Новосибирскэнерго"………………………………………………………..15
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия……………………...15
2.2 Анализ кадровой политики предприятия…………………………………….19
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры управления предприятием………………………………………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КР Менеджмент - Кадровая политика предприятия.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Персонал.

В отличие от кадров персонал является более широким понятием. Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Иными словами, основные характеризующие составляющие понятия "кадры" – постоянство и квалификация работников – для понятия "персонал" не являются обязательными.

Таким образом, объект кадровой политики характеризуется различными понятиями и определениями. Наиболее широким из них является термин"человеческий фактор",обозначающий совокупность различных отношений, которые складываются при участии людей в процессе создания жизненных благ, а наиболее узким –"кадры",под которыми понимают только постоянных и только квалифицированных работников. Между этими понятиями расположены термины"человеческие ресурсы", "трудовые ресурсы", "рабочая сила", "совокупный работник", "персонал"[1].

При этом понятие "человеческие ресурсы" относится одновременно и к наиболее широкому определению объекта кадровой политики, и к наиболее узкому. Человеческие ресурсы являются, как отмечалось, обобщающим, итоговым показателем человеческого фактора, а кадры есть социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы конкретного предприятия, региона, страны.

 

 

1.2 Кадровая политика как система управления людьми

 

Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:

   увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:

- переводить на сокращенные формы занятости;

- использовать на несвойственных работах, на других объектах;

- направлять на длительную переподготовку и т.п.

   подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;

   набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;

   набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п.

При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:

   требования производства, стратегия развития предприятия;

   финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом;

   количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;

   ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);

   спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;

   влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;

   требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

1.        Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.

2.        Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.

3.        Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.

4.        Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.

Объектом кадровой политики являются человеческие ресурсы, предметом – система управления человеческими ресурсами, включающая в себя ряд подсистем, а целью – формирование, подготовка, расстановка и рациональное использование высококвалифицированных кадров различных отраслей хозяйства и направлений деятельности. Определение объекта и предмета кадровой политики имеет важное значение для Дифференциации уровней управления человеческими ресурсами (для отраслевого уровня наиболее употребимой характеристикой человеческих ресурсов являются кадры и персонал, а для территориально-трудовые ресурсы и рабочая сила); сфер реализации кадровой политики (управление трудовыми ресурсами, занятостью и персоналом); подготовки специалистов в области менеджмента человеческих ресурсов названных уровней управления и сфер деятельности.

Как объект управления человеческие ресурсы являются одновременно производителями и потребителями материальных и духовных благ. Особенность управления человеческими ресурсами состоит в необходимости всестороннего учета интересов личности, организации, региона и всего общества, обеспечения их органического сочетания.

Субъект управления человеческими ресурсами –государство –разрабатывает комплекс социально-экономических и организационно-правовых мер, направленных на эффективное их формирование, распределение, перераспределение и использование.

Функцию управления человеческими ресурсами наряду с государственными осуществляют и негосударственные органы; к субъекту управления человеческими ресурсами относятся также профессиональные союзы и ассоциации, предпринимательские структуры, трудовые коллективы и др.

Предметом управления человеческими ресурсами является, как отмечалось, система социально-экономических отношений, складывающихся в области регулирования процессов их воспроизводства и развития.

Механизм управления человеческими ресурсами представляет собой совокупность отношений, форм и методов воздействия на их формирование, распределение, использование и возмещение.

Управление человеческими ресурсами составляет основное содержание кадровой политики. Оно направлено, во-первых, на формирование качественного кадрового потенциала и удовлетворение потребностей общественного производства в квалифицированных кадрах; во-вторых, на обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения и его оптимальное распределение между отраслями и регионами страны; в-третьих, нерациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений.

Структура кадровой политики.

По содержанию кадровая политика охватывает такие проблемы:

        целенаправленное, планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных работников, непрерывное повышение их профессионального мастерства, всестороннее образование и постоянное воспитание кадров;

        распределение и перераспределение работников по сферам занятости, регионам страны и видам профессиональной деятельности;

        рациональное использование кадров, моральное и материальное стимулирование их деятельности, развитие специальных способностей, формирование удовлетворенности трудом;

        организация кадровой и социальной работы, контроль за деятельностью кадров формирование и развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами.

Таким образом, кадровая политика как система управления человеческими речи предприятия, региона, отрасли и страны в целом включает в себя ряд основных направлений. Приведем важнейшие из них:

        Демографическая политика – часть кадровой политики государства, направленная на управление процессами демографического развития страны и ее отдельных регионов, т.е. воспроизводством и миграцией населения по территории страны.

        Политика в области образования – часть кадровой политики, целью которой является всестороннее развитие человека, его умственных и физических способностей, воспитание высоких нравственных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному и профессиональному выбору, обогащение на этой основе кадрового потенциала страны, обеспечение народного хозяйства квалифицированными работниками.

        Политика в области занятости – часть общегосударственной кадровой политики, связанная с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами и участием его в хозяйственной деятельности общества. Цель этой политики – создать такие материально-технические и социально-экономические условия, в соответствии с которыми каждому трудоспособному члену общества предоставляется объективная возможность участвовать в общественно полезном труде.

        Политика в области труда и заработной платы – часть кадровой политики, связанная с осуществлением контроля за мерой труда и потребления материальных и духовных благ, регулированием трудовых отношений и оплаты труда, его материальным стимулированием, состоянием и укреплением трудовой и производственной дисциплины, характером и условиями труда, его содержанием и др.

        Социальная политика – часть кадровой политики, направленная на создание благоприятных условий для наиболее полного развития человека, его личностного потенциала за счет всемерного улучшения труда и быта людей, организации здравоохранения, торгового и бытового обслуживания населения, развития жилищно-коммунального хозяйства, организации социального обеспечения, развития культуры и искусства, поднятия уровня жизни и др.

 

 

 

 

2. Анализ кадровой политики организации

(на примере ОАО "Новосибирскэнерго")

 

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

 

ОАО «Новосибирскэнерго» - крупнейшее предприятие Сибири, занимающееся производством электрической и тепловой энергии. Энергокомпания была создана в апреле 1931 г., в 1993 преобразована в открытое акционерное общество. В состав генерирующих мощностей энергосистемы входят пять тепловых электрических станций: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 в Новосибирске и Барабинская ТЭЦ. В структуре энергокомпании 2 филиала: «Генерация» и «Локальные котельные». Кроме того, создан ряд дочерних компаний, профилированных по видам деятельности. Общая численность персонала группы компаний ОАО «Новосибирскэнерго» - 9 343 человека.

Генеральный директор ОАО "Новосибирскэнерго" - Александр Николаевич Пелипасов.

Основные виды деятельности: Производство электрической и тепловой энергии.

Основные виды продукции:Электроэнергия - 64,7%

Теплоэнергия - 32,7 %.

Электрическая мощность ОАО "Новосибирскэнерго" составляет 2 522 МВт, тепловая - 6 782 Гкал/час.рго»

Рисунок 2.1 - Потребители энергии

В настоящее время ОАО «Новосибирскэнерго» - одна из самых динамично развивающихся российских энергокомпаний, которая первой в отрасли осуществила реструктуризацию, создав собственную рыночную инфраструктуру за счет активного привлечения инвестиций. Компания основывает свою деятельность на общечеловеческих демократических принципах: достоинстве личности, взаимном уважении и признании права всех клиентов на получение наших товаров и услуг - электрической и тепловой энергии, заявляет о готовности к сотрудничеству между отдельными лицами, группами и институтами нашего общества. Сегодня ОАО «Новосибирскэнерго» успешно адаптируется к новым условиям хозяйствования и устойчиво развивается как компания западного типа, открытая к диалогу, с прозрачной отчетностью (с 2002 г. в формате международных стандартов финансовой отчетности МСФО), уже получившая западное кредитование.

Социальные ориентиры компании сегодня – это, прежде всего, полное энергообеспечение региона, что даст возможность развивать новый бизнес, создавать новые рабочие места, обеспечивать более высокий уровень жизни. Это социальная ответственность компании перед потребителями, которая заключается в предоставлении повсеместно качественного продукта, отвечающего международным стандартам в области энергетики. Это заботаоб энергобезопасности, экологии, ресурсосбережении.

Филиал «Генерация» структурное подразделение ОАО «Новосибирскэнерго», в настоящее время имеет организационно – правовую форму в виде открытого акционерного общества.

Вся энергосистема представляет собой единый технологически сложный организм, осуществляющий производство, передачу и распределение тепловой и электрической энергии.

Среднесписочная численность всего персонала филиала «Генерация» 1233 человека. По своим технико-экономическим показателям в части выработки электроэнергии большинство электростанций филиала «Генерация» конкурентоспособны с электростанциями ФОРЭМ. Показатели экономичности работы электростанций находятся на уровне показателей идентичного оборудования по отрасли.

Основной целью всех подразделений филиала «Генерация», таких как подразделение № 2, подразделение № 3, подразделение № 4, подразделение № 5, Барабинская ТЭЦ является выработка энергии в необходимом объеме.

Информация о работе Кадровая политика предприятия: особенности, модели, эффективность